Акциз на авто: налог на бедность
28.10.2015 р. в 12:34, Finance.UA
Петиция об отмене растаможивания и акцизного налога на импорт авто, о которой много говорили в СМИ, получила ответ президента в конце сентября. В ней указано, что определенные шаги для снижения стоимости иномарок уже сделаны.
Речь идет об отмене спецпошлины с 30 сентября и дополнительного импортного сбора с 1 января 2016 года, которые правительство и без этого отменяло под давлением ВТО.
А вот более важный вопрос отмены акцизного налога президент поручил рассмотреть правительству. Чем же особый акциз на авто? Попробуем разобраться.
Акцизный налог на автоимпорт призван ограничить ввоз иномарок и этим создать лучшие условия для отечественного производителя.
Действительно, из всех платежей именно акциз существенно увеличивает цену иномарки при растаможивании, создавая значительный ценовой “люфт” для местных производителей.
Однако динамика авторынка в 2003-2015 годах ярко демонстрирует, что ограничения конкурентоспособного и качественного импорта отнюдь не улучшает позиций автопрома.
Стабильное развитие отрасли до 2007 года поддерживался законом о льготах по уплате налогов для автозаводов – “нулевая” ставка НДС и беспошлинный ввоз машинокомплектов, льготы по акцизному сбору. Причем до 2004 года некоторые украинские автопроизводители, например, ЗАЗ, не платили даже НДС.
С другой стороны, суммы уплаченного импортерами акциза на авто свидетельствуют, что он не имеет особой фискальной ценности для бюджета.
При таких условиях возникает вопрос: почему до сих пор существует акциз на импортные авто? Чистого воздуха этот налог не добавляет, доходы в бюджет тоже небольшие, развитие отрасли он не стимулирует. В чем тогда смысл такого изящного мазохизма?
Юлия Пойменная, эксперт “CASE Украина”