Американские исследователи выяснили, какие варианты электроавтомобили хуже всех удерживают клиента, а также почему это происходит.
Отчет о результатах анализа 4167 опросников сотрудники Института транспортных исследований Калифорнийского университета размещен на портале Национального центра «зеленого» транспорта (National Center for Sustainable Transportation, NCST), передает Naked Science.
Полученные Скоттом Хардманом (Scott Hardman) и Жилем Талом (Gil Tal) результаты кого-то могут обрадовать, а кого-то — расстроить. Итак, из 4167 респондентов, которые купили новый подключаемый к сети электромобиль (PEV) — батарейный (BEV) или гибридный (PHEV), — 1856 человек приняли решение приобрести новую машину. Среди них почти 21% захотели перейти от электротяги на ДВС (причем от гибридов хотят отказаться больше людей), но больше половины не исключают возвращения в «зеленый» лагерь в будущем.
Важная ремарка: данные собирали только среди калифорнийцев и включали тех, кто покупал электромобили или гибриды в 2011-2018 годах. То есть их опыт владения пришелся на тот период, когда технологии в этой отрасли бурно развивались, а современные модели существенно различаются по характеристикам. Поскольку респонденты заполняли подробную анкету, исследователи получили возможность углубиться в детали отказа от электротяги.
Tesla остается в лидерах
Распределение по маркам выглядит любопытно. Самый известный бренд электромобилей — безоговорочный лидер по удовлетворенности клиентов машиной: менее 10% из купивших Tesla собираются отказаться электротяги. Результаты лучше только у Cadillac (0%) и Honda (7,14%), но в их случае выборка недостаточно репрезентативная — всего три машины первой марки и 26 у второй.А вот в стане фаворитов среди «отказников» собралась внушительная компания аксакалов автомобильной индустрии. Менее всего хотят возвращаться к подключаемым электромобилям купившие Fiat (38% респондентов, купивших эту марку желают уйти обратно к ДВС), Ford (27,48%), Toyota (24,47%) и BMW (21,01%). Если закрыть глаза на маленькую выборку (менее 25 анкет), к ним можно присоединить Audi (33,33% «отказников»), Hyuindai (53,33%) и Mitsubishi (33,33%). Средние результаты показывает Volkswagen (18,18%), а также Kia (20,83%) и Nissan (20,6%).
Электромобили остаются доступными не всем
Помимо прямого вопроса вроде «Почему вы хотите отказаться от электромобиля?», в анкетах содержались пункты, посвященные отдельным аспектам опыта владения машинами. И те, кто собираются купить следующий «зеленый» автомобиль, и те, кто буду возвращаться к ДВС одинаково высоко оценили следующие качества PEV: безопасность и стоимость зарядки. Различия обнаружили во впечатлениях от надежности, запаса хода и удобства зарядки. К тому же весомый вклад в отказ от электромобилей внесли количество машин в семье, средний доход, а также тип места проживания (свой дом или арендованный либо апартаменты в многоквартирном здании).В итоге исследователи пришли к выводу, что главные причины покупки бензинового (или дизельного) автомобиля после владения электромобилем или гибридом таковы:
Отсутствие возможности быстрой зарядки дома (Level 2, 240 вольт). Причем наличие развитой сети зарядных станций в городе почти не влияет на ситуацию, поскольку большинство поездок совершаются по маршруту дом-работа и заезжать куда-то по пути людям неудобно. Отсутствие достаточно мощной розетки (или возможности ее установить) характерно для арендованной жилплощади и апартаментов в многоквартирных домах;
Недостаточная экономичность в случае гибридов (PHEV) и неудовлетворенность запасом хода в случае батарейных электромобилей (BEV);
Кроме того, вероятность отказа от электротяги повышает низкий годовой доход семьи, пол (женщины делают это чаще) и отсутствие других машин в семье, кроме PEV.