Авто за 300 евро: ездят ли на них в Европе
20.09.2016 р. в 07:28, avtoblog
Действительно ли в ЕС можно эксплуатировать авто ценой в несколько сотен евро?
Растаможка, налоги, бюрократические преграды, визы... Есть море терминов, которыми уже не первый год доводят до белого каления раздраженных и усталых украинских автомобилистов, пишет auto. Но сегодня речь не о них, а о своего рода легенде и мечте: экстра-дешевых автомобилях, которые, по рассказам бывавших «там», встречаются чуть ли не на каждом шагу и продаются почти в каждом дворе. Просто стоят вполне себе добротные иномарки, пускай не первой свежести, но с наклейкой на стекле «продается», и — за €300, это если «бензин»! Дизельные, разумеется, дороже: на ценнике может быть даже 600 или 700 евро. Рай для автомобилиста? Всего пара зеленоватых бумажек с изображением ворот в стиле барокко, и вы «на колесах»? Давайте разберемся, что значит на самом деле купить такую машину для европейца.
Есть ли в ЕС б/у авто за пару сотен евро?
Да, есть! И немало: в объявлениях на популярных ресурсах о продаже транспорта таких предложения тысячи. Более того, за большинством объявлений действительно стоят реальные автомобили, они на ходу, и даже не напоминают по форме матрац, который делают мощные прессы из машины перед утилизацией. Имеются и тысячи объявлений о продаже авто до 300-500 евро не старше 2000 года выпуска. Интересно? Идем дальше!
Как выглядит на самом деле авто за несколько сотен евро?
Многие автомобили оказываются вполне привлекательными – без заметной поверхностной коррозии, комплектными, на них может присутствовать аккумулятор и плескаться пара литров топлива в баке, - для того чтобы покупатель мог завести авто и опробовать его на ходу. В общем, дешевых «ездовых» автомобилей полно! Даже зарождается мысль: «Эти европейцы совершенно не знают толка ни в деньгах, ни в покупке автомобилей. Год за годом они приобретают сотни тысяч новых авто, но зачем – если вполне достаточно машины за пару сотен евро? Вот чем плох этот Пассат?»
Этот автомобиль привлек наше внимание интересным описанием. Впрочем, у большинства подобных предложений суть описания примерно одинакова, разве что с меньшим содержанием эпитетов и художественных оборотов: «Если заменить тормозные колодки – у вас появится шанс пройти TUV. Замена масла, нам просто это уже не интересно, но сделать это стоит, займет минут 15, не больше. Мотор и коробка, если нам не изменяет память, когда-то были без проблем. Автомобиль будет счастлив, если его отремонтируют и он снова окажется на ходу, ну, или будет разобран и пойдет на переплавку. Авто уже давно устало колесить по просторам Земли. Цена зафиксирована, без торга и обмена, только для экспорта». И такое описание вы встретите в лучшем случае – не каждый продавец спешит выложить всю правду о своем товаре. Давайте далее разберемся, что же значат все эти нюансы в объявлении.
Почему так дешево? Потому что дорого...
Для эксплуатации авто, описанного выше, на территории его родной Германии для начала следует получить сертификат TUV, «техосмотр» по-нашему. Стоимость процедуры - от 80 до 120 евро, но это только за проверку техсостояния ТС. Если обнаружены дефекты – эксплуатация запрещается, и тогда либо утилизация, либо ремонт, или же – вырвать авто из станции техконтроля и пообещать продать его «на экспорт». Почему так – ремонт в «гаражах» с применением «бэушных» запчастей недопустим. Стоимость ремонта старого авто может обойтись в сотни, а то и тысячи евро. Ремонтировать будут все, по заводским нормам. Есть коррозия – кузовной ремонт, это фантастически дорого. Поржавела выхлопная система – замена. Разболтан сайлентблок - меняем весь рычаг, если так сказано в инструкции. Один из амортизаторов не прошел тест – замена пары или всех, опять, как предписал завод. Цепляются за «лампочки», то есть, предупреждающие сигналы на панели приборов. Если «check engine» не гаснет, готовьтесь к серьезным тратам. Также, как и при свечении «вредных» лампочек контроля АБС, тормозной системы и т.д. Если же техосмотр пройден – наступает очередь дорожного налога. Чем старше автомобиль, чем выше у него показатель выбросов СО, тем дороже годовой «Kfz-steuer». Дизельные авто обходятся дороже бензиновых. Для «условно-нашего» Пассата В5 2000 года выпуска, который соответствует нормам Евро-2, при дизельном двигателе с турбиной объемом 1,9 л., размер этого «штоера» составит €304. В нашей валюте это более 9000 грн. в год. Для сравнения, авто с Евро-6, 2016 года выпуска (с таким же объемом цилиндров) обойдется немцу в 38 евро в бензиновом варианте, и в 180 евро — с дизелем. Обязательное страхование: используя популярный немецкий сервис по подбору автостраховки, у нас получилось около 1400 евро за год для нашего «подопытного» Пассата. Был бы автомобиль новый – страховка «потянула» бы около 800 евро в год. Секрет в том, что новые авто оснащены более современными охранными системами, системами безопасности, а еще у них меньший риск отказа чего-либо во время движения. Также нужна стоянка или гараж, обслуживание, заправка, в общем, как и для любого автомобиля. Еще, скорее всего, придется купить новую резину и АКБ, - вряд ли машину за пару сотен евро отдадут с новым комплектом шин и свеженьким аккумулятором «Бош-сильвер».
Так выгодно ли немцу покупать авто за 300 или 600 евро?
Очевидно, что немцу – невыгодно. Даже приобретение страхового полиса на 1 год обходится дороже автомобиля типа «нашего» Пассата. А еще техосмотр и высокая вероятность дорогого ремонта, скрытые дефекты, часто «скрученный» пробег и аварийное прошлое.
Откуда же берутся такие автомобили?
Здесь все просто: жители ЕС в основном эксплуатируют транспорт до того момента, пока их содержание «условно выгодно». Когда подходит некая «точка невозврата», то есть необходимость обслужить авто для очередного прохождения TUV, машину просто «добивают» и ставят у забора. Далее ее эксплуатация нецелесообразна с точки зрения расходов на обслуживание, а без техосмотра – запрещена. Поэтому, «невыгодные» автомобили продают фактически за копейки, поскольку использовать такие как транспортное средство нет смысла. В большинстве случаев авто «за пару сотен» зависают надолго, а со временем отправляются на утилизацию, если кто-либо не купит его «на экспорт» в качестве донора, ведь «живого» в таких авто остается очень мало.
А если бы открыли все границы и сняли растаможку и всякие Евро-5?
Многие подумают – что там ваши немецкие стандарты! Дайте мне этот Пассат и за неделю я из него сделаю «конфетку»: у нас и не такое по дорогам ездит. Немного «шрота», сосед по гаражу со сварочным полуавтоматом, да и самого руки прямые – какие могут быть проблемы? А вот проблемы будут (и уже есть). Техническое состояние ультра-дешевых автомобилей чаще всего «на грани», и вариант просто немного «подшаманить» может не пройти. В основном, поскольку машину просто «доезжали» до последнего дня действия техосмотра, двигатель, КПП и ходовая будут в неудовлетворительном «подзаборном» состоянии. Кузову обычно также достается: уже нечего беречь, гонять можно агрессивно... В общем, высокая вероятность аварийного прошлого, и наличие скрытых дефектов электроники… Ведь если машину «убивать», не строя планов на будущее, - в финале она непременно станет «убитой». И даже если на это закрыть глаза – рынок умеет моментально адаптироваться под изменение условий. Если бы те же немцы увидели спрос на старые и уже ненужные им авто – поверьте, цены взлетели бы за одну ночь. В доказательство этому – повышение цен на авто с пробегом и Евро-5 после принятия в Украине закона о снижении акцизного сбора: многие продавцы надеялись, что машины начнут выкупать подчистую и вывозить колонами автовозов.
Давайте мораль, не читайте нотаций!
У палки всегда два конца. Дешевую машину в ЕС невыгодно содержать. У нас ее невыгодно реставрировать (даже не будем применять термин «ремонтировать»). Все имеет свой ресурс и срок службы, - так уж устроен мир. Если вы решите эксплуатировать что-либо дольше назначенного срока – для вас придумаю налог или заставят обновить какую-то «прошивку». А если налог невыгоден или обновление «не шьется» – значит пора покупать что-то поновее. Так устроен мир и… от этого круговорота подпитывается технический прогресс. В конце концов, будь средняя зарплата украинца хотя бы примерно такой как средний доход европейца, к этому значению резво подтянулись бы и налоги... И кто из нас тогда всерьез посмотрел бы на машину за 300 или даже 600 евро?