Построить один километр дороги в Украине стоит десятки миллионов гривен. При этом стоимость в разных областях Украины существенно отличается.
Сколько стоят украинские дороги
По подсчетам CoST, средняя стоимость нового строительства 1 километра дороги в Украине в этом году стоит более 90 миллионов гривен. Это на 14% меньше, чем в прошлом году. Вероятно, удешевление услуг связано с тем, что подешевели материалы. В частности, битум на 12%, эмульсия битумная на 8% и тому подобное.Реконструкция 1 километра дороги в этом году в среднем обошлась в 65 миллионов гривен. Это также меньше, чем в прошлом году - на 45%. Реконструкция - это расширение или любая перестройка дороги с целью увеличения пропускной способности или безопасности.
Капитальный ремонт наоборот стал немного дороже. За 1 километр капитального ремонта из бюджета Украины выдавали в среднем чуть более 25 миллионов гривен, что на 4% больше, чем в прошлом году.
Почти вдвое стал дороже средний текущий ремонт одного километра дороги. Теперь он стоит 11 миллионов по сравнению с 6 миллионами в 2019 году.
Почему стоимость ремонта удвоилось
Однако, как объясняют в CoST, которые активно мониторят строительство и ремонт дорог, причина подорожания в более качественном ремонте. Если раньше ремонтировали только верхний слой, как того требовали стандарты, то теперь ремонт делают более комплексно.Текущий средний ремонт в этом году подразумевает под собой очень большой объем работ, и мы это подтверждаем, мы проводили исследования отдельных объектов. Действительно закладывается много дополнительных работ по этим объектам, - пояснил Святослав Абрамов, исполнительный директор CoST в Украине.
"Если говорить о стоимости текущего среднего ремонта, работы выполнены не просто так - срезали асфальт и сверху что-то накатали, а действительно усилили основу, обустроили освещение, барьерное ограждение. Это все есть", - добавила Александра Азархина с "Укравтодора".
А директор "ГосдорНИИ" Артем Безуглый отметил, что в этом году в рамках текущего среднего ремонта начали принимать меры безопасности, чего не делали раньше. Это, в частности, обустройство остановок, пешеходных переходов и освещения.
Где в Украине самый дорогой ремонт дорог
В некоторых областях ремонт 1 километра дороги обходится значительно дороже, чем средняя по Украине стоимость в 11 миллионов. Самые дорогие дороги в Днепропетровской области. Ремонт 1 километра в этом году обошелся в 26,7 миллиона гривен. Похожие расценки в Черновицкой (25,7 миллиона гривен), Луганской (23,6 миллиона гривен) и Винницкой областях (22,4 миллиона гривен).Дорогие ли в Украине дороги
На первый взгляд, суммы в несколько миллионов гривен за 1 километр дороги кажутся заоблачными. Поэтому мы попытались сравнить стоимость украинских дорог с зарубежными.Дороги в США
В среднем дороги в США все-таки дороже, чем в Украине, но не сильно. По данным ARTBA (Американской ассоциации строителей дорог и транспорта), построить новую 2-полосную неразделенную дорогу обходится примерно от 2 до 3 миллионов долларов за милю в сельской местности и от 3 до 5 миллионов долларов в городской местности. Построить 4-полосную дорогу можно за 4-6 миллионов долларов в сельской местности и 8-10 миллионов - в городской.
Обратите внимание, что миля - это 1,6 километра. А строительство 1 километра дороги в Украине стоит примерно 90 миллионов гривен (3,2 миллиона долларов).
Дороги в Европе
Средняя стоимость километра автострады в Болгарии – 3,1 миллиона евро, Сербии - 5,5 миллиона евро, в Румынии - 6,3 миллиона евро, а в Греции немногим более 10 миллионов евро. Такие данные привел министр регионального развития Болгарии в 2018 году.
Система ценообразования устарела
У нас действительно устарела система ценообразования, она доставляет массу проблем при планировании работ. Этот вопрос является неотложным. Система ценообразования нужна не только службам заказчиков, но и подрядчикам, - сказал Святослав Абрамов на пресс-конференции.
Как сообщают в Национальной ассоциации дорожников Украины, система ценообразования была сформирована в 1990-х годах. Главная проблема в том, что она использует как основу ресурсные нормы затрат на работы по устаревшим технологиям. Также система не содержит достоверных показателей эксплуатации дорожных машин и механизмов.
Проблему ценообразования частично может решить законопроект №2234, который уже более года находится в Раде.
Проблемы дорожной отрасли
Кражи денег
Бывший министр финансов Игорь Уманский написал в фейсбуке, что "дорожный картель" украл почти 40% дорожных денег.
"С начала "Большой стройки" начались изменения в требованиях к тендерной документации. По странному "стечению обстоятельств", новым требованиям соответствуют только шесть компаний - любимцы "судьбы", или "картель", как их называют коллеги.
Выигрывать вкусные тендеры могут только они. Но если присмотреться - эти компании не всегда строят дороги непосредственно, а перепродают подряды субподрядчикам с дисконтом 30-40%", - написал Уманский.
В Укравтодоре слова Уманского опровергают и объясняют, каким образом финансируются дороги.
Как финансируются дороги?
Подрядчик имеет право получить 30% авансом. Если он за 3 месяца не выполняет работы, определенные этим авансом, он обязан его вернуть. Затем все выплаты идут по факту выполнения работ.В агентстве утверждают, что специфика дорожных тендеров отличается от закупки других услуг. То есть 70-80% стоимости тендера составляют материалы, еще 5% - фонд оплаты труда. В Укравтодоре уверяют, что выполнить услуги и забрать оттуда даже 20% невозможно.
Таким образом, отметили в агентстве, манипуляция о 40% или даже 100% "откатов" могла сработать в начале дорожного сезона, когда только происходили закупки, но не тогда, когда на финише выполнения плана почти 4 тысячи километров государственных дорог.
Все инфраструктурные большие коррупционные истории - это истории о недострое. Там действительно есть возможность взять, украсть, убежать и скрыться. А одновременно построить и украсть - невозможно, - ответила Александра Азархина на упрек Уманского.
Представительница Укравтодора добавляет, что "каждая гривня, уплаченная за этот год, за те дороги, которые вы видите, - это то, что уже сделано".
Кроме того, если внимательно изучить рынок дорожных подрядчиков, то действительно видно, что на рынке доминирует 5 компаний, но их суммарная доля на рынке - 50%. Остальные распределены между меньшими подрядчиками.
Текущий средний ремонт: в чем проблема
Доля текущего среднего ремонта всех работ САД (Службы автомобильных дорог) в 2020 году составила 71% против 29% строительства, реконструкции и капремонта. Это больше, чем в 2019-м. И хотя в CoST Украины считают, что долю текущего среднего ремонта следует снижать, объясняют такую цифру.Текущий средний ремонт применят, ведь это самый простой проект в рамках строительного сезона, который ограничен во времени. Ведь при температуре 1 градус мороза и ниже ложить асфальтобетонную смесь в большинстве случаев нельзя, – объясняет Святослав Абрамов.
Откуда взяли деньги на дороги в 2020
В 2020 году Украина потратила рекордные за время независимости деньги на строительство и ремонт дорог.Программу "Большой стройки" анонсировали и учли в бюджете-2020 еще до пандемии коронавируса. Но даже когда вспыхнул COVID-19 в Украине, планы по "Большой стройке" не свернули, а наоборот еще направили туда деньги из Фонда борьбы с коронавирусом. Из почти 66 миллиардов гривен, выделенных на фонд, 35 миллиардов должны пойти именно на дороги.
По состоянию на 20 ноября, на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автодорог общего пользования государственного значения перечислено 20,76 миллиарда гривен из предусмотренных 31,45 миллиарда, то есть 66%.
Но и это не все. Кабинет Министров передал Укравтодору 61,55 миллиона гривен на улучшение состояния дорог общего значения на Львовщине. Эти деньги были предусмотрены для проекта бюджетной программы Минздрава по совершенствованию молекулярно-генетической диагностики онкологических заболеваний.