Почему в свое время от практики техосмотров решили отказаться, и почему к ней снова обратились сейчас.
В начале 2020-го года в Украине вновь заговорили о возвращении обязательного технического осмотра транспортных средств. Соответствующий проект закона появился на сайте Министерства инфраструктуры в конце февраля.
А уже в октябре в одном из интервью министр инфраструктуры Владислав Криклий вновь заговорил о том, что министерство разрабатывает законопроект о проведении в Украине технических осмотров транспортных средств. Правда чиновник не оставил даже приблизительной даты возвращения такого проекта.
Редакция APnews совместно с директором информационно-аналитической группы "Автоконсалтинг" Олегом Омельницким решила разобраться, почему в свое время от практики техосмотров решили отказаться, и почему к ней снова обратились сейчас.
Техосмотры отменяли, чтобы побороть коррупцию
Обязательный технический осмотр автомобиля каждые два года Верховная Рада отменила в 2011-м году. Тогда за отмену ратовали даже в МВД, признавая – техническое состояние автомобиля становится причиной ДТП только в 1% случаев.
То есть при многократном увеличении коррупционных рисков, безопасности на дорогах техосмотры не способствовали. И пусть тогда обязательный ТО отменили только для частных автомобилей, вернуть его пытались все это время.
Почему техосмотр возвращается
В 2020-м причиной для возвращения техосмотров называют директиву Европейского Союза. Впрочем, и без нее необходимость техосмотров отмечают, к примеру, первый заместитель начальника Главного сервисного центра МВД Украины Юрий Смольянинов.
"Техосмотр нужен на 100 процентов. Понимаю проблему для тех, кто его будет проходить. Есть транспортные средства, которые по своим техническим характеристикам в принципе не соответствуют нормам. Во многих старых моделях авто не предусмотрены катализаторы. Они не имеют шансов пройти этот осмотр. Таких машин около 2,5-3 миллионов", - рассказал Смольянинов.
Правда, в законопроекте, который был опубликован на сайт Мининфраструктуры, техосмотр "переименовали" в "проверку транспортного средства на пригодность к эксплуатации". Олег Омельницкий в эксклюзивном комментарии для APnews высказал свое мнение – почему техосмотры хотят вернуть:
"Это очень большой и ценный рынок. В активном автопарке в Украине сейчас около шести миллионов автомобилей. Если за осмотр каждого платить 1 000 гривен или больше - это рынок на миллиарды гривен".
Возвращение кормушки и новые проблемы с "евробляхами"
По мнению Олега Омельницкого, в целом в техосмотре для легковых автомобилей нет ничего плохого, но в условиях Украины такая инициатива Министерства инфраструктуры вызывает много вопросов.
"Возвращение техосмотров не изменит ситуацию на дорогах, потому что большинство ДТП у нас происходит не из-за технического состояния автомобилей. Было бы логичнее акцентировать внимание на грузовом и автобусном транспорте (эти техосмотры не были отменены). Но мы видим, что по дорогам ездят довольно сломанные автобусы и грузовые авто", - уверен Омельницкий.
Более того, возвращение техосмотров сейчас станет громадной проблемой для владельцев "евроблях", которые поставили свой автомобиль на учет. По словам нашего эксперта, в 2019-м году таких авто было 250 000. Не меньшие риски есть и для автомобилей 1990-х и 2000-х годов – они также не смогут пройти техосмотр.
"В этих автомобилях нет каталитического нейтрализатора (или стоят какие-то обманные устройства). Из 10 миллионов автомобилей почти миллион авто сразу встанет "на прикол", - заметил Омельницкий.
В сухом итоге стоит заметить – возвращение техосмотра в Украине сейчас способно вызвать серьезные проблемы у массы автомобилей и автомобилистов. Единственный шанс – что инициаторы проекта придумают как разобраться с проблемой старых авто.