Как победить Автодор. Что делать, если автомобиль попал в яму?
18.05.2016 р. в 19:18, Игорь Блохин, «Facenews»
Езду по дорогам Украины сложно назвать комфортным и безопасным занятием. Проблема состоит не только повальном несоблюдении правил дорожного движения водителями и пешеходами, но и в качестве самих дорог.
Нередко именно состояние дорожного полотна является причиной дорожно - транспортных происшествий. Однако, если в ДТП при участии другого автомобиля или пешехода опытные водители знают, что делать, а также могут невооруженным глазом определить виновника происшествия, то порядок действий в случае, если в аварии фактически виновата сама дорога, известен немногим. В данном материале будет проанализирована юридическая сторона ДТП по вине ненадлежащего содержания дороги, а также предоставлены рекомендации к первоочередным действиям при попадании в подобную ситуацию.
Кто виноват...
Ни для кого не секрет, что дорожное покрытие даже в областных центрах и трассах государственного значения зачастую напоминает поле, изрытое воронками после бомбардировки. Жителям немногих населенных пунктов Украины посчастливилось избрать местную власть, руки которой доходят до решения дорожного вопроса. Тем не менее, действующее законодательство определяет лиц, на которых возложена обязанность поддерживать дороги в надлежащем состоянии, а также предусматривает ответственность за ее нарушение.
В первую очередь, согласно п. 4 ст. 9 Закона Украины «О дорожном движении» к компетенции собственников автомобильных дорог, улиц и железнодорожных переездов или уполномоченных ими органов в сфере дорожного движения относится компенсация затрат собственникам транспортных средств, если дорожно-транспортные происшествия произошли по причине неудовлетворительного эксплуатационного содержания автомобильных дорог, улиц и железнодорожных переездов, по решениям судебных органов. Но кто собственник дороги? На этот вопрос также есть ответ. Закон Украины «Об автомобильных дорогах» в ст.5 определяет, что дороги делятся на автомобильные дороги общего пользования, улицы и дороги городов и других населенных пунктов, а также ведомственные и частные дороги. Поскольку большинство происшествий происходит в городах и на трассах, то именно двое первых видом дорог представляют основной интерес.
Ответственным за дороги общего пользования является Государственная служба автомобильных дорог Украины. В соответствии с п.3 ст.13 вышеупомянутого Закона, именно в ее компетенцию входит возмещение убытков пользователям автомобильных дорог общего пользования в порядке, определенном законом. В свою очередь, улицы и дороги городов и других населенных пунктов находятся в ведении органов местного самоуправления, и именно они обязаны осуществлять возмещение убытков пользователям улиц и дорог городов и других населенных пунктов, возникших из-за их неудовлетворительного состояния, в порядке, определенном законом, как это предписывает п. 4 ст.21 Закона. Таким образом, за яму на Одесской трассе отвечает один орган, а за яму в вашем дворе – другой. Обратите внимание на информационные стенды, которые размещены в начале междугородних трасс. На них размещена информация об органе, ответственном за отдельный участок дороги.
Ответственность за нарушение правил, норм и стандартов при содержании автомобильных дорог, непринятие мер по своевременному запрещению или ограничению движения или обозначение на автомобильных дорогах и улицах мест производства работ предусмотрена ст.140 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КУоАП). Части 1,2,3 данной статьи предусматривают конкретные деяния, которые считаются нарушением обозначенных норм и стандартов, а часть 4 непосредственно связана со случаями, когда вследствие несоблюдения указанных норм создалась аварийная обстановка или получил повреждение автомобиль. Именно эта статья связывает дорогу и конкретного виновника ее ненадлежащего состояния, являясь краеугольным камнем дальнейшего судебного доказывания.
...и что делать
Следует понимать, что борьба за возмещение ущерба начинается не в суде, а непосредственно на месте аварии, потому необходимо пошагово рассмотреть порядок действий водителя в данной ситуации. Как пример используем ситуацию попадания автомобиля при движении в яму.
1. На месте ДТП до приезда полиции.
В случае попадания в ДТП по причине ненадлежащего состояния дороги, к которому относиться не только ямы и выбоины, но, к примеру, и неубранный снег или гололед, водитель должен сразу оценить обстановку и предпринять ряд неотложных действий, которые в дальнейшем позволят добиваться законной компенсации. Для начала, следуя п. 9.10 Правил дорожного движения необходимо включить «аварийную сигнализацию» и выставить знак аварийной остановки, а также, в соответствии с п. 2.10 ПДД, незамедлительно сообщить о ДТП в полицию.
Пока полиция в пути, не теряя времени, следует обратиться к очевидцам происшествия, попросив их остаться для дачи пояснений, а в случае невозможности ограничится взятием их контактных номеров и имен. В дальнейшем эти люди смогут подтвердить в суде фактические обстоятельства происшествия, укрепив доказательную базу. Безусловно, перемещать автомобиль и предметы, которые имеют отношение к аварии (например, осколки стекла или пластика) категорически воспрещаться. Далее, необходимо самостоятельно отфотографировать место аварии. К съемке нужно отнестись очень ответственно. На фотографиях должны быть отображены: местоположение автомобиля на дороге, общий снимок, позволяющий идентифицировать место аварии (в кадр желательно захватить табличку с номером дома, указатели, прочие ориентиры, которые с точностью определяют место происшествия), все повреждения на автомобиле, полученные вследствие аварии, а также само дорожное покрытие с отображением ямы или другого объекта, ставшего причиной аварии. При фотографировании ямы также желательно сделать снимки с измерителем масштаба, которым может послужить бутылка воды, пластиковое водительское удостоверение или другой предмет, имеющий точные размеры. Таким образом, размеры ямы можно будет объективно оценить в дальнейшем, вместо того чтобы разводить руками как рыбак, хвастающийся своим уловом.
Если автомобиль застрахован, то полезным будет вызов на место ДТП представителя страховой компании. Следует отметить, что не каждый сотрудник страховой знает алгоритм действий в таких ситуациях, однако представитель уполномочен зафиксировать происшествие, а также повреждения автомобиля, что в дальнейшем будет полезно.
2. На месте ДТП после приезда полиции.
От действий и решений сотрудников полиции на месте ДТП зависит очень многое. По сути, дальнейшая судьба дела определяется на этом этапе. В недалеком прошлом сотрудники ГАИ предпочитали в упор не видеть проблем с дорожным покрытием, а списывали всю вину на водителя. На сегодняшний день такой вариант поведения сотрудников полиции, к сожалению, не исключен. Аргументы полиции сводятся к тому, что согласно п. 12.1 ПДР Украины, при выборе в установленных пределах безопасной скорости движения водитель должен учитывать дорожную обстановку, а также особенности перевозимого груза и состояние транспортного средства, чтобы иметь возможность постоянно контролировать его движение и безопасно управлять им, а согласно 12.3 ПДР Украины в случае возникновения опасности для движения или препятствия, которое водитель объективно способен обнаружить, он должен немедленно принять меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства или безопасного для других участников движения объезда препятствия.
По такой логике, водитель сам виноват в том, что произошло ДТП, поскольку не выбрал безопасную скорость движения и был невнимателен, в связи с чем вовремя не увидел препятствие.
Чтобы опровергнуть эту версию, в своих пояснениях водитель должен подчеркнуть, что у него были объективные сложности в выявлении препятствия, а скорость была в пределах дозволенной. Например, видимость ямы затруднена, отсутствуют предупреждающие знаки, объезд или остановка были невозможны, поскольку создавали угрозу аварии с другими участниками движения (прим. В судебной практике присутствуют случаи, когда, даже не смотря на существенное нарушение водителем правил ПДР, вина за ДТП разделяется и с органом, который содержал дорогу в ненадлежащем состоянии. Так, 15.10.2015 Апелляционный суд Донецкой области частично удовлетворил жалобу водителя, и распределил вину за ДТП в пропорции 70% водитель, 30% – Донецкий облавтодор, взыскав с организации 18 000 гривень в пользу водителя.)
Поскольку вследствие ДТП пострадало транспортное средство, сотрудники полиции обязаны составить протокол об административном правонарушении. Водитель должен требовать составить протокол по упомянутой выше ст.140 КУоАП на сотрудника органа, ответственного за содержание дороги.
Для этого необходимо указать полицейским на состояние дороги, дать пояснения касательно обстоятельств и механизма ДТП. Если очевидцы остались на месте происшествия, они тоже могут дать пояснения. Сотрудники полиции должны составить схему ДТП. При ее составлении обязательно необходимо указывать на расположение авто на дороге, привязку к местности, а также расположение повреждения дороги, которое стало причиной ДТП. Если схема, по мнению водителя, составлена некорректно, в ней можно свои указать замечания. Правоохранителям не помешает провести самостоятельную фотосъемку, по аналогии с проведенной водителем ранее.
При составлении протокола по ч.4 ст.140 КУоАП обязательным является составление акт обследования участка улично-дорожной сети с соответствующими замерами и схемой о состоянии дорожного покрытия, что предусмотрено п.3 раздела ІІ Инструкции по оформлению полицейскими материалов об административных правонарушениях в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, зафиксированные не в автоматическом режиме (Приказ Министерства внутренних дел Украины 07.11.2015 № 1395). Образец акта можно найти в приложении 3 к данной инструкции.
При составлении данного акта обязательно присутствует представитель подразделения по эксплуатации дорог (улиц), который отвечает за надлежащее содержание указанного участка. Водитель должен настаивать на составлении такого акта и, соответственно, вызова представителя дорожного подразделения.
Протокол, схему, акт и прочие документы следует подписывать обязательно. Отсутствие подписи не является доказательством невиновности водителя. В тоже время, при подписи любого из перечисленных документов водитель может написать свои замечания к проведенному действию, выразить письменное несогласие с ним. При дальнейшем разбирательстве это имеет куда большее доказательное значение. Помимо замечаний можно указать про известных очевидцев происшествия, а также про проведенную самостоятельно фотосъемку.
Все документы подписываются также понятыми, чьи данные следует сохранить себе. В случае, если сотрудники полиции решили составить протокол на водителя за нарушение п. 12.1 и/или п.12.3 ПДР Украины, необходимо продолжать требовать составления протокола по ст.140 КУоАП. Если полицейские откажутся, об этом факте нужно указать в замечаниях к протоколу. Составление двух протоколов, и в отношении водителя за нарушение, и в отношении дорожного предприятия в целом приемлемая ситуация, поскольку в дальнейшем водитель имеет шансы оспорить протокол в отношении себя.
Таким образом, главный приоритет водителя на этом этапе состоит в вызове представителя подразделения по эксплуатации дорог (улиц), а также составления соответствующего акта.
3. Перед судом.
После всех действий на месте ДТП интенсивность событий понижается и переходит в юридическую плоскость. Добиться компенсации ущерба во внесудебном порядке вряд ли получится, поскольку собственники дороги никогда не пойдут на признание своей вины за происшествие.
Если автомобиль застрахован КАСКО, то после привлечения к административной ответственности ответственное за состояние дороги лицо дорожной организации, страховая компания сама будет заниматься возмещением ущерба, предварительно выплатив водителю страховку. Однако не все водители имеют указанный полис, в связи с чем бремя доказывания ложится на их плечи.
После ДТП необходимо провести экспертизу повреждений автомобиля, чтобы установить размер причиненного ущерба. Экспертизу придется оплатить самостоятельно, однако в дальнейшем при наличии подтверждающих документов эту суму можно взыскать с собственника дороги в суде, так что чек лучше сохранить. Ремонтировать автомобиль можно, но до ремонта должны быть зафиксированы повреждения, полученные вследствие ДТП. Расходы на ремонт также можно будет взыскать с ответчика в суде.
Следует помнить, что все понесенные расходы необходимо подтверждать документально. При отсутствии такого подтверждения доказать ущерб в суде невозможно. Обычно сумма ущерба в данной категории дел включает в себя стоимость ремонта автомобиля, стоимость оценки ущерба автомобилю, стоимость эвакуации (если автомобиль эвакуировали с места ДТП), судебный сбор, расходы на правовую помощь. Также можно обратиться за взысканием морального ущерба.
При обращении в суд необходимо иметь: копию решения по административному делу, копии протоколов и актов полиции с места ДТП, экспертизу (акт) оценки ущерба автомобилю, документы, подтверждающие расходы на ремонт и правовую помощь в случае участия юриста.
Нелишним будет обратиться в орган полиции или местного самоуправления по месту ДТП с целью выяснить название и реквизиты владельца дороги. Именно к нему будет подаваться гражданский иск.
4. Судебное рассмотрение.
Сразу следует отметить, что судебных процессов должно быть два. Один по рассмотрению административного нарушения, другой по компенсации причиненного ущерба.
Результат первого суда имеет ключевое значение для второго. При рассмотрении протокола об административном правонарушении суд выносит постановление, которым привлекает ответственное за состояние дороги лицо дорожной организации по ч.4 ст.140 КУоАП. Этим решением устанавливается не только вина собственника дороги в ДТП, но и подтверждаются фактические обстоятельства, а именно время, место, способ причинения ущерба. Во время этого судебного процесса водитель выступает свидетелем и не претендует на материальную компенсацию, поскольку решается вопрос исключительно про виновника ДТП. Обращаться за компенсацией до определения виновника ДТП бессмысленно.
Возмещение ущерба производиться путем подачи гражданского иска в суд. Иск предъявляется к организации-владельцу дороги, а не ее сотруднику, привлеченному к административной ответственности. Правила выбора суда, куда нужно обратится, определяется Гражданским процессуальным кодексом Украины. В соответствии с ч.2 ст.109 ГПК Украины иски подаются по месту нахождения юридического лица, однако для удобства, согласно ч.6 ст.110 ГПК Украины, иски о возмещении вреда, причиненного имуществу физических или юридических лиц, могут предъявляться также по месту причинения вреда, которым в нашем случае является место ДТП. Доказательствами в суде служат перечисленные ранее документы. При отсутствии некоторых из них (например, материалов полиции по оформлению ДТП) можно ходатайствовать перед судом об их истребовании.
К сожалению, универсально описать процесс судебного рассмотрения и доказывания невозможно, поскольку каждое дело имеет свои особенности.
В итоге
Таким образом, компенсировать ущерб автомобилю вследствие неудовлетворительного состояния дороги возможно, и с каждым годом судебная практика пополняется новыми решениями по этому вопросу.
Процесс отстаивания своей правоты сопряжен с трудностями на каждой стадии, а судебное рассмотрение имеет больше шансов увенчаться успехом, если интересы водителя представляет квалифицированный юрист.
Экономить на правовой помощи в этой категории дел не следует. Надо учесть, что даже в случае победы в суде немалую сложность представляет процесс исполнения решения, поскольку бюджетные организации-владельцы дорог постоянно ссылаются на нехватку средств и не спешат компенсировать ущерб. В силу этих причин, от момента ДТП до получения компенсации может пройти несколько лет. Поэтому водителю следует взвесить, насколько размер ущерба автомобилю соотносится с трудностями его возмещения, и на основании этого принимать решение.