Что делать, если ваше авто ударили на парковке
17.10.2015 р. в 17:37, car-insurance.com.ua
Несколько основных положений, которые должен усвоить хозяин автомобиля оставляющего свой автомобиль на автостоянке.
1. Каждый раз, забирая свой автомобиль со стоянки, не поленитесь несколько раз обойти вокруг него, обращая своё внимание на мельчайшие несоответствия с первоначальным видом: где-то есть свежие потёртости на слое пыли равномерном на всей поверхности, где-то есть небольшие вмятины, видные под определённым углом зрения, царапины и сколы, следы посторонней краски и т. д.
Кстати, в это время можно обнаружить несколько технических неисправностей, влияющих на безопасность движения (не горят габариты и поворотники, отсутствие освещения номерного знака или его загрязнённость) или на эксплуатационные свойства (полуспущена шина, подтёки масла или охлаждающей жидкости). Данное требование также полностью согласуется с Правилами дорожного движения.
2. Не просто желательно, а обязательно нужно иметь договор о временном хранении с владельцами автостоянки, в котором полностью прописана ответственность каждого участника данного договора.
Данный договор является условием по хранению автомобилей на стоянках и базируется на статьях Гражданского кодекса Украины о хранении. Согласно ст. 937 ГК, договор хранения должен заключаться в письменной форме. Если же договора нет, то к нему приравниваются расписки, квитанции, платёжные ордера с указанием, естественно, гос. номера автомобиля.
И поэтому азбучными истинами при постановке своего авто на стоянку является наличие хотя бы минимального количества указанных выше документов. Это, прежде всего, в ваших интересах на непредвиденный случай. Ведь данный клочок бумажки (чек, расписка) по сути есть единственный документ, подтверждающий, что стоянка приняла на хранение ваше имущество. Правда, при обращении в суд, (это в крайнем случае) придётся потрудиться доказывая, что стоянка несёт материальную ответственность на основании чека или квитанции. В наших судах иногда исходят из того, что чек - это всего лишь подтверждение оплаты за стоянку и предоставление услуг.
Поэтому, как бы вы не хотели облегчить себе жизнь, всё-таки единственным документом, бесспорно принимаемым судом, является договор о хранении транспортного средства с детальным описанием меры ответственности каждого участника.
Исходя из вышеизложенного, получается, что даже при отсутствии договора о хранении, на основании чека, жетона или другого документа хозяин стоянки принимает на себя следующие обязательства:
- принять меры для обеспечения сохранности авто (на основании ч. 1 ст. 942 ГКУ);
- возвратить то авто, которое было передано на хранение (на основании ч. 1 ст. 949 ГКУ);
- возвратить авто в таком состоянии, в котором оно было принято на хранение (на основании ч. 2 ст. 949 ГКУ);
- в случае утраты авто – возместить его стоимость, а при его повреждении - возместить ущерб в размере суммы, на которую снизилась его цена (на основании ст. 951 ГКУ).
В случае нанесения автомобилю ущерба на автостоянке необходимо:
- Сразу же сообщить об этом дежурному приемщику на стоянке и написать письменное заявление в двух экземплярах. Один из них с подписью дежурного оставить у себя.
- Вызвать полицию. А по её приезду проследить, чтобы были соблюдены все нормы и правила составления протокола о ДТП, поскольку в данном случае действуют те же правила что и при ДТП.
- Если имеется полис КАСКО, то обязательно сообщить своему страховому комиссару о страховом случае.
- Если страховки не имеется, а хозяин стоянки отказывается от возмещения ущерба, тогда надо собирать все необходимые документы и готовиться к суду.
Иск о возмещении ущерба предъявляется автостоянке, если хозяин юридическое лицо, или ее владельцу (физлицу).
Список прилагаемых документов для подачи искового заявления:
- заключение об экспертной оценке повреждений автомобиля и его копия;
- заявление автовладельца о повреждении автомобиля на автостоянке, с подписью дежурного стоянки (нет подписи дежурного - приложить акт об отказе подписать, с подписями 2 свидетелей;
- ксерокопии техпаспорта доверенности или временного талона;
- все квитанции о затратах на ремонт, приобретении деталей оплаты работ по окраске и рихтовке и т. д.;
- все квитанции по оплате судебных издержек;
Это длинный и утомительный путь. И прежде, чем сделать первый шаг в этом направлении, надо подумать, а «стоит ли овчинка выделки». И ещё раз попробовать договориться о досудебном урегулировании спора.