Группа аналитиков из Центра исследований “CASE Украина”, Института исследований авторынка и Украинского общества экономических свобод выступили с обращением к президенту Украины относительно ветирования законов о льготном растаможивании «євроблях».
«Законопроект на самом деле не решает проблемы, а загоняет ее вглубь, – говорится в обращении к главе государства. – Настоящая проблема заключается не в наличии «євроблях», это лишь видимый симптом гораздо большей и более глубокой проблемы существования абсолютно неэффективного и грабительского протекционизма автомобильной отрасли в Украине. При экономической оценке CASE Украина, только имеющиеся ограничения (основное – акциз с возрастным коэффициентом) на ввоз легкового транспорта с ценой в Украине от 3 до 16 тыс. долл. США стоят украинской экономике около полутора миллиардов долл. США в год благосостояния, утраченного за счет снижения покупательной способности граждан».
Авторы обращения утверждают, что «предоставление таких льгот – это попытка власти откупиться от протестующих, минимально нарушая интересы лоббистов – автопроизводителей и импортеров. Это противоречит и справедливости, и экономической эффективности, ведь подает сигнал о том, что, нарушив закон, можно в итоге выиграть больше, чем быть законопослушным гражданином, стимулируя такие действия в будущем в этой или других отраслях».
В письме также указано, что «справедливым и экономически обоснованным решением проблемы была бы отмена акцизного налога на колесные транспортные средства (не только легковые), а также внедрение европейских подходов в отношении экологических стандартов, а именно применение их только для изготовления и продажи новых авто или по крайней мере смягчения ограничений с Евро-5 до Евро-4 на коммерческий транспорт, с одновременным введением экологического контроля тех транспортных средств, которые реально эксплуатируют в Украине».
Также аналитики обратили внимание на формулу вычисления платы за растаможку. «Фактическое освобождение основной стоимости транспортного средства от НДС противоречит базовым принципам применения этого налога. Во-вторых, в ней остается возрастной коэффициент, то есть налог на дешевле авто больше, чем на дорогое, что противоречит и принципу социальной справедливости».
Напомним, когда можно будет растаможивать «евробляху», если закон вступит в силу
«Итак, считаем, что депутаты Верховной Рады допустили ошибку, поддержав этот законопроект. Призываем Президента Украины наложить на него вето, а всех причастных – перейти к решению основной проблемы, снятие искусственных препятствий для ввоза подержанных автомобилей», – говорится в обращении трех общественных организаций.