Блог Автовода: куда уходит дорожный акциз?
21.02.2013 р. в 15:49, «AvtoVod»
Всем известно, что с недавних пор цена топлива для наших автомобилей включает в себя и тот самый "налог на дороги", который раньше нам приходилось платить при прохождении техосмотра.
Этот небольшой «нюанс» постоянно куда-то выпадает из рассуждений руководителей Укравтодора или чиновников городских администраций, которые ответственны за состояние дорог. Неоднократно нам приходится слышать, что денег нет, финансирование дорожного хозяйства проходит на столько-то процентов от необходимого и прочую чепуху, которая не интересует рядового водителя.
Давайте разберемся. В Укравтодоре утверждают, что стоимость ремонта всех дорог в Украине - 450 миллиардов гривен. «Автовод» уже писал, что дорожные службы получают примерно в тридцать раз меньше от необходимого — 15 млрд грн. Из них на содержание и ремонт дорог уходит не более 15 %. Остальные деньги — это возврат кредитов за долги перед различными банками. В итоге на дороги остается 2 млрд.
Между тем, каждый раз, когда водитель наполняет бак своего автомобиля, он платит за отечественный асфальт от 80 до 140 грн. Сколько денег собирают таким образом — точно неизвестно, ведь это вопрос так и повис без ответа в треугольнике: Минфин — Госказначейство — Министерство налогов и сборов. Журналисты подсчитали, что речь идет о 20 миллиардах гривен. Что в 10 раз больше нынешних расходов на ремонт дорог.
Конечно, 20 и 450 миллиардов - цифры не соизмеримые, но находятся в более узком диапазоне, чем 2 и 450. Например, капитальный ремонт абсолютно всех дорог Киева, которым он необходим, оценивают в 18 млрд. гривен. И это для столицы, самого крупного города в стране. Однако, точную сумму акцизных поступлений выяснить возможности нет, точно так же, как и понять, куда собственно уходят деньги, которые мы платим именно за дороги.
Отдельно можно вспомнить и «наезды» прокуратуры на дорожников - сообщают, что те наворовали на 225 миллионов гривен. Понятно, что в данном случае «воровство» не подразумевает вывоз прорабом Васей пол-камаза асфальта себе на дачу, но если общая сумма, которую выделяют на дороги - 15 млрд. (см. выше) и 225 миллионов нашли, то сколько таких «эпизодов» осталось без внимания контролирующих органов?
Выводы из всего этого удручают - украинские водители были, есть и будут в роли бабки у разбитого корыта. Без нормальных дорог и без денег, заплаченных на их содержание. Из механизмов влияния единственным существенным остается один - не платить за то, чего не получаем, но это обозначает - не покупать бензин, а потому переходит в область фантастики. Менталитет нашего водителя не позволит ему пересесть в общественный транспорт, даже если из-за разбитых дорог придется ездить на СТО чаще, чем на заправку.