Снижение акцизов на б/у автомобили: очередная победа правительства или обманутые люди?
26.07.2016 р. в 19:26, vnews
Меньше недели осталось до того, как закон № 3251 о снижении ставок акциза на автомобили с пробегом вступает в силу.
В соцсетях украинцы уже собираются в группы, чтобы «рвануть за дешевыми тачками», и делятся ссылками польских сайтов с б/у автомобилями.
Таким образом, идея, брошенная экс-премьером А.Яценюком, пережила блокаду в парламенте, улизнула от президентских поправок, не получила публичной казни от МВФ и продолжает будоражить умы и кошельки граждан.
Цена вопроса
На сегодня мы имеем нормативно-правовой акт, который предусматривает с 1 августа 2016 года снижение ставки акциза за каждый куб. см ввезенного в Украину б/у автомобиля от 2 до 28 раз в зависимости от объема и типа двигателя:- с двигателями объемом до 1000 куб. см – 0,102 евро (ранее – до 1,44 евро),
- с двигателями от 1001 до 1500 куб. см – 0,063 евро (ранее – до 1,76 евро),
- с двигателями от 1501 до 2200 куб. см – 0,267 евро (ранее – 2,44 евро),
- с двигателями от 2201 до 3000 куб. см – 0,276 (ранее – до 4,99 евро),
- с двигателями свыше 3000 куб. см – 2,209 евро (ранее – до 4,99 евро).
Правда, есть и ограничения: пригнать машину из России (страны-агрессора) не удастся, авто до 2010 года (слабее Евро-5) тоже нельзя. Покупать более одного автомобиля в течение года – нельзя, а при отчуждении такого авто ранее, чем года с момента ввоза в Украину, акциз придется оплатить по полной ставке.
История закона
Борьба вокруг закона №3251 о снижении акцизов в стенах парламента продолжалась с момента его регистрации 12 апреля 2016 года. Верховная Рада в первом чтении проголосовала за документ минимально необходимым количеством голосов (226) и отправила на второе, с внесением поправок в комитете. Как показывает сайт Верховной Рады, в первом чтении документ поддержали 100 депутатов от фракции БПП и лишь 2 было против. Фракция "Народный фронт" дала 49 голосов и лишь один Антон Геращенко воздержался. «Опозиционный Блок» в полном составе игнорировал это голосование, и лишь один голос был "за". Фракция "Самопомич" почти в полном составе голосовала "за". Была поддержка и большинства от "Радикальной партии", "Батькивщины", внефракционных. И лишь от группы "Возрождение" был только 1 голос поддержки, а вся остальная группа не голосовала. Пока в комитете работали над законопроектом, автомобильное лобби попыталось не допустить вступления закона в силу. Депутат от "Возрождения" Дмитрий Святаш, связанный с автомобильной корпорацией АИС, внес в парламент проект постановления об отмене закона о резком снижении акцизов на подержанные авто. Проект постановления №3251-П был зарегистрирован в Раде 2 июня.Напомним, что по регламенту, спикер парламента не может подписать принятый закон и направить его на подпись президенту для вступления документа в силу, пока не будет проголосован проект постановления о его отмене. Таким образом, выход законопроекта №3251 за пределы парламента затягивался. Дело в том, что Д.Святаш был основателем корпорации "Автоинвестстрой", одного из крупнейших игроков автомобильного рынка Украины. Компания занимается импортом и дистрибуцией автомобилей. В одном из интервью, г-н Святаш подтвердил, что уже несколько лет как вышел из состава учредителей АИСа, а свои действия по блокированию снижения акциза объяснил тем, что «у него болит сердце за украинский автопром». Но Верховная Рада провалила постановление Святаша и повторно проголосовала за слегка измененный Закон №325. Документ подписал спикер, и текст лег на стол к Президенту.
Еще тогда ходили слухи, что Порошенко может внести в текст документа свои предложения или замечания, тем самым заблокировав вступление закона в действие и вернув законопроект на повторное рассмотрение парламента.
Условия Порошенко: что это было?
Документ после Верховной Рады попадает к Президенту вместе с публичными обращениями и письмами. В итоге общественный резонанс и заставляет Петра Порошенко подписать документ без внесения поправок и отправки на доработку. В то же время глава государства договаривается с представителями парламентских фракций о том, что депутаты внесут несколько «справедливых» президентских поправок. В частности, Президент хочет, чтобы каждый украинец мог ввезти лишь одно авто на протяжении действия закона (2019-й), а не по одной в год. Желающие получить машину по сниженным акцизам, должны будут лично ее пригнать. А запрет отчуждения купленного на льготных условиях автомобиля Порошенко предложил продлить с 364 дней до даты конца действия закона. В противном случае «сэкономленный» акциз придется доплатить. Но депутаты так и не удосужились рассмотреть поправки Президента, и ушли на каникулы.Но не все так просто. Смеем напомнить, что президентские поправки отложены, а не отвергнуты, а к нормам закона присматриваются кредиторы Украины, - а их слово – закон, почище, принятого в Раде.
Вопрос на миллиарды: МВФ – против
Миссия МВФ начала свою работу в Украине 11 июля, и почти сразу же в СМИ «просочилась» информация о том, что МВФ не доволен пробуксовками в принятии нескольких законопроектов и нежеланием правительства поднимать пенсионный возраст. Также, в перечне причин задержки перевода очередного транша назвали и снижение акциза на б/у автомобили. Согласно подписанному меморандуму с МВФ, Украина не должна вводить новые налоговые льготы, которые своим действием снижают поступления в бюджет и как следствие – приводят к росту бюджетного дефицита. А снижение акциза — это как раз налоговая льгота: с одной стороны уменьшаются поступления в результате снижения акциза, с другой стороны - покупая иностранные автомобили, украинцы точно перестанут брать отечественные, что в свою очередь добьет украинского производителя, а ему и так не сладко.Согласно данным «Укравтопрома», в июне 2016 года на украинских заводах было произведено 428 автотранспортных средств, что на 65,9% меньше результата прошлогоднего июня и на 27,6% меньше показателя мая этого года. В то же время, с января по апрель текущего года в Украину импортировали 34421 автотранспортное средство, что на 57% больше чем за аналогичный период прошлого года. Общая стоимость ввезенного автотранспорта была оценена таможней в 539 млн. 426 тыс. долл, и это без снижения акциза и прочих льгот. В структуре автомобильного импорта больше всего валюты было потрачено импортерами на закупку легковых автомобилей – 410 млн 500 тыс. долл. Эти деньги ушли на закупку 23 тыс. 884 легковушек. Таким образом, в годовом исчислении рост импорта легковых авто составил 45%.
Депутаты обманули президента или народ?
Таким образом, снижение акциза на б/у автомобили больше противоречит здравому смыслу, чем требованиям МВФ. «Нельзя производить запорожцы, а ездить на Mercedes, давать работу иностранным компаниям, а свои предприятия оставлять без заказов. Экономика такие страны всегда наказывает, такие народы не выживают», – считает член Комитета Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики Александр Кирш. По его словам, живут те страны, которые хотя бы потребляют собственную продукцию. Если мы своими решениями даем работу иностранцам, и добиваем собственный автопром, то мы убиваем себя. Это политика не дальновидная. «Если и снижать акциз, то вводить ограничения: чтобы люди сами ездили за автомобилями для себя, чтобы не много, а одно авто в одни руки, не для перепродажи, а для собственного пользования, чтобы на этом не спекулировали фирмы», - уверен нардеп.Кирш также отметил, что президентские поправки закону (Законопроект №4905) к закону №3251 о снижении акцизов на б/у авто нардепы все же проголосуют уже после каникул. «Думаю, президентские поправки все же проголосуют, никуда не денутся. Потому, что они, по крайней мере, ограничивают беспредел этого закона. Не рассмотрели, потому, что не было явки. Депутаты попросту не ходят на работу. Кроме того, сам факт принятия этого закона говорит о том, что среди депутатов - популисты, которым лишь бы выглядеть хорошо между людьми», – говорит он.
Ждать или дождаться
Однако даже тот вид закона, который вступает в силу с 1 августа, содержит достаточно много серьезных сдержек, чтобы импорт авто по его условиям не был массовым, говорит главред журнала «Деньги» Александр Крамаренко. «Очевидно, МВФ просто пренебрег этим налоговым послаблением, скорее всего – в обмен на те условия, которые президент Петр Порошенко выдвинул во время подписания этого закона. Как известно, он предложил депутатам буквально в течение пары дней после подписания "августовского" закона внести в него изменения - сократить лимит числа ввозимых авто с 1 штуки в год до 1 штуки за время действия льготного режима. Ну и сузить круг ввозящих – растамаживать может только тот, кто будет потом авто использовать (запрет на отчуждение в течение года остается). Депутаты, как известно, за более важными законами о просьбе Петра Порошенко "забыли". Так что закон начнет действовать с 1 августа в режиме "1 авто в год на 1 лицо (физическое или юридическое)", а продавать в течение года нельзя". В худшем для украинцев случае, депутаты вернутся к закону не ранее сентября. Или сделают вид, что окончательно забыли», – говорит Крамаренко.В то же время, министр финансов Украины Александр Данилюк заявил о возможности получения транша от МВФ уже в августе. Он отметил, что в переговорах между Украиной и МВФ осталось решить только технические вопросы. "Есть еще вероятность, что совет директоров может состояться в июле, есть такая еще вероятность. Если это состоится в июле, значит, деньги мы получим в начале августа. По МВФ у нас есть предварительный план – это 3-4 миллиарда долларов в трех траншах, и мы рассчитываем получить все три транша ", – сказал министр. В противном случае, МВФ вернется к украинскому вопросу после каникул в конце августа.
Согласно мнению Крамаренко, такое попустительство МВФ и наших еврососедей может объясняться не только нежеланием напрягать правительство по довольно-таки ерундовому поводу, но и потому, что вывоз подержанных авто уменьшает нагрузку на страны-экспортеры таких машин по части загрязнения окружающей среды в связи с их утилизацией. «Экологическая» версия могла бы объяснить происходящее, но выглядит не слишком убедительно - ввозить по льготе можно авто не старше 2010 года, то есть весьма свежие, с большим остаточным ресурсом. Такие авто, с экологической точки зрения, не вызывают особых проблем», – говорит он. В то же время, Крамаренко считает наиболее реальным сценарий, когда правительство теми или иными способами сделает снижение акциза на б/у автомобили неработающими. Или работающими, но для очень и очень узкого круга покупателей. Именно это обещание и получила работающая в Украине миссия МВФ. Этим как раз и можно объяснить олимпийское спокойствие кредитора.
Алексей Устиловский