Как украинским водителям избежать необоснованных штрафов за пьяную езду
10.10.2013 р. в 14:18, «Вести»
Наказание за езду под мухой хотят ужесточить. Водители опасаются, что их будут нарочно обвинять в пьянке, вымогая взятки. Журналисты и юристы разобрались, как защититься
На этой неделе в Раде зарегистрировали очередной законопроект, ужесточающий наказание за управление автомобилем в нетрезвом виде. Нардеп от оппозиции Андрей Кожемякин предлагает увеличить штрафы для пьяниц за рулем до 6800–7650 грн (сейчас 2550–3400) или лишать водительских прав на срок до трех-четырех лет (сейчас — от одного до двух). Ранее с инициативой жестче наказывать водителей выступал и Олег Ляшко — внефракционный депутат со свойственным ему эпатажным размахом предложил в своем законопроекте (он отправлен на доработку) сажать шоферов под градусом... на 10 лет. Представитель парламентского большинства нардеп Михаил Чечетов говорит, что в связи с крайне высокой аварийностью на украинских дорогах все законодательные инициативы такого рода в ближайшее время будут приняты: «Мы просто подкорректируем цифры штрафов и уровень уголовной ответственности, но общая идея сохранится, иначе эту дорожную войну не остановить».
Вместе с тем на интернет-форумах водители жалуются, что сейчас отдельные инспектора ГАИ занимаются тем, что незаслуженно обвиняют автолюбителей в езде в нетрезвом состоянии, вымогая при этом взятки за то, чтобы тех не везли к врачу. «Мне сразу сказали, что лучше рассчитаться на месте, потому что врач свой и там будет дороже. С ним придется делиться», — говорит автомобилист Михаил Д., заплативший 1,5 тыс. грн после таких угроз (его словили на запахе после бокала шампанского). Естественно, у водителей есть опасения, что после ужесточения наказания коррупционный тариф еще больше вырастет, а автомобилистов будут обвинять незаслуженно еще чаще.
Журналисты с помощью юристов Владимира Караваева и Алексея Святогора подготовили ряд советов о том, как защитить свои права.
Психология «развода»
Известный правозащитник Владимир Караваев говорит, что сотрудники ГАИ очень часто фальсифицируют протоколы по «пьяной» статье (ст. 130 КоУАП). Прав лишают абсолютно трезвых водителей, а доказать что-либо в суде нереально — к водителям, которых гашники обвиняют в пьянстве за рулем, судьи относятся предвзято. «Все построено на психологии развода», — отмечает Караваев. То есть водителя, который плохо знает законодательство, просят делать то, что выгодно гаишнику для выполнения плана. Например, подписать отказ от осмотра у врача или на основании показаний несертифицированного прибора признаться в преступлении.
Итак, вас остановил инспектор и заявляет, что от вас как-то не так пахнет, а после этого просит дыхнуть. Адвокат Владимир Караваев советует отвечать короткой фразой: «Дышать я буду на жену». Дело в том, что ни один нормативно-правовой документ дышать на инспектора не обязывает. Все, что может инспектор, — потребовать от вас пройти медосвидетельствование. Но не просто так, а на основании внешних признаков: неестественного цвета кожи, запаха алкоголя, дрожания рук и ряда других. Отказываться от процедуры нельзя вне зависимости от того, пили вы или нет — согласно ст. 130 КоУАП, отказ от освидетельствования приравнивается к признанию в употреблении алкоголя. Однако у вас есть право требовать от инспектора строгого соблюдения ст. 266 КоУАП, постановления КМУ №1103 от 17.12.08 и Совместного приказа МВД и Минздрава №400/666. Далее приводим алгоритм осмотра водителя, прописанный в указанных выше нормативно-правовых актах.
Начинается все с того, что сотрудник ГАИ отстраняет водителя от управления транспортным средством и сообщает, что в присутствии двух свидетелей собирается произвести осмотр с использованием алкотестера.
По факту проверки инспектор составляет протокол, где указывает признаки опьянения, и останавливает двух свидетелей, данные которых пишет в протокол. Если инспектор не составляет протокол, на него можно подавать жалобу за незаконное задержание.
Из-за того, что ГАИ закупила слишком мало алкотестеров, инспектора нередко предлагают подуть в китайский алкотестер, такие продают в интернет-магазинах по 100–150 грн. Дышать в него или нет — личное дело водителя, так как никаких юридических последствий такой «тест» не несет. Да и точность показаний таких приборов сомнительна. Поэтому попросите инспектора не отходить от требований инструкции и проводить проверку, только используя прибор, который входит в Перечень технических средств для выявления и фиксации нарушений Правил дорожного движения (утвержден Приказом МВД №33). Туда входят, например, немецкие газоанализаторы AlcoQuant 6020, Alcotest 6510, 6810 и 7410 Plus com, а также «Алконт 01».
Инспектор после того, как достал алкотестер, обязан рассказать водителю о том, как конкретно он будет проводить тест, показать свидетельство о госрегистрации прибора и его проверке. После этого распечатать одноразовый (!) мундштук, причем таким образом, чтобы водитель видел, что в процессе туда не накапали спирта. Если есть сомнения, в присутствии свидетелей требуйте, чтобы он достал другой мундштук. Кроме того, можно попросить его в упаковке и проверить герметичность (надавить на целлофан и посмотреть не выходит ли воздух). И только после этого можно дуть в эту самую трубочку по требованию инспектора.
После того, как водитель подул в трубку, на устройстве тут же появляется результат теста. Его должны увидеть и водитель, и свидетели, и инспектор ГАИ одновременно. Если инспектор скрыл результаты теста (прикрыл рукой дисплей устройства), тут же писать жалобу, а в качестве доказательства своих слов привлечь показания свидетелей. В зависимости от того, какой результат показал тестер, события будут развиваться по двум сценариям.
- Если меньше 0,2 промилле: Инспектор пишет в соответствующей графе протокола о том, что алкоголя в крови нет, либо есть, но в допустимом количестве. После этого дает копию протокола водителю и отпускает его.
- Если больше 0,2 промилле: Инспектор обязан спросить у водителя, согласен ли он с результатом теста.
«Согласен»: Протокол передают в суд, водителя отпускают, права остаются у инспектора.
«Не согласен»: В протоколе не указывают ничего, а водителю предлагают поехать в медучреждение. Отказаться нельзя: это пишут в протоколе, свидетели подписываются под несогласием, права забирают, а дело передают в суд. Если согласен, то инспектор заполняет бланк направления, в который вписывает название медучреждения, номер протокола, дату, результаты осмотра с помощью техсредства (указывает номер алкотестера). Доставка к врачу осуществляется на машине инспектора.
До проверки водителя на трезвость у медика, инспектор не имеет права вписывать в протокол показания алкотестера — чтобы врач не относился предвзято. Нарколог заполняет акт освидетельствования, после этого проводит исследование по 12 пунктам (проверка реакции зрачка на свет, пульса, давления, а также психофизиологического состояния водителя). Эту же проверку он обязан повторить через 20 минут.
Следующий этап — врач берет у водителя биологические пробы (слюна, моча и смывы с поверхности губ, кожного покрова лица и рук, кровь) в две емкости — одну из них исследуют, а содержимое второй хранится 90 дней на случай, если водитель захочет заказать повторную экспертизу в ходе суда.
И только после того, как собрана полная информация о состоянии водителя, врач ставит диагноз и пишет заключение в трех экземплярах: для гаишника, водителя и отчета. На основании вывода врача результаты освидетельствования водителя фиксируются в протоколе. К протоколу инспектор обязан приложить направление — документ, свидетельствующий, что он направил водителя в данную конкретную лечебницу и к конкретному врачу.
Если врач считает, что водитель не находится в состоянии алкогольного опьянения, водителя отпускают вне зависимости от показаний алкотестера.
Во время озвучивания диагноза водителя (пьян или трезв) в одном помещении должны находиться и водитель, и инспектор ГАИ, чтобы не допустить сговора одной из сторон с медиком.
Авто
До тех пор, пока инспектор ГАИ не убедился в том, что водитель трезв, он не имеет права пускать его за руль — требование поехать на своей машине к врачу да еще и отвезти на ней гаишника, является незаконным. Не имеет права он и садиться за руль вашего авто. Свою обязанность по устранению водителя от управления авто он может выполнить путем блокировки колеса спецсредством. А водитель имеет право вызвать на место кого-то из родственников или друзей с правами, чтобы они сели за руль и отогнали авто. И только в том случае, если оно мешает движению и нет никаких других способов исправить ситуацию, машину заберут на штрафплощадку. В течение трех дней после этого ее можно забрать.
На суде
Сотрудник ГАИ, составивший протокол за подписью руководителя подразделения, направляет его вместе со всеми материалами дела в суд (в том числе и права) в трехдневный срок. Водителю после изъятия прав выдается временный талон, по которому авто можно управлять в течение трех месяцев либо до момента, пока суд не примет решение о лишении прав. Если по какой-либо причине решение о лишении прав судом не принято, водительское удостоверение возвращается владельцу.
На заседании лучше всего признать вину, раскаяться, показать с работы справку-характеристику (где вас характеризуют хорошо) и попросить назначить штраф. Если права забрали, после срока истечения наказания нужно явиться в МРЭО и сдать экзамен на знание ПДД — вам вернут права.
Когда суд может оправдать водителя
Юрист Алексей Святогор говорит, что водителя могут оправдать за езду в состоянии алкогольного опьянения, но только в том случае, если он действовал в состоянии крайней необходимости (ст. 17 КоУАП) и смог доказать это (документами и/или свидетельскими показаниями). Например, если бы он не сел за руль и не отвез больного человека в больницу, то тот умер бы. Примеров оправдательных вердиктов по такой причине в реестре судебных решений довольно много.
Также в практике юриста был случай, когда водитель отказался от медосвидетельствования и подписал протокол с отказом. А уже дома, посоветовавшись с юристом, понял последствия своего отказа. Он в срочном порядке поехал в клиническую лабораторию и сдал там анализы, которые подтвердили его трезвость.
При этом эксперт обращает внимание на то, что законодательством предусмотрено наказание не только за езду в состоянии алкогольного опьянения, но и за прием за рулем препаратов, снижающих скорость реакции (нужно смотреть инструкцию): «Многие лишаются прав из-за сиропов от кашля, сердечных, желудочных и болеутоляющих средств».
Цифры: пьяные водители калечат по 8 человек в день
По данным ГАИ, в 2012 году зарегистрировано 196 399 аварий, в которых погибли 5094 человека. Из них почти 7 тысяч ДТП произошло по вине нетрезвых водителей, которые убили 268 и покалечили 2879 украинцев.
Прибор блокирует зажигание, если водитель «под шофе»
На выставке «Оружие и безопасность 2013», прошедшей в столице в конце сентября, на стенде ГАИ Украины было представлено устройство-антиблок Drager Interlock XT. Перед включением двигателя прибор запрашивает образец выдыхаемого воздуха (нужно дунуть). Если водитель находится в состоянии опьянения, система блокирует запуск двигателя. Прибор также заставляет периодически проходить повторную проверку в пути. В Голландии такие алкозамки обязали ставить на машине тех, кто попадался пьяным. В МВД Украины не исключают, что возьмут на вооружение голландский опыт.
Регионы: где больше всего водителей-пьяниц
Согласно данным Центра безопасности дорожного движения и автоматизированных систем МВД Украины, лидером по количеству ДТП с пьяными водителями является Одесская область (637 аварий в 2012 году). На втором месте — Днепропетровская область, где пьяные водители били машины и калечили людей 609 раз. А третьей по количеству погибших людей из-за нетрезвых водителей является Киевская область, где произошло 608 таких аварий. В Киеве (данные взяты отдельно от области) было 589 «пьяных» ДТП (4-е место). Замыкает пятерку Донецкая область — 555 ДТП случаев.