Кабмин по инициативе Министерства инфраструктуры хочет вернуть в Украине взимание так называемого «дорожного сбора» с владельцев авто, который привяжут к уровню выхлопа машины. Предполагается, что это побудит украинцев к приобретению более экологичных авто.
Издание сразу отмечает, что оба запроса в министерстве проигнорировали. Однако обсуждение инициативы подтвердил экс-замминистра инфраструктуры и действующий замминистра финансов Александр Кава.
Не забудьте подписаться на канал Gloss.ua в Telegram
Эксперты не исключают, что этот сбор восстановят в 2022 году одновременно с возвратом техосмотра. И тут появляются вопросы - каков будет размер сбора и логика его установления, что делать с тем, что водители и так платят подобный сбор (он содержится в части акциза, заложенного в стоимость топлива и перечисляется в бюджет операторами нефтерынка), и будут ли такие сборы вообще справедливыми - они не учитывают платежеспособность населения, а средний возраст автомобилей в Украине превышает 20 лет. Возникнет дисбаланс.
"Все рациональные зерна, которые у нас появляются, идут к нам из Европы. В Европе действительно, чем у вас выше по выхлопу автомобиль, тем больше вы платите налогов. Рано или поздно европейцу держать машину будет невыгодно. И потом она превращается в то, что у нас называют "евробляхами", –отмечает автоюрист Владимир Караваев.
Также не понятно, каким образом будут взимать эти сборы. Возможны два варианта: либо с привязкой к стоимости горючего, либо вообще за факт наличия у собственника авто на дизеле или бензине. Акциз поднимать вряд ли будут - не тот уровень.
"Если сбор добавится к стоимости акциза, это будет означать дальнейшее повышение цен на топливо. И потребители будут не в восторге. Стоимость нефтепродуктов и так растет. Сейчас мы имеем более 60 долларов за баррель марки Brent. Правда, пока не понятен ни размер сборов, ни того, на что они пойдут", – отметил изданию эксперт Дмитрий Марунич.
Фиксированный дорожный сбор в Украине отменили в 2011 году, как и обязательный техосмотр для легкового личного транспорта. Украина перешла на систему взимания сбора с реализованного топлива по двум причинам: налог стал более справедливым и пропали контрольные точки взимания сбора.
Замминистра финансов Александр Кава отметил, что если в правительстве пойдут на такие меры, подготовив законопроект, который Рада впоследствии одобрит, возникнет еще одна проблема – удержание дорожного фонда.
"О размере таких сборов говорить рано и невозможно. И я к такой инициативе отношусь негативно. У нас и так уже есть источник наполнения специализированного дорожного фонда – акциз на топливо. И нужно быстро решать проблему, как брать плату за проезд дорогами с собственников автомобилей, которые не платят акциз на топливо", – говорит он.
Напомним, что полиции в Украине разрешили проводить технический осмотр автомобилей - как легковых, так и грузовых - прямо на дороге при остановке машины для проверки.