Каким будет новый техосмотр для украинских водителей?
01.11.2015 р. в 00:48, auto.ria.com
Выполнение отдельных пунктов Соглашения об ассоциации Украины и ЕС требует от нас введения обязательного техосмотра на все виды транспорта. Каким может быть техосмотр по правилам ЕС?
Почему техосмотр отменили?
С 2011 года отменено проведение обязательного техосмотра частных автомобилей уполномоченными сорганами. Техосмотр обязателен только для транспорта, который используется в коммерческих целях: для грузовиков, автобусов, такси. Основной причиной отмены этой процедуры стала ее низкая эффективность как контрольной функции, обеспечивающей безопасность на дорогах, а также высокий уровень коррупции в структурах, выдающих документы о прохождении ТО.
Зачем возвращать ТО?
Подписание Соглашения об ассоциации Украины и Европейского Союза требует от нас введения обязательного техосмотра для всех видов транспорта. Кабмин уже утвердил план имплементации Директивы ЕС 2009/40/ЕС, которая касается возвращения техосмотра. Это вопрос только времени – эксперты называют период 2016-2017 год.
В одном из пунктов упомянутой Директивы написано: «По причине возрастающей интенсивности дорожного движения и, соответственно, определенных опасностей и неблагоприятного влияния, перед всеми государствами-членами ставятся похожие по происхождению и сложности проблемы соблюдения безопасности». Если сказать то же самое, но просто – ЕС беспокоится о безопасности на дорогах, техосмотр у них действует, и поэтому должен действовать для всех.
Каким будет новый техосмотр?
Сразу заметим, что конечного документа, в котором была бы описана процедура ТО и ее стоимость, для Украины пока нет. Из содержания Директивы известно, что проверять будут очень детально и по компонентам: тормозные системы и рулевой механизм, стекла и обзорность с места водителя (посвящается любителям тонировки и «гаражного тюнинга»), стеклоочистители и внешние световые приборы. Также контролю подлежат оси, колеса, подвеска. Кузов (общее состояние, которое, по аналогии с зарубежными стандартами, следует понимать как отсутствие элементов не сертифицированного тюнинга), топливный бак и топливопроводы, крепление запасного колеса. Кузовные детали (двери, замки, подножки, дно, сидение водителя, ремни безопасности). Не обошли стороной авторы Директивы и известную «тройку»: аптечка, огнетушитель, знак-треугольник. Далее будут проверены спидометр, тахограф и ограничитель скорости (используются в грузовиках и автобусах).
Предусмотрен «сюрприз» для тех, кто вырезал из системы каталитический нейтрализатор («катализатор») – в процедуре предписано проверить выпускную систему на предмет укомплектованности и соответствия техусловиям производителя. Если автомобиль оснащен OBD (On Board Diagnostic), будет произведено сканирование системы через этот интерфейс. Проверка уровня выбросов вредных веществ довольно скрупулезная, и должна быть проведена в различных режимах работы мотора, уточненных для каждого типа двигателя (бензин/дизель, с турбиной или без, год выпуска), несколько раз, а на основе полученных данных будет приниматься решение о допуске к эксплуатации. Из совсем «новинок» - это проверка уровня создаваемых радиопомех (для коммерческих ТС), «дополнительные проверки транспорта общего пользования» (не расшифровано, какие именно, хотя они у нас проводятся ежедневно, перед выпуском автобуса или троллейбуса на линию); проверка систем обогрева, вентиляции и освещения салона; проверка идентификационных площадок (у кого машина-«двойник» - пора задуматься).
Кто будет проводить ТО
Фактически в перечне присутствуют все структуры: как государственные, так и уполномоченные государством, то есть частные. Проверки технического состояния могут производиться как на отдельных пунктах контроля, так и на мощностях организаций, предоставляющих услуги по ремонту транспорта. Решение должно быть принято внутри каждого государства.
Особое отношение
В Директиве предусмотрено смягчение некоторых требований для определенных категорий транспортных средств, например, ранних годов выпуска. Если автомобили не используются или используются редко, и принадлежат к категории раритетных или коллекционных, для них тоже применят упрощенные методы.
Напомним, что основой для данного материала взят документ №994_а24, Директива 2009/40/ЕС «О проверке технического состояния моторных транспортных средств». В настоящее время не существует утвержденного документа, регламентирующего техосмотр для всех типов ТС, и процедура техосмотра для легкового транспорта не является обязательной. В статье описаны лишь прогнозы, каким может быть техосмотр в Украине.