С начала года цены на топливо в Украине буквально сорвались с цепи и растут, как на дрожжах. За два последних два месяца разные виды топлива повысились в среднем на 12-22%. Этому есть несколько причин, в числе котороых подорожание нефти. Какие цены на бензин и газ можем увидеть в следующем месяце и ближе к лету? Когда бензин начнет дешеветь?
Рекордно высокие цены
Цены на бензин марки А-92 в этом году уже побили рекорды прошлого года и нацелились на абсолютный рекорд 2018-го. По данным консалтинговой группы А95, средняя цена на бензин этой марки в рознице еще 22 января составляла 24,32 грн, к 22 марта поднялась на 15%, или на 3,65 грн - до 27,97 грн. А-95 два месяца назад стоил в среднем 25,35 грн, а теперь на 15% больше - 28,98 грн. А-95 премиум прибавил в цене 12,5% и перевалил за психологическую отметку 30 грн за литр (30,32 грн в начале этой недели).
Дизтопливо подросло в цене чуть меньше - на 14,2% за два месяца (с 24,74 в январе до 28,24 в начале этой недели). А вот автомобильный газ подорожал в этом году почти на четверть – до 15,79 грн.
Эксперты называют много причин подорожания. Прежде всего это рост цен на нефть на мировых рынках, который продолжается с осени минувшего года. Только в феврале этого года цены поднялись с 55 до 67 долларов за баррель. На дизтопливо в начале весны, в канун посевной, традиционно высокий спрос. А подорожание газа связывают со сложностями поставок и погодных условий. Плюс свою роль сыграло изменение правил относительно российских нефтепродуктов.
Рынок нефти перегрет
Замдиректора Научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев говорит, что цены на украинских АЗС реагируют на два основных фактора: стоимость топлива на границе и курс валют.
«Рынок украинских нефтепродуктов Украины четко отслеживает внешнюю конъюнктуру, поскольку является импортозависимым. Три четверти нефтепродуктов завозятся и покупаются за евро. Поэтому на стоимость топлива на заправках влияют два основных фактора: цена на границе и курс валюты. Если оба фактора неизменны, то и цены не меняются. Если же гривня девальвирует или дорожают продукты на границе, то уже через неделю это отражается на рынке», - рассказал Realist.online Геннадий Рябцев.
Гривня весной начинает укрепляться. Так что этот фактор, по всей видимости, не будет провоцировать дальнейший рост цен на топливо. А вот с мировыми ценами на нефть ситуация иная.
«К сожалению, мы видим, что спекуляции подняли нефтяные котировки до уровня 70 долларов за баррель. При этом спекуляции не имеют никакого отношения к реальному соотношению спроса и предложения на нефть. Но к ним привязаны котировки нефтепродуктов на границе. Поэтому можно сказать, что Украина вместе с нефтепродуктами импортирует и мировую инфляцию и мировую спекуляцию. А внутренних индикаторов, которые бы определяли стоимость нефтепродуктов в стране, у нас нет», - говорит Геннадий Рябцев.
Тем не менее эксперт сомневается, что этой весной цены на нефть побьют рекорд 2018 года, когда баррель оценивался в 80 долларов.
«Повторюсь: нынешние котировки никакого отношения к реальной стоимости нефти не имеют. Они отражают лишь ожидания, связанные с возможным восстановлением спроса и возможным сокращением предложения. Но эти ожидания присутствуют постоянно и, как правило, постоянно переносятся на все более дальние сроки. Поэтому потребители вынуждены платить все больше и больше. Сейчас реальное соотношение спроса и предложения – где-то на уровне 60-65 долларов, такая цена в настоящее время считается наиболее компромиссным. То есть каких-либо экономических оснований для серьезного подорожания нефти в ближайшем будущем нет. И я не думаю, что информационные вбросы способны поднять котировки даже до 80 долларов», - считает Геннадий Рябцев.
Газ на верхнем пределе
Рынок сжиженного газа в Украине имеет свои особенности, которые делают цены на этот продукт нестабильными и крайне зависящими от разных внешних факторов.
«Рынок сжиженного нефтяного газа у нас моложе, чем рынок бензина и дизтоплива, и он меньше диверсифицирован. То есть поставщиков сжиженного газа у нас меньше, чем, например, бензина. К тому же сжиженный газ дорого хранить, поэтому его реализуют в основном «с колес». Из-за этих факторов амплитуда цен на рынке сжиженного газа намного больше, чем на рынке бензина. На них дополнительно отражаются сезонные факторы и ситуативные дефициты, которые время от времени возникают, связанные с внезапным прекращением поставок кем-либо из поставщиков», - говорит Геннадий Рябцев.
Впрочем, по словам эксперта, есть пределы для подорожания и сжиженного газа.
«Эти пределы определяются 50% стоимостью бензина А-92. То есть если сжиженный нефтяной газ становится дороже, чем половина средней цены на бензин А-92, тогда просто происходит отток потребителей из этого сегмента и трейдеры вынуждены делать все для того, чтобы цены снизить», - отмечает эксперт.
Сейчас газ уже дороже, чем половина цены на А-92. Поэтому ему самое время начать дешеветь.
Оптимистичные новости
Директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн также считает, что в последние дни появились предпосылки если не для удешевления, то хотя бы для прекращения роста цен на автозаправках.
«Буквально до сегодняшнего дня была неопределенность насчет поставок из России, связанная с уходом с рынка крупного поставщика – Proton Energy Group. Он поставлял ресурсы «Роснефти», притом очень большие объемы, и был риск дестабилизации. Но сейчас мы видим, что есть хорошие новости. Стало известно, что будет другой поставщик - Coral Energy, международный трейдер. То есть уже понятно, что объемы поставок сохранятся», - говорит Realist.online Сергей Куюн.
Вторая хорошая новость, по словам эксперта, - это наметившееся снижение цен на мировых рынках.
«Внешний рынок, похоже, развернулся. Где-то на протяжении месяца цена держалась на уровне 67 долларов за баррель, а несколько дней назад снизилась до 64 долларов и держится на таком уровне. Конечно, еще рано делать выводы, но, в принципе, осторожный оптимизм уже присутствует. То есть есть надежда, что рынок немного остынет. Потому что до этого он разогнался на 80% за последних 4 месяца», - рассказывает Сергей Куюн.
Дорожает быстро, дешевеет медленно
Тем не менее эксперты не советуют надеяться на быстрое снижение цен. По их наблюдениям, снижение цен всегда происходит вдвое медленнее, чем повышение.
«Если подорожание нефтепродуктов на границе или падение гривни отражается на розничном рынке уже через неделю, то обратные процессы начинают отражаться на ценах только через две недели. То есть, если нефтепродукты дешевеют, а гривня укрепляется, то цены начнут падать недели через две. Почему такая разница? Почему подорожание происходит быстрее? Причина в том, что при подорожании продуктов на границе трейдерам нужно поднимать цены еще быстрее, чтобы сформировать гривневую массу для закупки новых партий. То есть им нужно поднять цены, собрать гривни, потом эти гривни поменять на евро», - объясняет Геннадий Рябцев.
Есть и другие «формулы», которые позволяют понимать, каким будет рост или снижение цен.
«Каждый процент роста цен на границе - через полторы недели это плюс 10 копеек на заправке. Каждые 10 копеек роста среднего курса евро на межбанке – это через полторы-две недели 7-8 копеек роста цены на бензин. И, соответственно, в противоположную сторону: минус один процент цены на границе – минус 10 копеек на заправках, минус 10 копеек среднего курса – минус 7-8 копеек розницы в бензине», - рассказывает Геннадий Рябцев.
Впрочем, эксперт обращает внимание, что не все трейдеры сразу ведут себя четко в соответствии с этими формулами. В частности, по его словам, полтора десятка сетей, связанные с группой «Приват», с осени прошлого года удерживали цены, тогда как у остальных они росли. А когда у других топливо перестало дорожать, они подняли цены, причем сразу на 4 грн.
Такие скачки цен не связаны с ситуацией на рынке, считает Геннадий Рябцев. А потому предупреждает: на стоимость топлива могут влиять и субъективные факторы. Речь в данном примере идет о ценах на полутора тысячах АЗС, что непосредственно отражается на ситуации на рынке.