Ликбез: что делать при ДТП?

Ликбез: что делать при ДТП?

12.08.2013 г. в 13:35, «AutoUA»

У каждого из водителей рано или поздно может настать момент, который принято называть дорожно-транспортным происшествием. У кого-то он случается в первый месяц за рулем, кто-то ездит без аварий десятилетиями и считает, что это его личная заслуга. Но реакция на первое ДТП и у тех, и у других, как правило, одна. Что же теперь делать?

Прежде всего — без паники и без нервов. ДТП никогда не происходит вовремя, когда у вас нет никаких дел и куча свободного времени. Поэтому первым делом убедившись, что вы сами, ваши пассажиры или люди «на той стороне ДТП» не пострадали, нужно глубоко вдохнуть и смириться с тем, что все уже произошло и вам предстоит пара-тройка не самых приятных часов. Паниковать, нервничать, орать на другого водителя или некстати подвернувшийся на пути следования столб, конечно, можно. Но толку с этого, кроме выплескивания эмоций, ровно ноль. Понятное дело, что удовольствия от дальнейшего процесса вы не получите, но вот вернуться домой с минимальной потерей нервных клеток мы вам постараемся помочь.

Итак, что же делать если вы все-таки попали в ДТП?

Обезопасить место ДТП

Первым делом, даже до оказания помощи пострадавшим, нужно обезопасить место ДТП. Включить аварийку, выставить знаки, при необходимости отправить людей со световой сигнализацией (если ДТП произошло ночью). на другую сторону закрытого поворота, чтобы предупреждать об опсности и так далее. В общем, предпринять все меры, чтобы одно ДТП не стало серией. И вы из участника не превратились в пострадавшего.

Оказать первую помощь пострадавшим

Большинство ДТП обходится без пострадавших. Но если уж что-то серьезное все-таки случилось — в первую очередь нужно помочь пострадавшим. Это большая и совершенно отдельная тема, скажем лишь, что не стоит надеяться на те крохи знаний, которые дали на курсах в автошколе, первую помощь оказывать нужно учиться отдельно. Для этого хватает специальных курсов, о чем мы уже как-то писали. Поэтому, самой главной вашей помощью должен быть звонок 103 с максимально полным описанием пострадавших и адресом куда ехать.

Записать данные свидетелей

Если ситуация спорная и на первый взгляд все не очевидно, обязательно попросите нескольких очевидцев оставить свои данные. Это ваши свидетели, которых потом днем с огнем не сыщешь. Особенно, если есть пострадавшие и дело пахнет уголовным. А при наличии повреждений средней и выше тяжести (то есть переломов, например), без уголовного дела уже не обойдется.

Вызвать ГАИ или не вызывать?

Все, наверное, в курсе, что ГАИ на ДТП приезжают не слишком-то спешно, 40-60 минут считается хорошим временем, в час-пик можно ждать и дольше. Да и дело это муторное, права могут и забрать, ходи потом по судам добивайся их обратно. Так может легче договориться на месте, если повреждения плевые? Но тут есть много всяких «но». Во-первых, современные машины весьма хрупкие. И повреждения, которые с виду кажутся плевыми, после снятия практически целого бампера могут вылиться в 20-25 000 гривен по ценам официального СТО. Либо в 10 000 у нормальных, не столь сильно любящих деньги людей. Где уж тут оценить по внешнему виду, а тем более, если даже понимаешь масштаб бедствия, убедить противоположную сторону, что это именно столько и стоит. Во-вторых, всегда есть опасность, что противоположная сторона после вашего счастливого отъезда с места ДТП возьмет, да и вызовет ГАИ, написав, что вы скрылись. Так что если все-таки решили разойтись миром, то лучше обменяться расписками.

В любом случае, если есть хотя бы малейшие сомнения в честности второй стороны и адекватности предлагаемой суммы — нужно вызывать ГАИ.

Как вызывать ГАИ?

На самом деле все просто, звонить нужно 102, а они сами перенаправят обращение в ГАИ и уже оттуда перезвонит дежурный или непосредственно представитель экипажа, выезжающего на ДТП и уточнит адрес. Причем требуют они именно адрес, указание места как «съезд с Новоконстантиновской на Московский проспект в сторону Петровки» их не устраивает. Прежде чем звонить, постарайтесь увидеть где-то табличку с номером здания.

А может Европротокол?

Действительно, ведь есть такая классная штука, как европротокол, по которому можно получить выплату в страховой не вызывая ГАИ. Действительно, если оба водителя согласны на такой вариант, повреждения по вашим оценкам не превышают 25 000 гривен (смотрите второй пункт, ага), то почему бы и нет? Лимит был увеличен с 1 января 2013 года, ранее составлял лишь 10 000 гривен. Главное, правильно его заполнить, инструкция есть на сайте МТСБУ.

Звонить ли сразу в страховую компанию?

Естественно. Страховую как по КАСКО, так и по ГО нужно уведомлять сразу же по факту происшествия, так как потом отсутствие такого обращения даст страховой компании повод отказать в выплате. Поэтому, если у вас есть КАСКО и вы решили не надеяться на страховую виновника или сами виновник — сразу и смело звоните в страховую. Может быть вам даже пришлют аварийного комиссара, который все сам и зафиксирует. Если же КАСКО нет, то нужно уведомить страховую, если виновник вы, и переписать данные полиса ОСАГО второго участника, если виновник — он. В любом случае, если ситуация спорная и пока непонятно кого в итоге признают виновником ДТП, лучше уведомить и свою страховую, в которой вы приобрели полис ОСАГО. Лишним это не будет.

Что делать до приезда ГАИ?

Расслабиться и получать удовольствие. Ни в коем случае не убирать машину с того места, где она остановилась после происшествия. Если отвалился бампер — пусть там и лежит. Включите аварийку, выставьте знак и ждите. Если есть кто-то более опытный в таких делах — позвоните и попросите подъехать, моральная поддержка лишней не будет. Обязательно запишите данные второго участника, пригодятся. Не ограничивайтесь мобильным телефоном, дело это непостоянное.

Что делать по приезду ГАИ?

Четко и внятно расскажите, что произошло. Двигался оттуда и сюда, скорость была такая-то, для избегания ДТП предпринял действия такие-то. Без эмоций, по делу. Если довелось попасть в «паровоз» из нескольких машин, обязательно запомните сколько вы почувствовали ударов, от этого будет зависеть, кто и кому платит. Например, первая машина в паровозе почувствовала один удар, значит всех собрал последний участник и его страховая платит всем. Если ударов было несколько, то могут быть варианты. Затем сотрудники ГАИ составят схему и дадут вам ее подписать.

Смотрите внимательно, чтобы машины были правильно описаны и не оказалось, что ваша не первая, а последняя в том же самом «паровозе». Затем дадут лист для объяснений, в котором нужно написать то же, что вы рассказывали сотрудникам ГАИ. Такой-то и такой-то, числа месяца года, управляя автомобилем марка/модель/госномер, двигался по улице такой-то в направлении чего-то. И далее в свободной форме.

По итогу всего общения, на всех, кого можно, будут составлены протоколы об административных нарушениях, а точно называть виновника будет суд. Всем участникам на руки выдадут первичные справки о ДТП, а у тех, на кого составлены протоколы, в зависимости от статей КоАП, под которые попадают нарушения, могут забрать водительские удостоверения и выдать временные. Например, в простейшем случае, когда зевака догнал переднюю машину или въехал в уже стоящую, он расстанется с правами, получит протокол и справку о ДТП. А второй участник поедет домой со своим водительским удостоверением и справкой, которую затем понесет в страховую компанию.

Но для получения выплат по ДТП все равно придется дождаться расширенной справки и суда по делу о ДТП, который точно назовет виновника. Все это тянется, обычно, месяц-полтора. Если же в таком мелком ДТП без пострадавших виновник вы, то, как правило, на суде достаточно покаяться, отделаться штрафом в 340 гривен и получить свои права обратно.

Естественно, описаны простейшие случаи и сценарии мелких ДТП. Каждое, тем не менее, индивидуально. Могут быть пострадавшие, могут быть неадекватные или нетрезвые участники, все индивидуально. Но общие принципы действий одинаковы: сохранять спокойствие и действовать в рамках закона. А лучше, конечно, вовсе не попадать в ДТП.

Интересные автостатьи

«Дружба» с АЗС - лояльность или уловки маркетологов? После серьёзного падения продаж из-за Ковида, обострилась конкурентная борьба за клиента у топливных компаний. А для того, чтобы удержать клиентов и привлечь новых, операторы топливного рынка не только запускают, но и постоянно совершенствуют программы лояльности.
Когда лучше покупать машину? Что нас ждёт в 2021 году? Для того, чтобы сегодня максимально эффективно инвестировать в покупку автомобиля, необходимо понимать, что сейчас происходит на рынке подержанных авто и чего ожидать в будущем. Сегодня мы поговорим о том, что изменилось за период лето-осень 2020-го, а так же сделаем прогноз на зиму-весну 2021-го года. Итак, давайте разбираться по порядку.
Чем новый Range Rover Evoque покорил украинский рынок? В семействе британских внедорожников Evoque называют младшим братом, ведь он меньше всех по габаритам и доступнее по цене. В 2019 году на дорогах Украины появились внедорожники второго поколения, став одними из самых продаваемых в классе.
Встречайте обновленный Jaguar F-Type: рестайлинг 2020 года Jaguar F-Type называют самым красивым автомобилем бренда. Точеные линии кузова в сочетании с невероятной оптикой делают этот спорткар центром внимания на любой дороге.
Эксперты провели масштабное исследование «девяносто пятого» бензина По данным официальной статистики, доля белорусских бензинов в Украине в общем импорте достигла 80 процентов. Как известно, нефтеперерабатывающие заводы нашего соседа основательно модернизированы, и выпускают топливо стандарта Евро 5. Выходит, проблем с качеством быть не должно?
Дизельное топливо – какое качество на дорогих и дешёвых заправках? После кризисного «карантинного» падения, цены на топливо на украинских АЗС уверенно поползли вверх. При этом, что касается дизельного топлива, пока сохраняется весьма солидный разброс, достигающий 5 грн. на литре. А будет ли такой же разница в качестве топлива?
Электрическая революция: от Peugeot VLV – до Peugeot е-2008 Электрические двигатели использовались еще на заре появления автомобиля, однако тогда они уступили борьбу бензиновым моторам. Peugeot одни из первых взялся за изучение электропривода для автомобилей – это было еще в далеком 1902 году.
Ariya - первый 100% электрический кроссовер Nissan Nissan показала продолжателя дела Leaf. Встречайте первый электрический кроссовер марки — Nissan Ariya.
Новый Ford Bronko - «внедорожный воин» 21 века Ford спустя 31 год возродил рамный внедорожник Bronco. И это очень красиво.
Качество автомобильного газа улучшилось, но многие грешат «недоливом» Впервые за 2 года стоимость автомобильного газа достигла 50 процентов стоимости бензина, и продолжает повышаться. В некоторых сетях цена около 12 гривен за литр, что не очень радует владельцев авто с ГБО. Кроме того, некоторые компании лоббируют введение дополнительных пошлин на импортные газ и дизель.
WOG разыгрывает дом на колесах Закрытые границы – не проблема для настоящих путешественников. Наоборот, это прекрасная возможность узнать лучше родную страну.
Что такое «помеха справа» и как правильно пользоваться этим правилом «У тебя помеха справа была!», - такое взаимное обвинение часто можно услышать от водителей, попавших в ДТП на регулируемом перекрестке, при проезде «клумбы» или взаимном перестроении.

Больше новостей