Второе поколение микролитражки Запорожского автомобильного завода довольно быстро сменило на конвейере первое поколение. При этом изначально предполагалось, что новый «Запорожец» станет более солидной моделью, однако осуществить это не получилось из-за двухдверного кузова и репутации предшественника. Об этом сообщает информационный портал Auto24.
Такие метания обусловлены тем, что в Советском Союзе не было четкого разделения на классы автомобилей, как это было во всем остальном мире. Естественно, машины выделяли в категорию легковых автомобилей, однако классы и размерности не учитывались — автомобиль покупали, что называется, на все деньги, поэтому он должен был быть максимально вместительным.
Поэтому, когда ЗАЗ-965 «Запорожец» сняли с конвейера в 1966 году, его сменил ЗАЗ-966, который стал ощутимо больше, прибавив 40 сантиметров в длину и 14 сантиметров в ширину. Увеличенные лобовое и боковые стекла тогдашние авто журналисты и вовсе назвали панорамными за обзорность, которую давала новую модель. О преимуществах компактной модели советские автомобилисты вспомнят только лет через 20, когда в крупных городах СССР появится такие явления как пробки и недостаток парковочных мест.
Стоит отметить, что разрабатывать ЗАЗ-966 инженеры Запорожского завода начали, как только «горбатый» встал на конвейер. Помощь в этом деле заводу оказывал институт НАМИ. Опытный образец разработали за 5 лет и представили в 1964 году. Тогда, однако, у него был другой экстерьер. На стадии разработки «ушастый» в целом прошел множество вариантов внешнего вида, поэтому суждение о том, что дизайнеры ЗАЗ «слизали» внешность машины будет скорее неверным.
На одних только рабочих ходовых прототипах дизайнеры отработали пять видов «морды», три версии задней части и еще три версии силуэта в целом. Часть из дизайнерских наработок при создании ЗАЗ-966 можно проследить и в более поздних моделях, поэтому ЗАЗ-968, -968А и -968М фактически являются рестайлингами ЗАЗ-966.