Зимнее дизельное топливо (ДТ) является нефтепродуктом, разработанным для использования в скоростных моторах при низких отрицательных температурах воздуха. Отдельные виды горючего («Арктика») могут выдерживать до -50 градусов без кристаллизации. Сегодня это наиболее низкая характеристика. Благодаря этому зимнее ДТ может использоваться в транспортных средствах в условиях Крайнего Севера.
Как выпускается
Зимнее ДТ и «Арктика» производятся методом прямой перегонки нефти. При выпуске в основу продукта добавляются специальные элементы, благодаря которым уменьшается вязкость, снижается температура затвердевания состава. Нужно учитывать, что к ДТ «Арктика» предъявляются особые требования, и речь идет не только о соответствии температурным стандартам. Этот тип горючего обязательно должен иметь свойства смазки, что важно для сильного холода.
Что касается состава, то зимнее ДТ больше похоже на керосин, но в нем имеются тяжелые молекулы. При изготовлении производители используют продукты вторичной и первичной переработки, также обязательным этапом является гидравлическая очистка. Использование специальных агрегатов и оборудования позволяет убрать из состава топлива серу. Для зимнего типа горючего основными характеристиками считаются вязкость, температура воспламенения, а также цетановое число. Чтобы улучшить эти характеристики, при изготовлении производители добавляют в состав особые присадки.
В процессе также применяется технология депарафинизации. Ее принцип основан на удалении из летнего ДТ парафинов. В целом, эта процедура является более дорогостоящей, что влияет на себестоимость горючего. Чтобы не увеличивать цены на дизельное топливо, производители стараются не использовать затратные технологии. Тем более что и без них можно получить продукт, соответствующий европейским нормам экологичности и стандартам качества. При заправке таким топливом можно не переживать, что мотор машины не заведется в мороз.
«Арктика»: отличия и основные характеристики
Особенности горючего, предназначенного для Крайнего Севера:
- Цетановое число такого топлива составляет не менее 45. Этот параметр, в целом, считается одним из самых важных, поскольку при его уменьшении износ цилиндров силового агрегата происходит намного быстрее. В результате мотор автомобиля будет работать со сбоями, возможно детонирование, агрегат начинает троить. Соответственно, снижается и его КПД. В европейских странах производителям запретили выпускать зимнее ДТ, в котором цетановое число ниже 48.
- Плотность ДТ. Для зимнего топлива типа «Арктика» данная величина должна составить около 830–840 кг/м3. Этот показатель несколько ниже, чем у летнего вида горючего, но при его формировании производители учитывают сжатие энергоносителя в момент остывания.
- Показатель удельной вязкости. Он составляет около 1,4–4 мм2/с. Эта величина обеспечивает возможность ДТ проходить по трубам топливной системы через насос и в камеру сгорания. Если удельная вязкость выше заявленного значения, топливовоздушная смесь не сможет прогорать до конца. Соответственно, часть горючего будет оставаться в цилиндре, мотор станет работать под избыточной нагрузкой. Это приведет к тому, что его конструктивные элементы и агрегаты начнут изнашиваться быстрее. Если вязкость снизится, это станет причиной увеличения трения между основными узлами. Именно поэтому важно, чтобы данный индекс был в заявленном диапазоне.
- Температура воспламенения ДТ. Для арктических жидкостей эта величина должна находиться в диапазоне 35–62 градусов. Более точное значение определяется типом или маркой ДТ.
- Содержание серы в составе. Параметр должен быть не больше 0,02%. Если данный показатель выше, это приведет к образованию нагара. Кроме того, на внутренних стенках мотора может появиться коррозия, и ее распространение будет более быстрым. В итоге возможно разрушение металлических элементов и прокладок.
Не менее важной характеристикой является температура застывания ДТ. Для качественного зимнего топлива она может достигать до -55 градусов, если речь идет именно об «Арктике». При -25 градусах жидкость начинает мутнеть, поэтому показатель в -35 часто является предельной величиной фильтрации.
Вкратце о видах арктического ДТ
Можно выделить три основных разновидности этого типа топлива. Между собой они различаются по температуре застывания, которая может составить от -44 до -52 °С. Другие характеристики обязательно находятся в пределах требований экологичности и безопасности. Все свойства должны указываться в техническом паспорте на целую партию горючего.