Ликбез: что делать при ДТП?

Ликбез: что делать при ДТП?

12.08.2013 г. в 13:35, «AutoUA»

У каждого из водителей рано или поздно может настать момент, который принято называть дорожно-транспортным происшествием. У кого-то он случается в первый месяц за рулем, кто-то ездит без аварий десятилетиями и считает, что это его личная заслуга. Но реакция на первое ДТП и у тех, и у других, как правило, одна. Что же теперь делать?

Прежде всего — без паники и без нервов. ДТП никогда не происходит вовремя, когда у вас нет никаких дел и куча свободного времени. Поэтому первым делом убедившись, что вы сами, ваши пассажиры или люди «на той стороне ДТП» не пострадали, нужно глубоко вдохнуть и смириться с тем, что все уже произошло и вам предстоит пара-тройка не самых приятных часов. Паниковать, нервничать, орать на другого водителя или некстати подвернувшийся на пути следования столб, конечно, можно. Но толку с этого, кроме выплескивания эмоций, ровно ноль. Понятное дело, что удовольствия от дальнейшего процесса вы не получите, но вот вернуться домой с минимальной потерей нервных клеток мы вам постараемся помочь.

Итак, что же делать если вы все-таки попали в ДТП?

Обезопасить место ДТП

Первым делом, даже до оказания помощи пострадавшим, нужно обезопасить место ДТП. Включить аварийку, выставить знаки, при необходимости отправить людей со световой сигнализацией (если ДТП произошло ночью). на другую сторону закрытого поворота, чтобы предупреждать об опсности и так далее. В общем, предпринять все меры, чтобы одно ДТП не стало серией. И вы из участника не превратились в пострадавшего.

Оказать первую помощь пострадавшим

Большинство ДТП обходится без пострадавших. Но если уж что-то серьезное все-таки случилось — в первую очередь нужно помочь пострадавшим. Это большая и совершенно отдельная тема, скажем лишь, что не стоит надеяться на те крохи знаний, которые дали на курсах в автошколе, первую помощь оказывать нужно учиться отдельно. Для этого хватает специальных курсов, о чем мы уже как-то писали. Поэтому, самой главной вашей помощью должен быть звонок 103 с максимально полным описанием пострадавших и адресом куда ехать.

Записать данные свидетелей

Если ситуация спорная и на первый взгляд все не очевидно, обязательно попросите нескольких очевидцев оставить свои данные. Это ваши свидетели, которых потом днем с огнем не сыщешь. Особенно, если есть пострадавшие и дело пахнет уголовным. А при наличии повреждений средней и выше тяжести (то есть переломов, например), без уголовного дела уже не обойдется.

Вызвать ГАИ или не вызывать?

Все, наверное, в курсе, что ГАИ на ДТП приезжают не слишком-то спешно, 40-60 минут считается хорошим временем, в час-пик можно ждать и дольше. Да и дело это муторное, права могут и забрать, ходи потом по судам добивайся их обратно. Так может легче договориться на месте, если повреждения плевые? Но тут есть много всяких «но». Во-первых, современные машины весьма хрупкие. И повреждения, которые с виду кажутся плевыми, после снятия практически целого бампера могут вылиться в 20-25 000 гривен по ценам официального СТО. Либо в 10 000 у нормальных, не столь сильно любящих деньги людей. Где уж тут оценить по внешнему виду, а тем более, если даже понимаешь масштаб бедствия, убедить противоположную сторону, что это именно столько и стоит. Во-вторых, всегда есть опасность, что противоположная сторона после вашего счастливого отъезда с места ДТП возьмет, да и вызовет ГАИ, написав, что вы скрылись. Так что если все-таки решили разойтись миром, то лучше обменяться расписками.

В любом случае, если есть хотя бы малейшие сомнения в честности второй стороны и адекватности предлагаемой суммы — нужно вызывать ГАИ.

Как вызывать ГАИ?

На самом деле все просто, звонить нужно 102, а они сами перенаправят обращение в ГАИ и уже оттуда перезвонит дежурный или непосредственно представитель экипажа, выезжающего на ДТП и уточнит адрес. Причем требуют они именно адрес, указание места как «съезд с Новоконстантиновской на Московский проспект в сторону Петровки» их не устраивает. Прежде чем звонить, постарайтесь увидеть где-то табличку с номером здания.

А может Европротокол?

Действительно, ведь есть такая классная штука, как европротокол, по которому можно получить выплату в страховой не вызывая ГАИ. Действительно, если оба водителя согласны на такой вариант, повреждения по вашим оценкам не превышают 25 000 гривен (смотрите второй пункт, ага), то почему бы и нет? Лимит был увеличен с 1 января 2013 года, ранее составлял лишь 10 000 гривен. Главное, правильно его заполнить, инструкция есть на сайте МТСБУ.

Звонить ли сразу в страховую компанию?

Естественно. Страховую как по КАСКО, так и по ГО нужно уведомлять сразу же по факту происшествия, так как потом отсутствие такого обращения даст страховой компании повод отказать в выплате. Поэтому, если у вас есть КАСКО и вы решили не надеяться на страховую виновника или сами виновник — сразу и смело звоните в страховую. Может быть вам даже пришлют аварийного комиссара, который все сам и зафиксирует. Если же КАСКО нет, то нужно уведомить страховую, если виновник вы, и переписать данные полиса ОСАГО второго участника, если виновник — он. В любом случае, если ситуация спорная и пока непонятно кого в итоге признают виновником ДТП, лучше уведомить и свою страховую, в которой вы приобрели полис ОСАГО. Лишним это не будет.

Что делать до приезда ГАИ?

Расслабиться и получать удовольствие. Ни в коем случае не убирать машину с того места, где она остановилась после происшествия. Если отвалился бампер — пусть там и лежит. Включите аварийку, выставьте знак и ждите. Если есть кто-то более опытный в таких делах — позвоните и попросите подъехать, моральная поддержка лишней не будет. Обязательно запишите данные второго участника, пригодятся. Не ограничивайтесь мобильным телефоном, дело это непостоянное.

Что делать по приезду ГАИ?

Четко и внятно расскажите, что произошло. Двигался оттуда и сюда, скорость была такая-то, для избегания ДТП предпринял действия такие-то. Без эмоций, по делу. Если довелось попасть в «паровоз» из нескольких машин, обязательно запомните сколько вы почувствовали ударов, от этого будет зависеть, кто и кому платит. Например, первая машина в паровозе почувствовала один удар, значит всех собрал последний участник и его страховая платит всем. Если ударов было несколько, то могут быть варианты. Затем сотрудники ГАИ составят схему и дадут вам ее подписать.

Смотрите внимательно, чтобы машины были правильно описаны и не оказалось, что ваша не первая, а последняя в том же самом «паровозе». Затем дадут лист для объяснений, в котором нужно написать то же, что вы рассказывали сотрудникам ГАИ. Такой-то и такой-то, числа месяца года, управляя автомобилем марка/модель/госномер, двигался по улице такой-то в направлении чего-то. И далее в свободной форме.

По итогу всего общения, на всех, кого можно, будут составлены протоколы об административных нарушениях, а точно называть виновника будет суд. Всем участникам на руки выдадут первичные справки о ДТП, а у тех, на кого составлены протоколы, в зависимости от статей КоАП, под которые попадают нарушения, могут забрать водительские удостоверения и выдать временные. Например, в простейшем случае, когда зевака догнал переднюю машину или въехал в уже стоящую, он расстанется с правами, получит протокол и справку о ДТП. А второй участник поедет домой со своим водительским удостоверением и справкой, которую затем понесет в страховую компанию.

Но для получения выплат по ДТП все равно придется дождаться расширенной справки и суда по делу о ДТП, который точно назовет виновника. Все это тянется, обычно, месяц-полтора. Если же в таком мелком ДТП без пострадавших виновник вы, то, как правило, на суде достаточно покаяться, отделаться штрафом в 340 гривен и получить свои права обратно.

Естественно, описаны простейшие случаи и сценарии мелких ДТП. Каждое, тем не менее, индивидуально. Могут быть пострадавшие, могут быть неадекватные или нетрезвые участники, все индивидуально. Но общие принципы действий одинаковы: сохранять спокойствие и действовать в рамках закона. А лучше, конечно, вовсе не попадать в ДТП.

Интересные автостатьи

Новое исследование: Сколько денег «застряло» в автомобильных пробках Согласно данным нового исследования Центра экономических и бизнес-исследований (CEBR) и INRIX в США и Европе, загруженность дорог стоила экономике США 124 млрд. долл. США. И это показатели 2013 года. Ожидается, что к 2030 году эта цифра возрастет до 186 млрд. долл. США, считают американские аналитики трафика в режиме реального времени.
5 винтажных кабриолетов, которые можно купить дешевле, чем за $10 000 Настала пора сделать то, о чем давно мечтали — сжечь последнюю оставшуюся пару шорт и купить винтажный кабриолет. Наша проблема в том, что мы были воспитаны в фантазиях о маслкарах и Ferrari Daytona, и не знаем, как найти нечто веселое, доступное и неожиданное. Особенно, если бюджет ограничен.
6 вариантов дизайна классической Mini в стиле других автопроизводителей Когда сэр Алек Иссигонис (Alec Issigonis) в 1959 году разработал для British Motor Company автомобиль Mini, который изначально назывался Morris Mini Minor, его дизайн был разработан из принципа максимальной экономи, но он превратился в, возможно, самый знаковый двухдверный автомобиль, который попадал на дороги или раллийные трассы во всем мире.
5 вещей, которые узнаешь, используя гоночный автомобиль в повседневной жизни Что происходит с автомобилем, когда это не день гонки? Подавляющее большинство гонщиков доставляют свои авто на прицепах, и в этом есть смысл. Ко многим трекам путь не близкий, да и с собой нужно взять много инструментов и снаряжения.
Как экономная езда на низких оборотах приближает капитальный ремонт Подавляющее большинство автолюбителей ошибочно предполагает, что чем ниже обороты двигателя, тем выгодней становится поездка, так как падает расход топлива. На самом деле, частая эксплуатация автомобиля в таком режиме может лишь, увеличить износ мотора. Почему это происходит и зачем на тахометре нужны цифры выше 3 тыс. оборотов в минуту?
Зачем на самом деле британцам и японцам руль справа Примерно 35% всех автомобилей мира выпускается с правым рулем. Главным образом, в этом «виновата» Индия, где огромное количество автомобилей. Из списка самых известных стран с левосторонним движением сразу вспоминаются Великобритания, Япония, Австралия, Сингапур и, разумеется, Индия. Но в большинстве стран мира принят правосторонний порядок движения. Так когда же мир разделился на две части и почему это произошло?
Наглядное объяснение об устройстве японских двигателей VTEC Honda Каждый автолюбитель наверняка слышал термин «VTEC», но далеко не каждый знает что он означает в автопромышленности. В этой статье подробно описано устройство этого типа двигателей, которые производит компания Honda.
Как выглядела камера заднего вида в автомобиле 1972 года выпуска Автомобили Volvo заслужили признание во всем мире благодаря своему заслуженному званию самого безопасного автомобиля. И не зря — компания на протяжении десятилетий трудилась над нововведениями, которые бы существенно снизили риск аварий и минимизировали повреждения в случае ДТП.
Как пригнать малолитражку из ЕС и сколько это стоит На авторынок вновь вернулись перегонщики автомобилей (как в 90-х), правда, теперь они возят не десятилетние BMW, а предлагают поставки малолитражек (с объемом двигателя до 1 л), за услуги берут 900–1500 евро. «Малыши» в данный момент уже заняли 11% б/у рынка.
Можно ли ремонтировать дороги при плохой погоде? Ежегодно начало «сезона» ремонта дорог начинается в период ливней и ухудшения погодных условий. Общество уже откровенно подтрунивает над укравтодором за эту традицию. В сети появляются фотографии ремонтников со смешными подписями, негодующие комментарии и критика. Но давайте разберемся насколько критичен ремонт асфальта в непогоду?
Легендарный автомобиль Бонни и Клайда: За что знаменитая пара гангстеров полюбила Форд V-8 Мистер и миссис Уоррен, проживавшие по адресу Габлер-стрит 2107 искали новую машину. В начале 1934 года супружеская пара из Топеки, штат Канзас, отправилась в компанию Mosby-Mack Motor Company, чтобы ознакомиться с актуальными предлагаемыми автомобилями. Они быстро остановили свой выбор на 1934 Ford DeLuxe Fordor, который сразу привлек их внимание.
Лучшие забытые автомобильные погони в истории кино Автомобильные погони стали частью фильмов на рубеже 20-го века. Большинство погонь уже клише и мало чем отличаются друг от друга. Но в нашей сегодняшней подборке действительно лучшие сцены с автомобильными погонями, в которых водители демонстрируют мастерское управление автомобилем.

Больше новостей