Не так страшен техосмотр, как украинcкие дороги

Не так страшен техосмотр, как украинcкие дороги

06.11.2015 р. в 14:57, Liga

Зачем министр Андрей Пивоварский возвращает техосмотр и вернется ли с ним коррупционный налог. Колонка Андрея Черникова.

В 2012 году один из еврокомиссаров прилетел в Киев, чтобы согласовать одни из последних пунктов Соглашении об Ассоциации Украины и ЕС. Во время встречи с украинским правительством речь, в частности, шла и о том, что Украина не получит допуск ее перевозчиков в ЕС, пока не будут решены две ключевые проблемы: техническое состояние транспорта и режим работы профессиональных водителей.

Еврокомиссар отметил, что украинские перевозчики во многих случаях используют подержанный транспорт, завезенный в Украину из ЕС, то есть для европейцев эти машины считаются отслужившими свой срок, а потому логично, что их либо не допускают в Европу, либо предъявляют к ним повышенные требования по техническому состоянию (на самом деле это для нас они повышенные, в ЕС - обычные).

Кроме того, проблемой был и режим работы украинского водителя, который ради экономии денег работодателя, вынужден сидеть за рулем по 12 часов в сутки, вместо 6-8.

Украина, подписавшая Соглашение, взяла на себя обязательства решить эти проблемы, иначе ее транспорт не будет допущен в ЕС. Но когда министр инфраструктуры Андрей Пивоварский сообщил, что его ведомство подготовило семь законопроектов о техническом осмотре транспорта и соблюдении рабочего режима перевозчиками, многим показалось, что возвращается старая советская система техосмотра - это когда автовладельцы приезжали в ГАИ и тупо покупали талон о прохождении техосмотра, которого никто, разумеется, не проводил.

Это была чистой воды коррупционная схема продажи воздуха, которую благополучно отменили в 2011 году, но не предложили ничего взамен. И я не уверен, что сейчас есть справедливые данные о том, сколько автомобилей, людей, имущества пострадали именно из-за отсутствия осмотра. Отсутствие маркетинга, как правило, может запороть все дело.

Тем не менее, судя по информации Пивоварского, контролю буду подлежать грузовые и пассажирские перевозчики. Сейчас трудно представить, как это будет выглядеть на практике, но на бумаге - вполне прилично.

Например, в Украине есть система лицензирования перевозок, но нет механизма лишения лицензии, словно никто ничего никогда не нарушал - ни скоростной режим, ни режим работы водителя, ни технического регламента. Это пробел будет восполнен.

Как это ни странно, для перевозчиков не существует ограничений скорости, кроме тех, что установлены на дорогах для всех видов транспорта. Скажем, если по Одесской трассе можно ехать со скоростью 110 км/ч, то такая скорость недопустима ни для грузовика, ни для пассажирского автобуса, но формального запрета нет. Теперь будет.

Также до сих пор действуют требования к квалификации перевозчиков, при условии, что у них не меньше 10 автомобилей в парке. Мы уверены, что там, где машин девять, квалификация может быть низкой? На самом деле она должна быть достаточной даже для парка из одного автомобиля, и тут даже не надо советоваться с мудрецами из ЕС.

Пивоварский утверждает, что к техосмотру не будет допущена ГАИ, все дело в свои руки возьмут частные СТО. Это логично и правильно, но пока непонятно, что для этого потребуется от самих СТО - тоже лицензия? В общем, здесь важен баланс здравого смысла и необходимого уровня безопасности, в противном случае вся эта идея будет профанирована и отвергнута, как когда-то коррумпированный техосмотр.

Но правы и те, кто беспокоится о возврате бюрократии. Увы, ЕС - не менее, а, может, и более бюрократизирован, чем Украина. Разница лишь в том, что там закон выполняется, даже если он плохой, у нас - не выполняется в любом случае. Однако здесь появляется определенный стимул - если хочешь попасть на рынок перевозок ЕС, принимай правила или разворачивайся.

Что же до транспорта автолюбителей, а не перевозчиков, то и здесь в скором времени тоже может возродиться техосмотр. Он, разумеется, будет производиться СТО, но эта идея все еще остается сырой и не продуманной. До какой степени она будет логичной или формализированной - приехал, дал бабла, получил талон под лобовое стекло? Имеет ли смысл проводить техосмотр машин, которые все еще на гарантии производителя?

В целом пока рано кричать "зрада". Хотя…

Дело в том, что глупо требовать достаточного уровня технического состояния от автомобилей, когда 99% дорог в Украины покусаны кротами-диверсантами. Это напоминает запуск пассажирского лайнера - исправного, с талоном под лобовым стеклом и все такое - в эпицентр метеоритного дождя, к чему лайнер, в общем, не приспособлен. Так и с машинами - как можно требовать от машины быть исправной, а от водителя - выспавшимся и бодрым, когда под колесами - ямы?

На днях мой сын с одноклассниками и учителями совершил поездку в Европу на автобусе. Для меня действительно было важно, чтобы автобус был исправен, а водитель не уснул за рулем, чтобы не мнил себя гонщиком Формулы-1. Но и мой сын - подросток понимает, что дороги должны быть хорошими, иначе никакой автобус не выдержит езды по воронкам, а при пересечении границы между Украиной и Польшей разница в качестве дорог для него была очевидна.

Так что я как бы обращаюсь к Пивоварскому и говорю ему, что машина с пятью талонами техосмотра сейчас не всегда доберется до границы с ЕС. Между тем в Украине строятся, в основном, магистрали и к тому же за кредитные деньги. Тот же ЕБРР финансирует почти исключительно подъезды к Киеву, словно других городов и сел в стране не существует. Вы уверены, что мы обязаны платить за то, что нам не очень нужно, и не платить за то, что необходимо крайне?

Так что в качестве "зрады" я хочу отметить: чтоб вы так заботились о дорогах, как о техосмотре. Доведите дороги до границы хотя бы.

Автор - основатель общественного движения "Я ненавижу Укравтодор" Андрей Черников.

Цікаві автомобільні публікації

Новий Opel Mokka: стильний компактний кросовер став ще більш сучасний та ще більш цифровий Продажі нового автомобіля в Європі розпочнуть вже незабаром, в Україні кросовер буде доступний починаючи з 2025 року.
Новий Porsche 911 GT3 вперше доступний одразу у двох версіях: для треку та доріг загального користування 911 GT3, одразу після появи в 1999 році, став взірцем поєднання гоночних характеристик та практичності в повсякденному житті. З нагоди 25-річчя нову модель уперше презентують одночасно у двох версіях: як орієнтований на рух треком спорткар із заднім крилом, та більш стриману версію з пакетом Touring.
Особенности летних шин для легковых автомобилей Когда температура стабильно поднимается выше +7°C, возникает необходимость замены зимних покрышек на легковые летние шины.
Гідравлічне обладнання в сільському господарстві Гідравлічне обладнання відіграє важливу роль у сучасному сільському господарстві, значно підвищуючи ефективність і продуктивність сільськогосподарських робіт. Завдяки гідравлічним системам аграрії отримують можливість автоматизувати процеси, підвищити точність виконання робіт і знизити трудовитрати.
Грузовое такси недорого во всех областях Украины Вам нужно организовать переезд из дома, квартиры, офиса или любого другого помещения, но в распоряжении нет достаточно вместительного транспорта?
Як підібрати підходящий дорожній мотоцикл для туриста. Вибір правильного дорожнього мотоцикла для подорожей є важливим кроком, який може значно вплинути на ваш досвід та безпеку. Існує багато факторів, які слід враховувати при виборі мотоцикла для туристичних поїздок. 
Преимущества мотоцикла как средства передвижения Мотоцикл, символ свободы и скорости, также является непревзойденным средством передвижения в городской суете. Его компактные размеры позволяют уверенно маневрировать даже в самых загруженных уличных пробках, обходя заторы и экономя драгоценное время.
Як правильно обрати СТО для вантажних авто Власники транспортних компаній часто звертаються до різних станцій технічного обслуговування (СТО), адже це зручно та звільняє від необхідності самостійно обслуговувати вантажівки. У кожному місті є свої СТО, що пропонують різноманітні послуги.
Нова Toyota Corolla Hybrid - на чолі ефективності та інновацій У світі постійної еволюції автомобільної індустрії, Toyota знову визначає нові стандарти з випуском свого останнього джерела піонерства - седану Corolla з гібридною силовою установкою. Цей автомобіль, здатний перетворити ідею ефективності та екологічності на реальність, вразить навіть найвимогливіших любителів автомобілів.
Руководство при выборе кондиционера для автосалона от компании «Кондиціонери України» Автосалоны, дилерские автоцентры относятся к числу объектов, на которых необходимо поддерживать температурно-влажностный режим в соответствии с нормативными требованиями. Это важная составляющая охраны труда сотрудников и заботы о комфорте клиентов. Так что без установки кондиционера не обойтись.
Особенности выбора и ухода за шинами и дисками При эксплуатации автомобиля одним из важных аспектов безопасности и производительности являются шины и диски. Эти два элемента несут на себе ответственность за сцепление с дорогой и комфорт вождения. При выборе шин необходимо обращать внимание на их тип, размер, сезонность и индексы нагрузки и скорости
Автовыкуп: почему это выгодно, что нужно знать Самое основное преимущество услуг по выкупу авто компаниями - это скорость продажи, при том, что владелец авто может получить за машину 95-97% от рыночной стоимости.

Більше новин