Министр инфраструктуры Владислав Криклий в своем блоге на сайте nv.ua дал смелый прогноз развития электрического транспорта в Украине. По словам министра, к 2030 году вполне реально увеличить долю электрокаров в стране до 75%. Кроме того, Владислав Криклий пообещал сделать все возможное для развития сети зарядных станций и, возможно, запуска производства электрокаров в Украине.
Владислав Криклий: «Чтобы экоавтомобили распространялись в Украине, необходимо создать соответствующую инфраструктуру. Прежде всего, нужно устанавливать зарядные станции, отводить отдельные места для парковки и освободить электромобили от уплаты НДС. Если люди будут уверены, что они без проблем и в любом месте смогут зарядить машину, спрос на «зеленые» авто возрастет.
Сейчас количество зарядных станций для электрокаров во всем мире превысило 1 млн. Почти 80% глобального автомобильного рынка переходит на электромобили и гибриды. Лидером по распространению «зеленых» авто является Норвегия. Там продается 24% электрокаров от общего объема продаж автомобилей. Электромобили в Норвегии не облагаются НДС и налогом на продажу. Кроме того, ряд муниципалитетов позволяет владельцам экоавто безвозмездно парковаться, заряжать свои машины и пользоваться автобусными транспортными полосами.
Во Франции, например, за то, что человек купил электрокар государство дает денежный бонус. В Германии покупатели имеют скидку 3-4 тысячи евро, электротранспорт и зарядные модули освобождаются от некоторых налогов, приборы для зарядки электромобилей обустраивают в многоквартирных домах.
Многие страны вообще решили отказаться от автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. Уже 17 стран объявили о такой цели. В Украине рынок электрокаров также развивается и спрос на такие машины ежемесячно растет. Мы входим в топ-5 стран по динамике развития рынка.
За первое полугодие 2020 года в нашей стране зарегистрировано 3384 электромобиля. Это на 16% больше, чем за аналогичный период прошлого года. А по состоянию на конец июля этого года — зарегистрировано почти 23 тысячи электромобилей и чуть больше гибридов, которые вместе составляют около 46 тысяч авто. Нам необходимо внедрять современные решения в инфраструктуре, которые будут удобными и комфортными для населения. Электротранспорт и электрозарядные станции должны стать неотъемлемой частью нашей жизни. Также необходимо уменьшить стоимость электрокаров.
Чем больше будет электрокаров, тем больше будет заправок и электрозарядных станций. Мы хотим, чтобы заправки были в каждом доме и у людей не возникало проблем с подзарядкой машины. Речь идет о том, чтобы при строительстве домов создавать сразу стоянки с зарядными станциями.
Сейчас по украинскому законодательству размещать электрозарядки можно только на дорогах государственного значения, которых 46,6 тысячи километров. А требования к количеству заправок на дорогах местного значения, которых 117 тысяч километров, не определены. Это ограничивает возможность передвижения на таком виде транспорта по стране. Норма только для электрозарядок на парковках — количество мест на стоянках, оборудованных зарядками, должно быть не менее 5% от всего количества паркомест. Также есть проблемы с получением технических условий на подключение, исходя из неопределения напряжения и мощности.
Национальной транспортной стратегией до 2030 года предусмотрено стимулирование использования электромобилей. В ближайшее время мы планируем обновить ее положения. Цель — увеличить долю электрокаров до 75% в 2030 году.
Министерство инициировало и присоединилось к разработке ключевых изменений в государственные строительные нормы в части размещения электрозаправок на дорогах.
Что хотим сделать?
внести изменения в государственные строительные нормы
внести изменения в законодательство и создать Всеукраинскую базу сети электрозаправок
создать условия для установления зарядных станций на всех автомобильных дорогах общего пользования
Также одна из главных задач — создать условия для производства электромобилей в Украине. Например, Государственное космическое агентство, завод Южмаш и южнокорейская компания Caris подписали меморандум по производству 5 тысяч электробусов до 2023 года, а также 7,8 тысячи зарядных станций. Это не только локализация производства электробусов в Украине, но и обмен технологиями.
Также недавно презентовали первый украинский электромобиль для людей с инвалидностью. Его разработали на базе Smart. Называется он Ukrainian Social Electric Car (USEC). Эта машина позволит людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата комфортно перемещаться по городу. Человек с инвалидностью может заезжать в автомобиль: при поднятии крышки открывается специальная платформа. Водитель в этой машине может использовать ручное управление.
Технологии развиваются в бешеном темпе и мы должны держать руку на пульсе. А Правительство и Верховная Рада должны создавать условия для распространения электромобилей в Украине и развития надлежащей инфраструктуры».