Машинально остановились: 10 способов уехать от автозависимости и забыть о пробках

Машинально остановились: 10 способов уехать от автозависимости и забыть о пробках

05.09.2016 г. в 17:27, platfor

Сокоординатор Совета по урбанистике Киева Григорий Мельничук написал о том, как снизить уровень использования личного автомобиля, не прибегая к радикальным методам.

«Я полагаю, что, если мы не научимся лучше пользоваться машинами, у нас не станет времени для того, чтобы наслаждаться деревьями и птицами, цветами и лугами». Это цитата отнюдь не одного из современных урбанистов, а «отца» массового автомобилестроения Генри Форда. Создавая конвейер и выпуская миллионы автомобилей, он мечтал не о заторах, а о возможности каждого обрести свободу передвижения и увидеть прекрасный мир вокруг нас.

Но что-то пошло не так уже довольно скоро. В 1930-е годы заторы стали привычными для городских улиц США, а в 1950-1960-е – и Европы. У нас само понятие «автомобильная пробка» возникло относительно недавно – по сути, в 2000-е, – и это при том, что уровень как обеспеченности, так и пользования автомобилями у нас еще далеко не среднеевропейский.

С точки зрения городской инфраструктуры, широкое использование личного автотранспорта является крайне расточительным: нужны дороги, развязки, паркинги – и средства на строительство всего этого, и земля для их размещения. С другой стороны, в свободном обществе невозможно просто запретить личные автомобили – более того, автопроизводители всячески стимулируют их приобретение, выпуская все новые и новые модели, а банки – устраивая выгодные кредитные линии.

Подобный автомобильно-кредитный бум мы наблюдали у нас в 2006-2008 годах – и, судя по уровню автомобилизации раза в два ниже немецкого, потенциальный спрос на авто у нас еще далеко не удовлетворен. Более того, владение автомобилем до сих пор остается вопросом престижа, социального статуса, что характерно для небогатых стран – а, значит, еще один автомобильный бум вполне может случиться.

Мы только начинаем понимать, что такое на самом деле устойчивая мобильность – мало говорящая сама за себя концепция, по которой движутся развитые города Европы. Суть ее в том, что в разных ситуациях и при разных задачах один и тот же человек использует разные способы перемещения в пределах города – начиная от пешего и заканчивая собственным автомобилем, но с огромным количеством промежуточных альтернатив.

Плата за пользование, а не за владение

Уровень автомобилизации в Украине еще далек от среднеевропейского, даже в Киеве лишь чуть больше 200 машин приходится на 1000 жителей, и при экономическом росте можно прогнозировать увеличение вдвое-втрое. Радикальный выход – японская модель, когда нельзя купить автомобиль, если не обеспечено место для его хранения. Конечно, налогом на пользование являются акцизы на бензин – но это бьет и по провинции, где старые машины потребляют много топлива, а проблемы заторов нет.

Однако более распространенный и эффективный метод косвенной платы за пользование – это плата за парковку, именно как непрямой налог, а не как услуга. В теории городской мобильности различают едущий и стоящий автомобили – если первый выполняет полезную работу, то второй – нет. И именно на этот самый неэффективно простаивающий автомобиль город накладывает налог – причем в зависимости от места и времени.

Плата за въезд на определенные территории, например, как в центре Лондона и в исторической зоне Львова, – это уже налог на едущие автомобили, выполняющие полезную работу. Это вводится в тех редких случаях, когда платы за парковку недостаточно, и улично-дорожная сеть не справляется с едущими автомобилями. Ну а платные дороги – это уже бизнес-проект концессионеров, совсем другая история.

Система управления парковкой

Управление парковочным пространством города – довольно непростая задача, привязанная к конкретной территории. С точки зрения интересов города, необходимо обеспечить возможность быстрых деловых поездок на автомобилях, иначе говоря – чтобы было не только где ехать, но и где припарковаться. Это – обеспечение коммуникаций, что способствует экономическому росту.

С помощью довольно сложного взаимодействия таких факторов влияния на поведение автомобилиста как стоимость парковки, временные бонусы (дольше – значительно дороже, в пики дороже и т.д.), удобство расположения стоянки, а также самые разнообразные альтернативы городская администрация обеспечивает оптимальное пользование личным автомобилем – с минимумом простоев в городской среде, особенно на территориях с повышенным спросом. Но ехать все равно надо – а, значит, автомобилистам нужно предоставить целое меню альтернатив.

Стимулирование заполняемости автомобилей

Минимизировать количество «водителей-одиночек» развитые города мира стремятся уже не первое десятилетие. Способы – разрешение проезда по выделенным полосам общественного транспорта (если в машине сидят 3-4 человека) или наоборот, запрет кататься по напряженным участкам, например, популярным мостам. Но где же взять тех самых пассажиров, чтобы с точки зрения городской мобильности автомобиль выполнял больше полезной работы?

Распространенная практика, когда утром один из членов семьи подвозит других – к школе, на работу, а нередко – к станции метро или другой пересадке. Такой вид реализации мобильности называется Kiss&Ride – буквально «поцелуй и едь». Подвезти жену или мужа к метро – хорошая городская практика, которая должна стимулироваться и обеспечиваться.

По своей сути Kiss&Ride в чем-то напоминает обычный подвоз попутчиков по популярным направлениям. Иногда это входит в местную традицию, вырабатываются определенные места посадки, куда подходят пассажиры и где иногда поджидают водители, есть тарифы на проезд. Такие «автомобильные маршруты» конечно в чем-то конкурируют с общественным транспортом – но также помогают «срезать пики» загрузки, когда для удовлетворения краткосрочного спроса понадобились бы дополнительные автобусы. Подобные практики распространены в междугородних и пригородных поездках, и, как и с Kiss&Ride, нужны всего лишь знаки и места остановки.

А с распространением информационных технологий появились и специальные сервисы подбора попутчиков – так называемый карпулинг. Есть и приложения, ориентированные на поиск попутчиков в городе в режиме реального времени, так и на подбор участников междугородней поездки заранее, за несколько дней – и это уже практически полноправный тип перевозок.

Схемы совместного пользования

Культура, или, скорее, культ владения автомобилем еще довольно прочны в нашей стране – как пережиток эпохи дефицита и низкого уровня жизни. Это распространенное явление в бедных странах, когда «своя машина» является символом статуса, а не бытовой вещью типа микроволновки или телевизора. В беднейших странах это выражается подчас довольно экзотически – достаточно вспомнить сохраняемые в отличном состоянии машины 1950-х годов на Кубе или украшенные всем, чем только можно автобусы-грузовики в Пакистане. Это высшая степень восхищения владением.

В более зажиточных странах, где владение не является культом и символом статуса, как ни странно, более распространены практики совместного использования. Там очень распространена аренда автомобилей – практически на каждом крупном вокзале можно взять машину, причем часто разного типа – хочешь обычный хетчбек, хочешь – кабриолет, а едешь с детьми – вот универсал или внедорожник. У нас этот бизнес сдерживает страх «а если угонят, разберут, разобьют» – но спутниковые системы слежения и видеорегистраторы в помощь. Так что – вопрос времени, особенно в туристических регионах.

Собственно, на основе этих систем и работают и нынешние системы каршеринга – в автомобили вживлены системы слежения и чипы, считывающие карточки пользователей. Поднес карту – двери открылись, ключи в бардачке. Карты нередко не анонимные, а по заключенным договорам с четко выписанной системой страховки и имущественной ответственности. Это так называемые открытые системы каршеринга, а есть и закрытые – автоклубы пользователей, когда несколько семей покупают один автомобиль.

Используется каршенинг и в популярных в Западной Европе банках времени – когда один член местной общины предоставляет в пользование, например, на час автомобиль – а другой в обмен его в течение часа учит иностранному языку или делает какую-то работу. Так появляется местная валюта, кстати, внутри общины – та самая местная микроэкономика.

Разные виды такси

Как видим, оптимизация использования автомобилей во многом состоит в расширении самых разных возможностей его использования – от простого «есть машина/нет машины» – до длинного меню на все случаи жизни. Такси – традиционное промежуточное звено, не свой автомобиль – но комфорт и свобода намного выше, чем в общественном транспорте. Тем не менее, и здесь достаточно возможностей появления новых услуг, которые могут снизить пользование личными автомобилями, а кто-то и откажется от его покупки.

В условиях города актуальным может стать шопинг-такси, по сути – доставка товаров из больших супермаркетов непосредственно домой. Не секрет, что многие по выходным скупаются в них на неделю и больше, и здесь без машины не обойтись. Классического такси может быть мало, а вот микроавтобусы с большими багажными отсеками и посадочными местами – в самый раз, может даже на 2-3 семьи покупателей, живущих неподалеку друг от друга. Ну а супермаркет или объединенный торговый кластер может предоставлять скидку на эту услугу в зависимости от чека.

Также ниша для микроавтобусов – сервис доставки детей в школы, такой себе «городской школьный автобус», что, кстати, уже практикуют учебные заведения элитного уровня. А схожим с шопинг-такси может быть дачное такси – те же объемные грузопассажирские перевозки в период сбора урожая. И да-да, здесь также может быть история с банком времени и микроэкономикой – доставка в обмен на часть урожая. Думаю, подобные единичные истории вы слышали – но это стоит систематизировать и развивать.

Интермодальные поездки

Это все было о том, как лучше использовать одну и туже машину при поездках из пункта А в пункт Б – а теперь о том, как сократить длину поездки и уменьшить загруженность центра. Система P+R, Park&Ride, – это те самые перехватывающие паркинги, которые устраивают по периметру города и периметру центра. Этот вид интермодальных – т.е. несколькими видами транспорта – поездок распространен в крупных городах Европы, и указатели P+R мы впервые как раз увидели во время футбольного «Евро-2012». Для нас это было в диковинку – для европейцев предельно понятно.

Однако система P+R не работает без интегрированных маршрутов общественного транспорта. Непосредственно у перехватывающих паркингов должна располагаться остановки, а то и конечные общественного транспорта, чтобы продолжить поездку уже на нем. В зависимости от каждого случая также устанавливают различные льготы для автомобилистов, выбравших P+R, – например, льготный или вообще бесплатный билет на общественный транспорт.

Конкурентный общественный транспорт

Следующий уровень освобождения города от частных автомобилей – качественный общественный транспорт, когда уже собственно машина для поездки не нужна. В условиях карго-культа владения автомобилем общественный транспорт считался социальной услугой для тех, кто на машину не заработал, – и, как следствие, было и такое отношение к его качеству – хорошо, что просто есть. На самом же деле он должен быть реальной конкурентной альтернативой частному автомобилю при выборе способа поездки

Один из ключевых факторов – время и надежность, вот почему метрополитен, быстрый и без пробок, – реальная альтернатива машинам уже сегодня. Далее по скорости идут городские поезда, скоростные трамваи, автобусы и троллейбусы, следующие по выделенным полосам, – частные авто могут стоять в заторе, а эти едут. Важна регулярность – чтобы не пришлось долго ждать. Следующий фактор – комфорт, насколько критичны перегрузки общественного транспорта, какая вероятность ехать сидя, какие дополнительные возможности (например, wi-fi).

Важен и «эффект последней мили» – насколько разветвленная сеть маршрутов и остановок, в противовес схожая по природе оценка удобства пользования автомобилем – как долго идти от парковки к точке назначения. Обеспечить комфортный транспорт при небольших издержках можно предоставлением широкого спектра типов маршрутов с разным назначением. Но главное – заложить идею, что стоит подумать – брать машину, или можно обойтись трамваем или автобусом.

Безопасный альтернативный транспорт

Велосипеды и всевозможные новомодные способы личного передвижения, типа гироколес и электросамокатов, становятся все популярней – однако, чтобы стать полноценным видом городского транспорта, для этого всего нужна инфраструктура. Велодорожки, велопаркинги, оборудование душевых кабин в офисных центрах – известные средства повышения привлекательности альтернативного транспорта. Но главное – безопасность, а, значит, – многочисленные зоны 20-30 км/ч, ограничение 50 км/ч в городе без «бесплатного превышения», активный дизайн улиц – когда даже если все равно на правила, физически быстрее не сможешь проехать.

Следующий уровень – формирование веломаршрутов, когда все делается комплексно. Хорошо, когда веломаршруты проходят лучше, чем классические транспортные, – например, по кратчайшему маршруту, по зеленым зонам. Ну и, конечно же, нужен удобный байкшеринг, когда велосипед можно взять в одном месте, а оставить в другом. Причем одно дело, когда система ориентирована на туристов, другое – на местных жителей, ведь община может устанавливать для местных очень «вкусные» условия.

Компактный город для людей

Впрочем, в стараниях пересадить многих с личных авто на общественный транспорт стоит задаться вопросом – а зачем, собственно, люди так много ездят, ну не ради удовольствия же. Развивать общественный транспорт дешевле, чем строить многоуровневые развязки и автобаны в городе – но это далеко не предел. Концепция компактного города еще выгоднее! Здесь максимум потребностей можно реализовать, не выезжая за пределы района проживания, – в таком случае просто нет объективной необходимости не только пользоваться автомобилем, но и вообще транспортом.

Это создание рабочих мест не только в центре, формирование локальных общественных центров, распределение торговли – уже вроде знакомые нам тезисы, исполнения которых мы, правда, не особо наблюдаем. Другой блок – это качество социальных объектов, хорошие школы и детсады в пешеходной доступности, приятные и интересные парки, безопасные дворы, где могут играть дети. Компактный город для людей – сложная, но очень выгодная затея.

Автосоревнования и фестивали

Вот, кажется, и все – создав уйму альтернатив, частое пользование, а для многих и владение личным автомобилем становится бессмысленным – зачем платить больше. Автомобилистов загнали в угол? А как же удовольствие от скорости, возможность испытать сотни лошадиных сил под капотом в деле? Реализация желания владеть и гордится чем-то красивым, уникальным?

Нужна альтернатива – и именно для этого, для самореализации и удовлетворения именно этих совсем не транспортных потребностей. Ведь не для того устраивают гонки от светофоров, чтобы быстрее доехать в супермаркет. Страсть к скорости, риску, соревнованиям также нужно удовлетворить в идеальном городе для людей. Рецепт прост – всевозможные автомобильные соревнования и события.

Ни один ночной заезд или лихачество на светофоре не заменят хорошо организованного городского чемпионата с сотнями и тысячами зрителей – возможностью показать себя и свою тачку всему городу. Важно, чтобы участвовать мог каждый. Дать возможность тем, кто избрал для себя автомобиль как средство самореализации, показать себя – это на самом деле не последняя задача городской администрации при обеспечении устойчивой мобильности.

В условиях небольшого выбора средств передвижения происходит четкое расслоение общества по этому признаку – так возникли «автомобилисты», «велосипедисты», «пассажиры», что явно не отображает реальность. Ведь владелец автомобиля, выйдя из гаража, превращается в пешехода, а велосипедист, оставив свои два колеса на паркинге и спустившись в метро, – в пассажира. Можно отстаивать свои узкие интересы – а можно взглянуть на проблему мобильности более широко.

Мы же все люди, мы все хотим жить хорошо, хотим самореализовываться, хотим больше успевать и меньше тратить – и времени, и денег. Разумный подход к городской мобильности позволит направить и бюджетные, и личные ресурсы на гораздо более нужные цели, чем перенасыщение транспортными средствами улиц. Все же город – это большое общежитие, здесь стоит договариваться, чтобы было удобно всем.

Интересные автостатьи

Новое исследование: Сколько денег «застряло» в автомобильных пробках Согласно данным нового исследования Центра экономических и бизнес-исследований (CEBR) и INRIX в США и Европе, загруженность дорог стоила экономике США 124 млрд. долл. США. И это показатели 2013 года. Ожидается, что к 2030 году эта цифра возрастет до 186 млрд. долл. США, считают американские аналитики трафика в режиме реального времени.
5 винтажных кабриолетов, которые можно купить дешевле, чем за $10 000 Настала пора сделать то, о чем давно мечтали — сжечь последнюю оставшуюся пару шорт и купить винтажный кабриолет. Наша проблема в том, что мы были воспитаны в фантазиях о маслкарах и Ferrari Daytona, и не знаем, как найти нечто веселое, доступное и неожиданное. Особенно, если бюджет ограничен.
6 вариантов дизайна классической Mini в стиле других автопроизводителей Когда сэр Алек Иссигонис (Alec Issigonis) в 1959 году разработал для British Motor Company автомобиль Mini, который изначально назывался Morris Mini Minor, его дизайн был разработан из принципа максимальной экономи, но он превратился в, возможно, самый знаковый двухдверный автомобиль, который попадал на дороги или раллийные трассы во всем мире.
5 вещей, которые узнаешь, используя гоночный автомобиль в повседневной жизни Что происходит с автомобилем, когда это не день гонки? Подавляющее большинство гонщиков доставляют свои авто на прицепах, и в этом есть смысл. Ко многим трекам путь не близкий, да и с собой нужно взять много инструментов и снаряжения.
Как экономная езда на низких оборотах приближает капитальный ремонт Подавляющее большинство автолюбителей ошибочно предполагает, что чем ниже обороты двигателя, тем выгодней становится поездка, так как падает расход топлива. На самом деле, частая эксплуатация автомобиля в таком режиме может лишь, увеличить износ мотора. Почему это происходит и зачем на тахометре нужны цифры выше 3 тыс. оборотов в минуту?
Зачем на самом деле британцам и японцам руль справа Примерно 35% всех автомобилей мира выпускается с правым рулем. Главным образом, в этом «виновата» Индия, где огромное количество автомобилей. Из списка самых известных стран с левосторонним движением сразу вспоминаются Великобритания, Япония, Австралия, Сингапур и, разумеется, Индия. Но в большинстве стран мира принят правосторонний порядок движения. Так когда же мир разделился на две части и почему это произошло?
Наглядное объяснение об устройстве японских двигателей VTEC Honda Каждый автолюбитель наверняка слышал термин «VTEC», но далеко не каждый знает что он означает в автопромышленности. В этой статье подробно описано устройство этого типа двигателей, которые производит компания Honda.
Как выглядела камера заднего вида в автомобиле 1972 года выпуска Автомобили Volvo заслужили признание во всем мире благодаря своему заслуженному званию самого безопасного автомобиля. И не зря — компания на протяжении десятилетий трудилась над нововведениями, которые бы существенно снизили риск аварий и минимизировали повреждения в случае ДТП.
Как пригнать малолитражку из ЕС и сколько это стоит На авторынок вновь вернулись перегонщики автомобилей (как в 90-х), правда, теперь они возят не десятилетние BMW, а предлагают поставки малолитражек (с объемом двигателя до 1 л), за услуги берут 900–1500 евро. «Малыши» в данный момент уже заняли 11% б/у рынка.
Можно ли ремонтировать дороги при плохой погоде? Ежегодно начало «сезона» ремонта дорог начинается в период ливней и ухудшения погодных условий. Общество уже откровенно подтрунивает над укравтодором за эту традицию. В сети появляются фотографии ремонтников со смешными подписями, негодующие комментарии и критика. Но давайте разберемся насколько критичен ремонт асфальта в непогоду?
Легендарный автомобиль Бонни и Клайда: За что знаменитая пара гангстеров полюбила Форд V-8 Мистер и миссис Уоррен, проживавшие по адресу Габлер-стрит 2107 искали новую машину. В начале 1934 года супружеская пара из Топеки, штат Канзас, отправилась в компанию Mosby-Mack Motor Company, чтобы ознакомиться с актуальными предлагаемыми автомобилями. Они быстро остановили свой выбор на 1934 Ford DeLuxe Fordor, который сразу привлек их внимание.
Лучшие забытые автомобильные погони в истории кино Автомобильные погони стали частью фильмов на рубеже 20-го века. Большинство погонь уже клише и мало чем отличаются друг от друга. Но в нашей сегодняшней подборке действительно лучшие сцены с автомобильными погонями, в которых водители демонстрируют мастерское управление автомобилем.

Больше новостей