Мойки самообслуживания: положительные стороны и нюансы использования
21.10.2015 р. в 13:04, За рулем
Зачем делать самому то, что за вас могут сделать другие? Журналист решил отыскать аргументы в пользу моек самообслуживания, а заодно изучить нюансы их использования.
Мойки самообслуживания, которые сейчас вырастают в Киеве, как грибы после дождя – это, в общем, не от бедности. Такие мойки весьма популярны и в Европе, поскольку позволяют экономить не только деньги, но и время. А оно-то, как известно, бесценно. Помыть автомобиль на стандартной автомойке редко удается меньше, чем за 30-40 минут, и это при условии, что в очереди перед вами никого нет. Иногда мойщики столь неторопливы, что так и подмывает взять в свои руки моечный пистолет, побыстрее завершить процедуру и отправиться по своим делам.
Хотите? Берите! В Киеве и его пригородах уже не один десяток автомоек, на каждой – не менее четырех моечных постов, и я не помню, чтобы проводил в ожидании доступа к одному из них более 10-15 минут. За это время вполне можно помыть собственный автомобиль, если вы, конечно, только что не вернулись с трофи-рейда.
А СТОИТ ЛИ?
Имейте в виду, что с непривычки процесс может занять в два раза больше времени, чем указано выше. Что при недостатке сноровки вы можете уехать с мойки в чистом автомобиле, но в мокрой одежде и обуви. Или же, потратив время и деньги, уедете на грязном, недомытом автомобиле – мойке, как и любому делу, нужно учиться. Я лично перестал казаться самому себе профаном моечного дела уже после двух моек, а после третьей начал учить этому мастерству жену. Ей так понравилось, что теперь она буквально вырывает моечный пистолет из моих рук, и у меня остается время писать эти строки.
ЧЕЛОВЕК И АВТОМАТ
На любой мойке самообслуживания вы обнаружите пару моечных пистолетов для воды и пены, а также автомат, который выделит вам время на пользование всем этим добром. Время вы покупаете у автомата либо за бумажные деньги, которые у вас с собой, либо за жетоны которые нужно приобрести у обслуживающего персонала.
Время - деньги
Моечные автоматы принимают к оплате жетоны или наличные деньги. В последнем случае списание средств понятнее и проще: дисплей с обратным отсчетом показывает, как быстро тратятся деньги на разные процедуры и сколько их еще осталось.
В случае с жетоном все туманно. На вопрос о том, сколько и чего я получу на один жетон (как правило, стоимостью от 10 до 15 грн.), мне всегда давались приблизительные ответы. Например, 1 жетон - это 0,5-2 минуты нанесения пены, 1-2 минуты смывания ее водой, 0,5-1 минута нанесения воска...
То есть, диапазон колебания длительности операции составляет 50-100%! И никто не говорит, почему. Но одно неизменно - как правило, первый жетон заканчивается сразу после нанесения пены. Чтобы помыть машину, нужно покупать 2-3 штуки.
Автомат имеет ряд режимов, включающихся отдельными кнопками. Некоторые из них – «Пена», «Вода» (бывает холодной и горячей), «Воск» – в пояснениях не нуждаются, поскольку сами названия содержат прозрачный намек на то, что именно польется из моечного пистолета при нажатии на кнопку.
Смысл других требует пояснений. Кнопка «Очиститель», например, подмешивает в воду шампунь, что помогает быстрее отмыть очень грязный автомобиль. «Осмос» – это деминерализованная вода. Она, якобы, должна оставлять меньше разводов и избавлять от необходимости пройтись по кузову тряпкой. На практике разница с обычной водой практически неощутима, я не могу с чистым сердцем рекомендовать вам этот «вариант для ленивых». Лучше все же тряпкой.
Что иметь?
Заезжая на мойку самообслуживания, с собой желательно иметь: полиэтиленовые бахилы (помогут защитить от воды вашу обувь), дождевик (защитит одежду), тряпку из хорошо впитывающего влагу материала и сгон для воды (на фото выше). Рабочая поверхность сгона должна как можно плотнее прилегать к поверхности стекла и кузова, поэтому предпочтительнее силиконовые сгоны.
Любители «чернить резину» могут захватить с собой средство по уходу за шинами.
Если моечный автомат, к которому вы направляетесь, принимает деньги, а не жетоны, лучше заранее запастись купюрами нужного достоинства (5,10,20 гривен), поскольку оператора-«менялы» может не оказаться на месте.
А самая интересная кнопка – «Стоп», позволяющая приостановить работу текущей программы. Пока программа приостановлена, ваши деньги не тратятся. Но длина этой паузы, во время которой клиент может перевести дух, подождать, пока прореагирует пена или просто потереть тряпкой особо грязные части кузова, на различных мойках запрограммирована по-разному. Мне встречалось время от 30 секунд (крайне мало, просто издевательство!) до 3 минут (вполне хватает). Не поленитесь уточнить у обслуживающего персонала длину паузы – возможно, услышав ответ, вы захотите поехать на другую мойку. На правильную. К таковым можно отнести мойки, автомат которых продает еще и воду для мытья рук и тряпки. Где есть площадки, куда с моечного поста может отъехать автовладелец, чтобы вытереть кузов и освободить пост для следующего автомобиля. Где пылесос подчиняется основному моечному автомату – это позволяет потратить остатки уже оплаченного жетоном времени на уборку салона, а не бросать ради этого в монетоприемник отдельно стоящего пылесоса новый жетон. В конце концов, где предусмотрено хорошее освещение, поскольку мойки, как правило, круглосуточные.
Как мыть
Пену наносим на кузов снизу вверх «лесенкой», с частичным перекрытием уже нанесенного слоя. Тогда пена, смешавшись с набухшей грязью, не будет быстро скатываться вниз, и каждый предыдущий слой станет основой для следующего. На капот пену наносим в последнюю очередь, а смываем - в первую, поскольку тепло от прогретого двигателя ускоряет реакцию и высыхание автохимии.
Затем быстро смываем пену с пола моечного бокса, чтобы не поскользнуться. Ждем 1-3 минуты (в зависимости от степени загрязнения кузова) и тщательно смываем пену в том же порядке, т.е. снизу вверх. В этом случае мы убираем нижние «поддерживающие» слои, и пена быстрее смывается с кузова.
Далее наносим «жидкий воск» (по желанию), а затем смываем его водой. Чтобы восковая пленка была надлежащего качества, рекомендуется располагать насадку моечного пистолета на расстоянии не более 10 см от кузова.
Насухо вытираем кузов, используя сгон для воды и тряпку. Она заодно служит и «лакмусовой бумагой» качества вашей работы: если на тряпке собирается много грязи, машина вымыта плохо. Лучше перемыть, иначе при вытирании частички грязи могут повредить лакокрасочное покрытие.