Какой тип привода зимой лучше: почему 4x4 не всегда оправдан на скользких покрытиях

Какой тип привода зимой лучше: почему 4x4 не всегда оправдан на скользких покрытиях

15.11.2015 р. в 15:11, svpressa.ru

Большинство покупателей кроссоверов и других автомобилей с приводом на обе оси для себя этот выбор уже сделали. Помимо «повышенной крутизны» внедорожников их владельцы уповают и на более уверенное движение на скользких покрытиях. Но так ли это?

Передний привод

С начала массового распространения переднего привода (то есть — уже более полувека) не утихает молва про то, что именно этот тип привода является наиболее безопасным на предмет попадания во всякие неприятности типа «неожиданного заноса». И физика движения на переднем приводе вроде бы однозначно подтверждает этот посыл. Ведь под тягой при превышении безопасной скорости в повороте переднеприводный автомобиль начинает «уплывать» на больший радиус (снос), то есть — или в кювет при левом повороте, или на встречную полосу, соответственно — при правом. Естественной реакцией среднестатистического водителя на эту неприятность станет сброс «газа». И согласно законам, которые мы изучали ещё на уроках физики в школе, автомобиль начнёт «упираться» в тормозящиеся передние колёса и сам в лёгком заносе довернёт для возвращения на свою полосу. Красиво? Безусловно!

Но эта теория более-менее работает на покрытии с постоянным и достаточно высоким коэффициентом сцепления шин с дорожным полотном. Как только на дороге появляется снег и лёд, то, как говорится, возможны нюансы. Которые отнюдь не всегда связаны с возможностью конструкторов по части настройки ходовой.

Ведь конструкторы автомобилей прекрасно знают, что, поиграв с кинематикой подвески, а также с настройками пружин, амортизаторов, стабилизаторов поперечной устойчивости и так далее, можно заставить передний привод вести себя немного по-другому. Например, многие корейские автомобили настраиваются на перманентный снос и под тягой, и на сбросе. То есть посредством простого сброса «газа» они не возвращаются на меньший радиус поворота. Сделано это для того, чтобы малоопытный водитель не испугался «неожиданного заноса» при сбросе «газа». А вот так любимые автором европейские «Форды» и старые «Хонды» настроены по-другому. При наличии желания и опыта ими можно рулить практически только одним «газом», используя руль только в качестве намёка на направление движения. Ведь под сброс «газа» эти автомобили начинают очень азартно «вилять хвостом», ввинчиваясь в поворот. Если, конечно, это ввинчивание грамотно использовать. И если шина хоть немного, но таки цепляется за покрытие.

Итак, вернёмся к нюансам. Первый нюанс связан с тем, что автоконцерны всё больше и больше склонны считать людей за идиотов, которые никогда не учились в школе, и понятия не имеют об элементарной кинематике и динамике объектов, обладающих массой. Исходя их этого постулата, и настраиваются подвески, а также электронные системы стабилизации, именуемые в нашем народе «антизанос». При превышении безопасной скорости входа в поворот этот самый «антизанос» призван ограничивать тягу мотора и выборочно подтормаживать отдельные колёса в попытках оставить автомобиль на том радиусе, который задан водителем.

А теперь возьмите свой смартфон и вспомните — как давно вы не возмущались по поводу его «глюков» и «тормозов»? А ведь как безупречно лет 15 назад работала какая-нибудь Нокия 3310! Попутно и при необходимости ещё и раскалывая орехи. К чему это я? А к тому, что создать массовый, дешёвый и предельно эффективный алгоритм и механизм работы «антизаноса» (как и смартфон) не удалось ещё никому. И не удастся в ближайшей перспективе. Так как учесть ВСЕ возможные условия прохождения миллионов поворотов на планете Земля попросту невозможно. А также невозможно создать настольно быстродействующие датчики и исполнительные механизмы, которые бы с максимально возможной скоростью приступили бы к исправлению критической ситуации.

Более того — даже если предположить, что такие алгоритмы и системы будут созданы, то физику сцепления колеса со льдом уж точно никак не подправить. А это значит, что при превышении разумной скорости входа в поворот автомобиль всё равно вынесет, несмотря ни на какие «антизаносы».

Задний привод

Тут предпосылки точно такие же, как и в случае с передним приводом, только наоборот. При входе в поворот под тягой автомобиль будет стремиться уйти на малый радиус (в пределе — в занос), а при сбросе «газа» — распрямить траекторию. Ах, как же это небезопасно для «обычного» потребителя товара под названием «автомобиль»! Ёрничаю, конечно, но, во-первых, таких массовых заднеприводных автомобилей уже лет 20 как не выпускают. Ещё в 90-х годах прошлого века практически все заднеприводные автомобили научились имитировать переднеприводные повадки. Ну а, во-вторых, «антизаносы» там работают чуть корректнее, чем на переднеприводных автомобилях. Хотя бы потому, что задний привод остался прерогативой дорогих и представительских автомобилей, где требования к точности и адекватности работы таки выше, чем в массовом сегменте.

Правда опытному и знакомому с приёмами контраварийной езды водителю все эти электронные «ошейники» обычно мешают. Ведь часто можно подработать «газом», и с помощью заноса ввернуть автомобиль в «непослушный» поворот. Но «антизанос» не позволит это сделать. К тому же в последнее время его делают неотключаемым.

И вот парадокс — на скользком покрытии при наличии «антизаноса» задний привод оказывается предпочтительнее и безопаснее переднего, так как бороться с заднеприводным заносом он («антизанос») умеет гораздо лучше, чем с переднеприводным сносом.

А ещё задний привод лучше справляется с подъёмом на скользких склонах. Ведь ведущие колёса у него загружены лучше. А значит — обеспечивают лучшее сцепление с поверхностью дороги.

Полный привод

В наших краях полный привод принято считать панацеей от любых скользких неожиданностей. Отчасти это верно. Но именно отчасти и вот почему. Да, выезжать из неочищенного от снега двора на полном приводе однозначно лучше, чем на переднем или заднем. Да, на полном приводе преодолевать последние десятки метров от обустроенной дороги к даче или к живописному месту для пикника тоже сподручнее. И подавляющее большинство современных полноприводных автомобилей именно в расчёте на это и проектируются. А вот с прохождением обледенелых поворотов уже всё не так однозначно. Более того, часто упрощённые современные системы полного привода вносят в процесс прохождения поворотов такую сумятицу, что даже опытные автогонщики пасуют и улетают в кюветы.

Когда-то давно, когда автомобили проектировались в расчёте на то, что ими управляют люди с мозгами, некоторые системы полного привода реально помогали опытным водителям эффектно (и эффективно!) проезжать обледенелые повороты. Среди них Mitsubishi Lancer Evolution, Nissan Skyline 4WD. Но сейчас…

Особняком стоят пикапы и утилитарные внедорожники с «кондовым» и жёстко подключаемым передним приводом в дополнение к заднему. И вот что интересно — в обледенелых виражах часто они оказываются более устойчивыми, чем современные кроссоверы с так называемыми «интеллектуальными» системами полного привода.

Краткие итоги

Безотносительно типа привода, главное — характер сцепления шин с дорогой. Ни одна самая «интеллектуальная» система не перехитрит законы физики при значительном превышении безопасной скорости входа в поворот. И здесь на первый план выходят шины. Лучше, как я неоднократно писал, — шипованные, занимающие первые 4−5 строчек протоколов шинных тестов.

Второе. Все неприятности с автомобилем происходят на поворотах или при маневрировании. И тут крайне желательно знать и понимать самые общие физические принципы поведения автомобиля на дороге. Самое лучшее — пройти курсы контраварийной подготовки. И тогда вам будет совершенно неважно, какой тип привода имеет ваш автомобиль.

Ну и последнее. Уповать на полный привод, как панацею от зимних скользкостей, — как минимум, безответственно. Лично я уже более 15 лет езжу на моноприводе, и даже в безнадёжно заснеженном в феврале и марте Новосибирске, не говоря уже о Москве, не испытывал каких-либо проблем с выездом из неубранных дворов и с проездам по неубранным улицам.

Цікаві автомобільні публікації

Преимущества мотоцикла как средства передвижения Мотоцикл, символ свободы и скорости, также является непревзойденным средством передвижения в городской суете. Его компактные размеры позволяют уверенно маневрировать даже в самых загруженных уличных пробках, обходя заторы и экономя драгоценное время.
Як правильно обрати СТО для вантажних авто Власники транспортних компаній часто звертаються до різних станцій технічного обслуговування (СТО), адже це зручно та звільняє від необхідності самостійно обслуговувати вантажівки. У кожному місті є свої СТО, що пропонують різноманітні послуги.
Нова Toyota Corolla Hybrid - на чолі ефективності та інновацій У світі постійної еволюції автомобільної індустрії, Toyota знову визначає нові стандарти з випуском свого останнього джерела піонерства - седану Corolla з гібридною силовою установкою. Цей автомобіль, здатний перетворити ідею ефективності та екологічності на реальність, вразить навіть найвимогливіших любителів автомобілів.
Руководство при выборе кондиционера для автосалона от компании «Кондиціонери України» Автосалоны, дилерские автоцентры относятся к числу объектов, на которых необходимо поддерживать температурно-влажностный режим в соответствии с нормативными требованиями. Это важная составляющая охраны труда сотрудников и заботы о комфорте клиентов. Так что без установки кондиционера не обойтись.
Особенности выбора и ухода за шинами и дисками При эксплуатации автомобиля одним из важных аспектов безопасности и производительности являются шины и диски. Эти два элемента несут на себе ответственность за сцепление с дорогой и комфорт вождения. При выборе шин необходимо обращать внимание на их тип, размер, сезонность и индексы нагрузки и скорости
Автовыкуп: почему это выгодно, что нужно знать Самое основное преимущество услуг по выкупу авто компаниями - это скорость продажи, при том, что владелец авто может получить за машину 95-97% от рыночной стоимости.
Усовершенствовать Ланос: аксессуары и комплектующие Chevrolet или Daewoo Lanos, который стал классикой своего сегмента, предлагает владельцам уникальную возможность дополнить свой автомобиль разнообразными аксессуарами и комплектующими. Существует несколько важных элементов, которые могут сделать ваш Ланос еще более стильным и функциональным – какие же?
Терміновий викуп автомобілів у Києві: швидке та зручне рішення для власників У світі постійно змінюються обставини, і іноді власники автомобілів знаходяться в ситуаціях, коли терміновий викуп стає єдиним виходом. У цьому контексті велику популярність отримав викуп авто в Києві. Однією з провідних компаній у цьому напрямку є "AvtoPride", яка пропонує широкий спектр послуг для власників транспортних засобів.
Новый Toyota Hilux: совершенство в каждой детали Toyota Hilux - икона надежности и мощи в мире пикапов. Тойота Хайлюкс от Сити Плаза продолжает легенду, предлагая выдающуюся производительность, внедорожные возможности и стильный дизайн.
Еволюція автомобільних двигунів: від перших бензинових до сучасних електричних систем Перші двигуни ДВС були з одним циліндром і, щоб зробити силовий агрегат потужнішим, доводилось збільшувати об'єм циліндра. Згодом стали досягати більшої потужності шляхом збільшенням кількості циліндрів.
Виды боковых зеркал Хороший обзор и безопасность во время езды или парковки — ключевые параметры, которые дают боковые зеркала. Более того, законодательно автомобиль не может ездить по дорогах общего пользования без этих комплектующих или с разбитым зеркальным полотном.
Амортизаторы для надежной дорожной уверенности от УКР ПАРТС Работоспособные амортизаторы автомобиля играют ключевую роль в обеспечении комфорта и безопасности во время движения. Автомобиль подвергается воздействию разнонаправленных сил, которые могут повлиять на его управляемость и стабильность.

Більше новин