Не так страшен техосмотр, как украинcкие дороги

Не так страшен техосмотр, как украинcкие дороги

06.11.2015 р. в 14:57, Liga

Зачем министр Андрей Пивоварский возвращает техосмотр и вернется ли с ним коррупционный налог. Колонка Андрея Черникова.

В 2012 году один из еврокомиссаров прилетел в Киев, чтобы согласовать одни из последних пунктов Соглашении об Ассоциации Украины и ЕС. Во время встречи с украинским правительством речь, в частности, шла и о том, что Украина не получит допуск ее перевозчиков в ЕС, пока не будут решены две ключевые проблемы: техническое состояние транспорта и режим работы профессиональных водителей.

Еврокомиссар отметил, что украинские перевозчики во многих случаях используют подержанный транспорт, завезенный в Украину из ЕС, то есть для европейцев эти машины считаются отслужившими свой срок, а потому логично, что их либо не допускают в Европу, либо предъявляют к ним повышенные требования по техническому состоянию (на самом деле это для нас они повышенные, в ЕС - обычные).

Кроме того, проблемой был и режим работы украинского водителя, который ради экономии денег работодателя, вынужден сидеть за рулем по 12 часов в сутки, вместо 6-8.

Украина, подписавшая Соглашение, взяла на себя обязательства решить эти проблемы, иначе ее транспорт не будет допущен в ЕС. Но когда министр инфраструктуры Андрей Пивоварский сообщил, что его ведомство подготовило семь законопроектов о техническом осмотре транспорта и соблюдении рабочего режима перевозчиками, многим показалось, что возвращается старая советская система техосмотра - это когда автовладельцы приезжали в ГАИ и тупо покупали талон о прохождении техосмотра, которого никто, разумеется, не проводил.

Это была чистой воды коррупционная схема продажи воздуха, которую благополучно отменили в 2011 году, но не предложили ничего взамен. И я не уверен, что сейчас есть справедливые данные о том, сколько автомобилей, людей, имущества пострадали именно из-за отсутствия осмотра. Отсутствие маркетинга, как правило, может запороть все дело.

Тем не менее, судя по информации Пивоварского, контролю буду подлежать грузовые и пассажирские перевозчики. Сейчас трудно представить, как это будет выглядеть на практике, но на бумаге - вполне прилично.

Например, в Украине есть система лицензирования перевозок, но нет механизма лишения лицензии, словно никто ничего никогда не нарушал - ни скоростной режим, ни режим работы водителя, ни технического регламента. Это пробел будет восполнен.

Как это ни странно, для перевозчиков не существует ограничений скорости, кроме тех, что установлены на дорогах для всех видов транспорта. Скажем, если по Одесской трассе можно ехать со скоростью 110 км/ч, то такая скорость недопустима ни для грузовика, ни для пассажирского автобуса, но формального запрета нет. Теперь будет.

Также до сих пор действуют требования к квалификации перевозчиков, при условии, что у них не меньше 10 автомобилей в парке. Мы уверены, что там, где машин девять, квалификация может быть низкой? На самом деле она должна быть достаточной даже для парка из одного автомобиля, и тут даже не надо советоваться с мудрецами из ЕС.

Пивоварский утверждает, что к техосмотру не будет допущена ГАИ, все дело в свои руки возьмут частные СТО. Это логично и правильно, но пока непонятно, что для этого потребуется от самих СТО - тоже лицензия? В общем, здесь важен баланс здравого смысла и необходимого уровня безопасности, в противном случае вся эта идея будет профанирована и отвергнута, как когда-то коррумпированный техосмотр.

Но правы и те, кто беспокоится о возврате бюрократии. Увы, ЕС - не менее, а, может, и более бюрократизирован, чем Украина. Разница лишь в том, что там закон выполняется, даже если он плохой, у нас - не выполняется в любом случае. Однако здесь появляется определенный стимул - если хочешь попасть на рынок перевозок ЕС, принимай правила или разворачивайся.

Что же до транспорта автолюбителей, а не перевозчиков, то и здесь в скором времени тоже может возродиться техосмотр. Он, разумеется, будет производиться СТО, но эта идея все еще остается сырой и не продуманной. До какой степени она будет логичной или формализированной - приехал, дал бабла, получил талон под лобовое стекло? Имеет ли смысл проводить техосмотр машин, которые все еще на гарантии производителя?

В целом пока рано кричать "зрада". Хотя…

Дело в том, что глупо требовать достаточного уровня технического состояния от автомобилей, когда 99% дорог в Украины покусаны кротами-диверсантами. Это напоминает запуск пассажирского лайнера - исправного, с талоном под лобовым стеклом и все такое - в эпицентр метеоритного дождя, к чему лайнер, в общем, не приспособлен. Так и с машинами - как можно требовать от машины быть исправной, а от водителя - выспавшимся и бодрым, когда под колесами - ямы?

На днях мой сын с одноклассниками и учителями совершил поездку в Европу на автобусе. Для меня действительно было важно, чтобы автобус был исправен, а водитель не уснул за рулем, чтобы не мнил себя гонщиком Формулы-1. Но и мой сын - подросток понимает, что дороги должны быть хорошими, иначе никакой автобус не выдержит езды по воронкам, а при пересечении границы между Украиной и Польшей разница в качестве дорог для него была очевидна.

Так что я как бы обращаюсь к Пивоварскому и говорю ему, что машина с пятью талонами техосмотра сейчас не всегда доберется до границы с ЕС. Между тем в Украине строятся, в основном, магистрали и к тому же за кредитные деньги. Тот же ЕБРР финансирует почти исключительно подъезды к Киеву, словно других городов и сел в стране не существует. Вы уверены, что мы обязаны платить за то, что нам не очень нужно, и не платить за то, что необходимо крайне?

Так что в качестве "зрады" я хочу отметить: чтоб вы так заботились о дорогах, как о техосмотре. Доведите дороги до границы хотя бы.

Автор - основатель общественного движения "Я ненавижу Укравтодор" Андрей Черников.

Цікаві автомобільні публікації

Особенности выбора и ухода за шинами и дисками При эксплуатации автомобиля одним из важных аспектов безопасности и производительности являются шины и диски. Эти два элемента несут на себе ответственность за сцепление с дорогой и комфорт вождения. При выборе шин необходимо обращать внимание на их тип, размер, сезонность и индексы нагрузки и скорости
Автовыкуп: почему это выгодно, что нужно знать Самое основное преимущество услуг по выкупу авто компаниями - это скорость продажи, при том, что владелец авто может получить за машину 95-97% от рыночной стоимости.
Усовершенствовать Ланос: аксессуары и комплектующие Chevrolet или Daewoo Lanos, который стал классикой своего сегмента, предлагает владельцам уникальную возможность дополнить свой автомобиль разнообразными аксессуарами и комплектующими. Существует несколько важных элементов, которые могут сделать ваш Ланос еще более стильным и функциональным – какие же?
Терміновий викуп автомобілів у Києві: швидке та зручне рішення для власників У світі постійно змінюються обставини, і іноді власники автомобілів знаходяться в ситуаціях, коли терміновий викуп стає єдиним виходом. У цьому контексті велику популярність отримав викуп авто в Києві. Однією з провідних компаній у цьому напрямку є "AvtoPride", яка пропонує широкий спектр послуг для власників транспортних засобів.
Новый Toyota Hilux: совершенство в каждой детали Toyota Hilux - икона надежности и мощи в мире пикапов. Тойота Хайлюкс от Сити Плаза продолжает легенду, предлагая выдающуюся производительность, внедорожные возможности и стильный дизайн.
Еволюція автомобільних двигунів: від перших бензинових до сучасних електричних систем Перші двигуни ДВС були з одним циліндром і, щоб зробити силовий агрегат потужнішим, доводилось збільшувати об'єм циліндра. Згодом стали досягати більшої потужності шляхом збільшенням кількості циліндрів.
Виды боковых зеркал Хороший обзор и безопасность во время езды или парковки — ключевые параметры, которые дают боковые зеркала. Более того, законодательно автомобиль не может ездить по дорогах общего пользования без этих комплектующих или с разбитым зеркальным полотном.
Амортизаторы для надежной дорожной уверенности от УКР ПАРТС Работоспособные амортизаторы автомобиля играют ключевую роль в обеспечении комфорта и безопасности во время движения. Автомобиль подвергается воздействию разнонаправленных сил, которые могут повлиять на его управляемость и стабильность.
Ще більший та потужніший: чим здивує оновлений пікап Mitsubishi L200? Нещодавно у Таїланді відбулась презентація шостого покоління легендарного пікапа L200. Він збудований на новій рамі, має сучасніший салон та потужніший двигун.
Автомобільний газ: «задують» чи «надують»? Експерти перевірили якість блакитного палива на АЗС.
Японські чи китайські мотоцикли Мотоцикли – транспорт впевнених у собі людей, що цінують свободу, відчуття польоту та швидкість. Надійні «залізні друзі» є у багатьох випадках незамінними, і реальність така, що не лише байкери, але й пересічні водії постають перед потребою придбати техніку, яка служитиме довго і якісно. І при цьому коштуватиме порівняно недорого – адже економічної кризи в країні оминути не вдається нікому.
Когда менять воздушный фильтр Фильтрующие элементы – детали, отвечающие за защиту и нормальное функционирование ДВС.

Більше новин