Нацполиция массово начала штрафовать евробляхеров. Об этом сообщают как в МВД, так и в общественной организации «АвтоЕвроСила», отстаивающей интересы владельцев авто на иностранной регистрации.
До недавнего времени в Нацполиции не было доступа к таможенной базе. В теории полицейские могли дать запрос таможенникам «пробить» ту или иную машину, но эта процедура занимала определенное время, то есть схема — явно не для штрафа на месте. Но в конце прошлого года все изменилось. В октябре Кабмин с подачи МВД принял постановление, которым заметно расширил полномочия полиции.
В частности, она получила доступ к таможенной базе, по которой можно «пробить» историю автомобиля — когда ввезен и кем. Соответственно, можно определить — просрочен ли режим ввоза и срок постановки на учет, а также имеет ли право человек за рулем этим авто управлять.
И, соответственно, в случае нарушения, теперь у полиции появилась возможность выписывать штрафы прямо на месте остановки.
Еще тогда нардеп Евгений Брагар (является одним из авторов законопроекта о льготной растаможке, хотя стал известным широкой общественности после того, как предложил пенсионерке продать собаку, чтобы рассчитаться за коммуналку) обвинил Арсена Авакова в том, что тот «нагло нарушил меморандум».
«28 октября Кабмин согласовал проект постановления, которое позволяет привлекать к ответственности собственников номеров на европейской регистрации. При этом хочу заметить, что в декабре 2019 года был подписан меморандум между «АвтоЕвроСилой» и министром МВД о не привлечении к ответственности владельцев авто на европейской регистрации до принятия закона о доступной растаможке. Со всего вышесказанного выходит, что министр внутренних дел Арсен Аваков нагло нарушил данные народу обещания не штрафовать евробляхеров»,— написал Брагар на своей странице в Фейсбуке.
«Постановление Кабмина фактически позволило полиции останавливать евробляхи для проверки и выписывать протоколы на месте. Ранее они такой возможности не имели, так как не было доказательств нарушений режима ввоза. Что же касается меморандума о якобы не привлечении к ответственности, то никакой юридической силы он не имеет», — говорит глава адвокатского объединения «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец.
Льготная растаможка и увеличение налогов для «обычных» водителей
Стоит отметить, что в парламент в разное время подано уже около десятка законопроектов по льготной растаможке. Но больше всего шансов у проекта №3704, под которым подписалось несколько десятков нардепов.
Предполагалось, что проект примут еще в прошлом году. Но в повестке дня парламента он так и не появился. Сами евробляхеры списали это на интриги главы налогового комитета Даниила Гетманцева, который якобы специально тормозил проект, не вынося его на рассмотрение комитета.
Тогда же евробляхеры обращались с петицией к президенту и несколько раз выходили на акции протеста. Между тем вопрос с проектом до сих пор не решен.
«Если в ближайшее время не примут проект №3704, будем выходить на новые акции», — говорит Чернявский.
Проект №3704 был подан еще в июне прошлого года и до сих пор его статус на официальном сайте Верховный Рады указан как «Обсуждается в комитете».
Законопроект предусматривает несколько нововведений.
В частности, отмену акциза на легковые авто, кузовы, прицепы и полуприцепы, транспортные средства, рассчитанные на перевозу до 10 человек и более.
Понятно, что это сразу — минус для доходной статьи бюджета, ведь сейчас акцизы на авто достаточно высокие (акциз определяется по формуле — 50 евро для бензинового двигателя или 75 евро для дизельного умножить на объем двигателя и коэффициент возраста авто в годах, но не больше 15).
То есть, к примеру, для бензинового авто с мотором 2,5 литра 2011 года выпуска акциз составит 1250 евро. А для авто постарше, скажем, 20-летнего, акциз составляет уже 1875 евро. Нередко это больше, чем стоит сама евробляха. Что и вызывал возмущение владельцев авто на иностранной регистрации. Они заявляли, что готовы платить максимум несколько сотен евро.
Также предлагается освободить от НДС (а это 20% от стоимости) ввоз легковых авто, автобусов, грузовиков массой до 3,5 тонн участниками боевых действий (если стоимость таких авто не выше 43 минимальных зарплат и они не российские).
Еще один пункт проекта — до конца 2020 года разрешить ввозить авто стандарта Евро-2 (эта норма уже просрочена). По НДС водителям хотели дать рассрочку на 36 месяцев без начисления процентов и пени (при ввозе тракторов, рефрижераторов, контейнеров). Такую норму предлагали ввести временно — до 1 января 2025 года.
В качестве компенсатора бюджетных потерь предлагалось увеличить налог на роскошь для владельцев дорогих авто — с 25 тысяч гривен до 6 минимальных зарплат (сейчас это 36 тысяч гривен).
Порог для определения элитности авто хотели снизить с 375 до 200 минималок (1,2 млн гривен с 2021 года), то есть в категорию роскошных включались уже и авто среднего класса. Сам налог предлагали обязать платить не 5 лет, а 8 с постепенным снижением суммы. Причем под налог на роскошь подпадали не только легковые авто, но и мотоциклы, моторные лодки, яхты и др.
Идеи по увеличению налога на роскошь позже подхватил Минфин. Но в итоге на этот год все осталось по-прежнему.
Но, если проект №3704 примут, налоги для владельцев новых авто резко увеличатся. И тут уже могут быть протесты с их стороны. Платить больше налогов придется в том числе и многим нардепам. То есть в любом случае будут недовольные, так что не факт, что проект о льготной растаможке ожидает беспроблемное прохождение через сессионный зал.
С другой стороны, в Украине остаются нерастаможенными порядка 500-750 тысяч евроблях. Если же полиция начнет их активно штрафовать, люди будут попросту бросать машины или продавать их на разборку, не дожидаясь закона о льготной растаможке.
«Уже сейчас, если суды принимают решения по конфискации авто, люди рады, что не нужно платить штраф в 170 тысяч. Ведь большинство евроблях не стоит таких денег», — говорит Кравец.