Украинские дороги могут стать платными

Украинские дороги могут стать платными

28.03.2013 г. в 10:43, «Deutsche Welle»

На ремонт дорог Украине нужно почти 47 млрд евро. Правительство страны заявило о планах передачи автомобильных дорог в концессию. Насколько это реально, выяснял корреспондент DW.

На Украине еще никогда не было такого огромного количества ям на дорогах, как в конце этой зимы. Правительство даже принесло извинения водителям, признав «неудовлетворительное» состояние дорожного покрытия. Государственное агентство «Укравтодор» на своем официальном сайте 6 марта заявило, что большинство транспортных артерий страны не ремонтировались последние 30-40 лет. 90 процентов автотрасс, по данным организации, изношены до критического состояния и требуют капитального ремонта. Для того, чтобы отремонтировать все дороги, по расчетам «Укравтодора», потребуется чуть ли не полтриллиона гривен, что составляет около 47 млрд евро.

В этом году на ликвидацию «зимних последствий», и на запланированные ранее ремонтно-строительные работы на трассах правительство собирается выделить почти миллиард долларов. Найти остальные средства Кабинет министров намерен за счет инвестиций. По данным правительственного портала, Украина готова привлекать на строительство дорог до 30 процентов инвестиций, а сами дороги предлагать бизнесу на условиях концессии. Цель кабинета министров, как заявил 13 марта премьер-министр Николай Азаров, разработать долгосрочную программу и построить автомагистрали, которые «поставят Украину в один ряд с развитыми странами Европы». В правительстве рассматривают сроки от 5 до 10 лет.

Законы есть, инструментов нет

Станет ли проезд по концессионным дорогам платным или государство будет дотировать компании, требуя от них качественного обслуживания, пока не ясно. Все аспекты этого нового для дорожного хозяйства Украины направления должны регулировать два закона, принятые в течение последних четырех лет: «О государственно-частном партнерстве» и « О концессии на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог». Они, по мнению доктора экономических наук Натальи Внуковой, пока имеют весьма «обобщенный вид» и не содержат четко прописанных инструментов реализации. «Нужно разработать массу сопроводительной документации. Ведь нет пока ни методик финансовых расчетов, ни даже утвержденных форм договоров», - отмечает экономист.

Главный советник Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) на Украине Антон Усов считает, что для реализации «концессионных планов» потребуются «колоссальные, миллиардные инвестиции, которые могут себе позволить лишь мощные корпорации». Но без реформы «главного дорожного монополиста» - государственной службы «Укравтодор» - уповать на появление инвесторов сейчас рановато. «Должна пройти некая коммерциализация службы. «Укравтодор» должен стать либо компанией, либо акционерным обществом. На это нужно, как минимум, два года», - заявил Усов.

А готовы ли водители платить?

Украинские водители уже слишком устали от езды по дорогам, которые скорее напоминают танковые полигоны. Согласно результатам опроса, которые четыре месяца проводил на своем сайте независимый информационно-консалтинговый Центр транспортных стратегий, за возможность ездить со скоростью 140-160 км в час, при условии минимальной платы - не более одного евро за проезд по трассе, плату за проезд готовы вносить 76 процентов из 1400 опрошенных. «Категорически против выступили 24 процентов. И это в основном жители Киева. В других регионах несогласных может быть больше, но все равно меньше, чем готовых платить», - подчеркнул эксперт центра Игорь Гошовский.

Готовы платить «за качество» и автоперевозчики, уверен Виталий Воронин -президент компании «Воронин и партнеры», занимающейся транспортным, логистическим аудитом и консалтингом. По словам предпринимателя, если бы на Украине были «хотя бы нормальные трассы», расходы перевозчиков на топливо, ремонт «пострадавших от ям и выбоин» машин, ночевки для водителей и компенсации «простоев» могли бы снизиться как минимум на 30 процентов.

Транзитный потенциал

Как заявил 13 марта украинский премьер Азаров, из-за плохой дорожной инфраструктуры Украина ежегодно теряет до четырех процентов ВВП или приблизительно 4 млрд евро. Передача трасс в концессию поможет «раскрыть» транзитный потенциал, обусловленный географическим положением страны, уверены в правительстве.

Эффективное использование транспортных коридоров, связывающих Украину с Европой и Азией, по мнению старшего советника ЕБРР Антона Усова, могло бы приносить Украине ежегодно миллиардные доходы. Президент «Воронин и партнеры» согласен, что рост скорости грузоперевозок существенно оживит экономику: «Если нет проблем со снегом, средняя скорость перевозок грузов по стране сейчас 50 км в час. В Европе грузы движутся, минимум в два раза быстрее. Вот вам и разница».

Эксперты считают, что Украина может стать привлекательным транзитным государством при условии грамотного подхода к проектированию и строительству всех дорог, не только концессионных. Так, по мнению профессора Харьковского университета строительства и архитектуры Валерия Гука, Украине необходимо, по меньшей мере, в 10 раз увеличить плотность своих дорог. Пока, согласно данным «Укравтодора», этот показатель в стране в четыре раза ниже, чем в соседней Польше.

Интересные автостатьи

Добровольное автострахование: что предлагают украинские страховщики Несмотря на продолжительный коронакризис, украинский рынок КАСКО демонстрирует стабильный рост, что выражается в ежегодном увеличении общего объема страховых платежей на 15–25%. Страховщики стараются поддерживать эту тенденцию, предлагая клиентам «гибкие» продукты с полезными опциями, изменяемыми условиями и современными инструментами для дистанционного взаимодействия.
Как оформить страховой полис ОСАГО онлайн в 2021 году Как должно уже быть известно автомобилистам в 2021-м году, что еще с 7 февраля 2018 года все украинские страховые компании, которые оформляют ОСАГО, обязаны продавать электронные полисы в режиме онлайн.
AD-ская смесь – половина рынка «мочевины» Adblue в Украине признана некачественной Эксперты Института потребительских экспертиз впервые провели исследование «мочевины» для дизельных авто. Половина из проверенных образцов оказались за гранью требований стандартов, и это плохие новости как для автомобилистов и владельцев грузовых автопарков, так и для пешеходов и жителей городов.
Внедорожник Mitsubishi Pajero Sport: функциональность и комфорт Mitsubishi Pajero Sport идеально подходит для езды в городских условиях и по загородным трассам. Автомобиль без проблем преодолевает любое бездорожье, поэтому станет незаменимым помощником в любой ситуации на дорогах.
Ситуация на рынке: каждый третий украинец без авто планирует его приобрести Согласно опросу, проведенному на OLX Авто, автомобилистами являются две трети взрослых украинцев, из них 69% пользуются машиной каждый день.
Индекс бензина 2021: где самое выгодное соотношение цены на топливо к средней зарплате? Команда аналитиков Picodi.com проследила, как изменились цены на топливо в первой половине 2021 г. относительно прошлого года, и подсчитала, сколько литров бензина могут купить украинцы на среднестатистическую заработную плату.
Эксперты проверили дизельное топливо и получили шокирующие результаты Чехарда с госрегулированием цен на топливо, и в целом отсутствие контроля над качеством нефтепродуктов, привели к значительному ухудшению ситуации на рынке.
ІСЕ - что продают заправки вместо «девяносто пятого» бензина? В прошлом исследовании бензина А-92 на украинских АЗС эксперты Института потребительских экспертиз (ICE) обнаружили немалое количество нарушений.
Новый Jaguar E-Pace готов покорять дороги Украины Поклонники компании Ягуар давно ждали обновления компактного кроссовера E-Pace. Его собратья по платформе, Range Rover Evoque и Land Rover Discovery Sport, уже прошли рестайлинг, получив новые двигатели, салоны и системы подключения. А в 2021 году появилась обновленная версия самого роскошного британского кроссовера.
Что нам заливают в бак на АЗК? Эксперты впервые за четыре года провели экспертизу бензина А-92.
«Спиртовой» бензин – достойная альтернатива или обман? Эксперты проверили качество топлива с биокомпонентами.
Как изменился Jaguar F-Pace 2021 модельного года? Jaguar F-Pace появился в 2016 году, став первым кроссовером в модельном ряду британского производителя. Спустя 4 года успешного существования, модель отправили на доработку. Презентация второго поколения кроссовера состоялась осенью 2020, в продаже новинка появится в первой половине 2021 года.

Больше новостей