Борьба за окружающую среду в Европе продолжается - Европейская комиссия предложила Евросоюзу еще больше ужесточить ограничения на выбросы автомобилей. Новая инициатива встретила отпор со стороны немецких автопроизводителей, но если новые нормы все же примут, это серьезно отразится и на рынке Украины.
Об этом в комментарии APnews рассказал Олег Назаренко, генеральный директор Всеукраинской Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров.
Новые нормы предусматривают, что к 2030-му году объемы выбросов СО2 в автомобилях должны упасть на 35% по сравнению с нынешними нормами. В качестве промежуточной цели указывается падение выбросов на 15% к 2025-му году. Отдельно прописана и стимуляция роста "автомобилей с нулевыми или сниженными выбросами" - гибридами и электрокарами. Их доля на рынке к 2030-му году должна составить те же 35%.
При этом Олег Назаренко заверяет, что уже сейчас Европейский Союз, и Германия в частности, борются со старыми автомобилями.
"Уже сейчас автомобилям, которые не соответствуют Евро-6, запрещен въезд в определенные города Германии. Оплата за пользование немецкими дорогами зависит от экологичности транспорта: для Евро-6 оплата ниже, для более вредных автомобилей - дороже. И уже сейчас экологический сбор той же Германии зависит от класса экологического автомобиля. То есть европейские власти делают все, чтобы немцы избавлялись от старых авто, не соответствующих Евро-6", - отмечает эксперт.
А вариантов того, как избавиться от старого автомобиля, у немцев немного: либо сдать в утилизацию (и заплатить при этом), либо отдать украинцам и не платить ничего. "У немцев есть пословица: "Мы не такие богатые, чтобы ездить на старых автомобилях". На старых автомобилях действительно может ездить только очень обеспеченный человек. Потому что его надо ремонтировать, а вы сами можете прикинуть, сколько стоит час работы мастера-автомеханика при средней зарплате на СТО Германии в 5000 евро", - говорит Олег Назаренко.
И куда едут такие автомобили? По словам Назаренко, варианта, по большому счету, всего два - либо в Африку, либо в Украину. "Они попадут не в другие страны ЕС, потому что там действуют такие же ограничения. В Россию вывезти их тоже нельзя - туда запрещен ввоз автомобилей, не соответствующих Евро-5. В Беларуси та же ситуация. А в Украину можно ввозить любые автомобили, даже Евро-0, если они подержанные", - говорит Назаренко.
И сразу же отмечает парадокс - разрешение распространяется только на подержанные авто, а вот новые машины, даже соответствующие Евро-4, в Украину ввозить нельзя. Поэтому введение новых экологических требований к автомобилям только увеличит поток б/у машин из Европы на дорогах нашей страны. При этом Назаренко уверен - проблема не в старых автомобилях, а в общем уровне бедности в стране.
"Если у нас на СТО будут зарплаты, пусть не такие, как в Германии, но хотя бы такие, как в Польше - отремонтировать машину за 100 долларов у дяди Васи в гараже не удастся. Потому что дядя Вася потребует минимум 1000 долларов. Такие деньги платить никто не будет, и старые автомобили, зная во сколько обойдется их ремонт, завозить никто не будет. Законы экономики", - уверен Олег Назаренко.
Именно поэтому решение проблемы неэкологичных машин на "евробляхах" эксперт видит в повышении благосостояния украинцев. Тогда уже из Украины подержанные авто будут отправляться "на пенсию" в другие страны.