Как украинским водителям избежать необоснованных штрафов за пьяную езду

Как украинским водителям избежать необоснованных штрафов за пьяную езду

10.10.2013 г. в 14:18, «Вести»

Наказание за езду под мухой хотят ужесточить. Водители опасаются, что их будут нарочно обвинять в пьянке, вымогая взятки. Журналисты и юристы разобрались, как защититься

На этой неделе в Раде зарегистрировали очередной законопроект, ужесточающий наказание за управление автомобилем в нетрезвом виде. Нардеп от оппозиции Андрей Кожемякин предлагает увеличить штрафы для пьяниц за рулем до 6800–7650 грн (сейчас 2550–3400) или лишать водительских прав на срок до трех-четырех лет (сейчас — от одного до двух). Ранее с инициативой жестче наказывать водителей выступал и Олег Ляшко — внефракционный депутат со свойственным ему эпатажным размахом предложил в своем законопроекте (он отправлен на доработку) сажать шоферов под градусом... на 10 лет. Представитель парламентского большинства нардеп Михаил Чечетов говорит, что в связи с крайне высокой аварийностью на украинских дорогах все законодательные инициативы такого рода в ближайшее время будут приняты: «Мы просто подкорректируем цифры штрафов и уровень уголовной ответственности, но общая идея сохранится, иначе эту дорожную войну не остановить».

Вместе с тем на интернет-форумах водители жалуются, что сейчас отдельные инспектора ГАИ занимаются тем, что незаслуженно обвиняют автолюбителей в езде в нетрезвом состоянии, вымогая при этом взятки за то, чтобы тех не везли к врачу. «Мне сразу сказали, что лучше рассчитаться на месте, потому что врач свой и там будет дороже. С ним придется делиться», — говорит автомобилист Михаил Д., заплативший 1,5 тыс. грн после таких угроз (его словили на запахе после бокала шампанского). Естественно, у водителей есть опасения, что после ужесточения наказания коррупционный тариф еще больше вырастет, а автомобилистов будут обвинять незаслуженно еще чаще.

Журналисты с помощью юристов Владимира Караваева и Алексея Святогора подготовили ряд советов о том, как защитить свои права.

Психология «развода»

Известный правозащитник Владимир Караваев говорит, что сотрудники ГАИ очень часто фальсифицируют протоколы по «пьяной» статье (ст. 130 КоУАП). Прав лишают абсолютно трезвых водителей, а доказать что-либо в суде нереально — к водителям, которых гашники обвиняют в пьянстве за рулем, судьи относятся предвзято. «Все построено на психологии развода», — отмечает Караваев. То есть водителя, который плохо знает законодательство, просят делать то, что выгодно гаишнику для выполнения плана. Например, подписать отказ от осмотра у врача или на основании показаний несертифицированного прибора признаться в преступлении.


Итак, вас остановил инспектор и заявляет, что от вас как-то не так пахнет, а после этого просит дыхнуть. Адвокат Владимир Караваев советует отвечать короткой фразой: «Дышать я буду на жену». Дело в том, что ни один нормативно-правовой документ дышать на инспектора не обязывает. Все, что может инспектор, — потребовать от вас пройти медосвидетельствование. Но не просто так, а на основании внешних признаков: неестественного цвета кожи, запаха алкоголя, дрожания рук и ряда других. Отказываться от процедуры нельзя вне зависимости от того, пили вы или нет — согласно ст. 130 КоУАП, отказ от освидетельствования приравнивается к признанию в употреблении алкоголя. Однако у вас есть право требовать от инспектора строгого соблюдения ст. 266 КоУАП, постановления КМУ №1103 от 17.12.08 и Совместного приказа МВД и Минздрава №400/666. Далее приводим алгоритм осмотра водителя, прописанный в указанных выше нормативно-правовых актах.

Начинается все с того, что сотрудник ГАИ отстраняет водителя от управления транспортным средством и сообщает, что в присутствии двух свидетелей собирается произвести осмотр с использованием алкотестера.

По факту проверки инспектор составляет протокол, где указывает признаки опьянения, и останавливает двух свидетелей, данные которых пишет в протокол. Если инспектор не составляет протокол, на него можно подавать жалобу за незаконное задержание.


Из-за того, что ГАИ закупила слишком мало алкотестеров, инспектора нередко предлагают подуть в китайский алкотестер, такие продают в интернет-магазинах по 100–150 грн. Дышать в него или нет — личное дело водителя, так как никаких юридических последствий такой «тест» не несет. Да и точность показаний таких приборов сомнительна. Поэтому попросите инспектора не отходить от требований инструкции и проводить проверку, только используя прибор, который входит в Перечень технических средств для выявления и фиксации нарушений Правил дорожного движения (утвержден Приказом МВД №33). Туда входят, например, немецкие газоанализаторы AlcoQuant 6020, Alcotest 6510, 6810 и 7410 Plus com, а также «Алконт 01».

Инспектор после того, как достал алкотестер, обязан рассказать водителю о том, как конкретно он будет проводить тест, показать свидетельство о госрегистрации прибора и его проверке. После этого распечатать одноразовый (!) мундштук, причем таким образом, чтобы водитель видел, что в процессе туда не накапали спирта. Если есть сомнения, в присутствии свидетелей требуйте, чтобы он достал другой мундштук. Кроме того, можно попросить его в упаковке и проверить герметичность (надавить на целлофан и посмотреть не выходит ли воздух). И только после этого можно дуть в эту самую трубочку по требованию инспектора.


После того, как водитель подул в трубку, на устройстве тут же появляется результат теста. Его должны увидеть и водитель, и свидетели, и инспектор ГАИ одновременно. Если инспектор скрыл результаты теста (прикрыл рукой дисплей устройства), тут же писать жалобу, а в качестве доказательства своих слов привлечь показания свидетелей. В зависимости от того, какой результат показал тестер, события будут развиваться по двум сценариям.

  • Если меньше 0,2 промилле: Инспектор пишет в соответствующей графе протокола о том, что алкоголя в крови нет, либо есть, но в допустимом количестве. После этого дает копию протокола водителю и отпускает его.
  • Если больше 0,2 промилле: Инспектор обязан спросить у водителя, согласен ли он с результатом теста.

«Согласен»: Протокол передают в суд, водителя отпускают, права остаются у инспектора.

«Не согласен»: В протоколе не указывают ничего, а водителю предлагают поехать в медучреждение. Отказаться нельзя: это пишут в протоколе, свидетели подписываются под несогласием, права забирают, а дело передают в суд. Если согласен, то инспектор заполняет бланк направления, в который вписывает название медучреждения, номер протокола, дату, результаты осмотра с помощью техсредства (указывает номер алкотестера). Доставка к врачу осуществляется на машине инспектора.


До проверки водителя на трезвость у медика, инспектор не имеет права вписывать в протокол показания алкотестера — чтобы врач не относился предвзято. Нарколог заполняет акт освидетельствования, после этого проводит исследование по 12 пунктам (проверка реакции зрачка на свет, пульса, давления, а также психофизиологического состояния водителя). Эту же проверку он обязан повторить через 20 минут.

Следующий этап — врач берет у водителя биологические пробы (слюна, моча и смывы с поверхности губ, кожного покрова лица и рук, кровь) в две емкости — одну из них исследуют, а содержимое второй хранится 90 дней на случай, если водитель захочет заказать повторную экспертизу в ходе суда.

И только после того, как собрана полная информация о состоянии водителя, врач ставит диагноз и пишет заключение в трех экземплярах: для гаишника, водителя и отчета. На основании вывода врача результаты освидетельствования водителя фиксируются в протоколе. К протоколу инспектор обязан приложить направление — документ, свидетельствующий, что он направил водителя в данную конкретную лечебницу и к конкретному врачу.

Если врач считает, что водитель не находится в состоянии алкогольного опьянения, водителя отпускают вне зависимости от показаний алкотестера.

Во время озвучивания диагноза водителя (пьян или трезв) в одном помещении должны находиться и водитель, и инспектор ГАИ, чтобы не допустить сговора одной из сторон с медиком.


Авто

До тех пор, пока инспектор ГАИ не убедился в том, что водитель трезв, он не имеет права пускать его за руль — требование поехать на своей машине к врачу да еще и отвезти на ней гаишника, является незаконным. Не имеет права он и садиться за руль вашего авто. Свою обязанность по устранению водителя от управления авто он может выполнить путем блокировки колеса спецсредством. А водитель имеет право вызвать на место кого-то из родственников или друзей с правами, чтобы они сели за руль и отогнали авто. И только в том случае, если оно мешает движению и нет никаких других способов исправить ситуацию, машину заберут на штрафплощадку. В течение трех дней после этого ее можно забрать.

На суде

Сотрудник ГАИ, составивший протокол за подписью руководителя подразделения, направляет его вместе со всеми материалами дела в суд (в том числе и права) в трехдневный срок. Водителю после изъятия прав выдается временный талон, по которому авто можно управлять в течение трех месяцев либо до момента, пока суд не примет решение о лишении прав. Если по какой-либо причине решение о лишении прав судом не принято, водительское удостоверение возвращается владельцу.

На заседании лучше всего признать вину, раскаяться, показать с работы справку-характеристику (где вас характеризуют хорошо) и попросить назначить штраф. Если права забрали, после срока истечения наказания нужно явиться в МРЭО и сдать экзамен на знание ПДД — вам вернут права.

Когда суд может оправдать водителя

Юрист Алексей Святогор говорит, что водителя могут оправдать за езду в состоянии алкогольного опьянения, но только в том случае, если он действовал в состоянии крайней необходимости (ст. 17 КоУАП) и смог доказать это (документами и/или свидетельскими показаниями). Например, если бы он не сел за руль и не отвез больного человека в больницу, то тот умер бы. Примеров оправдательных вердиктов по такой причине в реестре судебных решений довольно много.

Также в практике юриста был случай, когда водитель отказался от медосвидетельствования и подписал протокол с отказом. А уже дома, посоветовавшись с юристом, понял последствия своего отказа. Он в срочном порядке поехал в клиническую лабораторию и сдал там анализы, которые подтвердили его трезвость.

При этом эксперт обращает внимание на то, что законодательством предусмотрено наказание не только за езду в состоянии алкогольного опьянения, но и за прием за рулем препаратов, снижающих скорость реакции (нужно смотреть инструкцию): «Многие лишаются прав из-за сиропов от кашля, сердечных, желудочных и болеутоляющих средств».

Цифры: пьяные водители калечат по 8 человек в день

По данным ГАИ, в 2012 году зарегистрировано 196 399 аварий, в которых погибли 5094 человека. Из них почти 7 тысяч ДТП произошло по вине нетрезвых водителей, которые убили 268 и покалечили 2879 украинцев.

Прибор блокирует зажигание, если водитель «под шофе»

На выставке «Оружие и безопасность 2013», прошедшей в столице в конце сентября, на стенде ГАИ Украины было представлено устройство-антиблок Drager Interlock XT. Перед включением двигателя прибор запрашивает образец выдыхаемого воздуха (нужно дунуть). Если водитель находится в состоянии опьянения, система блокирует запуск двигателя. Прибор также заставляет периодически проходить повторную проверку в пути. В Голландии такие алкозамки обязали ставить на машине тех, кто попадался пьяным. В МВД Украины не исключают, что возьмут на вооружение голландский опыт.

Регионы: где больше всего водителей-пьяниц

Согласно данным Центра безопасности дорожного движения и автоматизированных систем МВД Украины, лидером по количеству ДТП с пьяными водителями является Одесская область (637 аварий в 2012 году). На втором месте — Днепропетровская область, где пьяные водители били машины и калечили людей 609 раз. А третьей по количеству погибших людей из-за нетрезвых водителей является Киевская область, где произошло 608 таких аварий. В Киеве (данные взяты отдельно от области) было 589 «пьяных» ДТП (4-е место). Замыкает пятерку Донецкая область — 555 ДТП случаев.

Интересные автостатьи

Новое исследование: Сколько денег «застряло» в автомобильных пробках Согласно данным нового исследования Центра экономических и бизнес-исследований (CEBR) и INRIX в США и Европе, загруженность дорог стоила экономике США 124 млрд. долл. США. И это показатели 2013 года. Ожидается, что к 2030 году эта цифра возрастет до 186 млрд. долл. США, считают американские аналитики трафика в режиме реального времени.
5 винтажных кабриолетов, которые можно купить дешевле, чем за $10 000 Настала пора сделать то, о чем давно мечтали — сжечь последнюю оставшуюся пару шорт и купить винтажный кабриолет. Наша проблема в том, что мы были воспитаны в фантазиях о маслкарах и Ferrari Daytona, и не знаем, как найти нечто веселое, доступное и неожиданное. Особенно, если бюджет ограничен.
6 вариантов дизайна классической Mini в стиле других автопроизводителей Когда сэр Алек Иссигонис (Alec Issigonis) в 1959 году разработал для British Motor Company автомобиль Mini, который изначально назывался Morris Mini Minor, его дизайн был разработан из принципа максимальной экономи, но он превратился в, возможно, самый знаковый двухдверный автомобиль, который попадал на дороги или раллийные трассы во всем мире.
5 вещей, которые узнаешь, используя гоночный автомобиль в повседневной жизни Что происходит с автомобилем, когда это не день гонки? Подавляющее большинство гонщиков доставляют свои авто на прицепах, и в этом есть смысл. Ко многим трекам путь не близкий, да и с собой нужно взять много инструментов и снаряжения.
Как экономная езда на низких оборотах приближает капитальный ремонт Подавляющее большинство автолюбителей ошибочно предполагает, что чем ниже обороты двигателя, тем выгодней становится поездка, так как падает расход топлива. На самом деле, частая эксплуатация автомобиля в таком режиме может лишь, увеличить износ мотора. Почему это происходит и зачем на тахометре нужны цифры выше 3 тыс. оборотов в минуту?
Зачем на самом деле британцам и японцам руль справа Примерно 35% всех автомобилей мира выпускается с правым рулем. Главным образом, в этом «виновата» Индия, где огромное количество автомобилей. Из списка самых известных стран с левосторонним движением сразу вспоминаются Великобритания, Япония, Австралия, Сингапур и, разумеется, Индия. Но в большинстве стран мира принят правосторонний порядок движения. Так когда же мир разделился на две части и почему это произошло?
Наглядное объяснение об устройстве японских двигателей VTEC Honda Каждый автолюбитель наверняка слышал термин «VTEC», но далеко не каждый знает что он означает в автопромышленности. В этой статье подробно описано устройство этого типа двигателей, которые производит компания Honda.
Как выглядела камера заднего вида в автомобиле 1972 года выпуска Автомобили Volvo заслужили признание во всем мире благодаря своему заслуженному званию самого безопасного автомобиля. И не зря — компания на протяжении десятилетий трудилась над нововведениями, которые бы существенно снизили риск аварий и минимизировали повреждения в случае ДТП.
Как пригнать малолитражку из ЕС и сколько это стоит На авторынок вновь вернулись перегонщики автомобилей (как в 90-х), правда, теперь они возят не десятилетние BMW, а предлагают поставки малолитражек (с объемом двигателя до 1 л), за услуги берут 900–1500 евро. «Малыши» в данный момент уже заняли 11% б/у рынка.
Можно ли ремонтировать дороги при плохой погоде? Ежегодно начало «сезона» ремонта дорог начинается в период ливней и ухудшения погодных условий. Общество уже откровенно подтрунивает над укравтодором за эту традицию. В сети появляются фотографии ремонтников со смешными подписями, негодующие комментарии и критика. Но давайте разберемся насколько критичен ремонт асфальта в непогоду?
Легендарный автомобиль Бонни и Клайда: За что знаменитая пара гангстеров полюбила Форд V-8 Мистер и миссис Уоррен, проживавшие по адресу Габлер-стрит 2107 искали новую машину. В начале 1934 года супружеская пара из Топеки, штат Канзас, отправилась в компанию Mosby-Mack Motor Company, чтобы ознакомиться с актуальными предлагаемыми автомобилями. Они быстро остановили свой выбор на 1934 Ford DeLuxe Fordor, который сразу привлек их внимание.
Лучшие забытые автомобильные погони в истории кино Автомобильные погони стали частью фильмов на рубеже 20-го века. Большинство погонь уже клише и мало чем отличаются друг от друга. Но в нашей сегодняшней подборке действительно лучшие сцены с автомобильными погонями, в которых водители демонстрируют мастерское управление автомобилем.

Больше новостей