Дорогая дорога: все, что вы должны знать о наших автодорогах

Дорогая дорога: все, что вы должны знать о наших автодорогах

02.11.2016 р. в 14:59, slk

По скромным подсчетам дорожников, нашему региону необходимо минимум 3,4 млрд грн в год для реанимации и содержания автодорог. Сегодня около 80% дорог Харьковщины требуют ремонта.

Минимум в три миллиарда

Братья Сергей и Анатолий Лесняк из Харьковщины минимум два раза в месяц ездят навестить мать в соседнюю Сумщину. Каждый раз направляются через печально известную трассу Р-46 Харьков - Ахтырка.

- Годами здесь ездим и мучаемся. То, что можно было проехать за 40 минут, едем полтора часа Когда же ее наконец сделают ?! - Бросает безнадежно риторический вопрос Анатолий, остановившись на обочине этой дороги и постукивая ногой по колесу машины.

Братья неоднократно видели на этой трассе, как машины ломались посреди дороги, как взлетали колпаки или колесо! Да и сами влетали в ямы, которыми изобилует Р-46. Тогда их машины карабкались своими пузами о асфальтобетон (или скорее то, что от него осталось), а мужчины слали проклятия то ямам, то чиновникам, которые должны хоть что-то сделать.

И вот, водителей, которым «повезло» проехаться не только по этой трассе, наконец услышали. Дорожники страны во главе с премьер-министром Украины Владимиром Гройсманом в этом году анонсировали борьбу с украинским бездорожьем.

Пообещали, что бюджет Государственного агентства автомобильных дорог Украины («Укравтодор») в 2017 году может составить 35-40 млрд грн (в принятом в первом чтении проекте Госбюджета на 2017 год "Укравтодора" предусмотрено выделить 14 млрд грн). Кроме того, есть надежда, что большую часть этих денег в следующем году получат южные и восточные области, в том числе и Харьковская.

Работы немало. Как заверил в разговоре с «СК» первый заместитель начальника Службы автомобильных дорог в Харьковской области Сергей Пляка, до 80% дорог области ждет текущий средний ремонт, ведь ямочный ремонт ситуацию уже не спасет.

Деньги на ремонт харьковская САД, которая является балансодержателем дорог общего пользования и заказчиком на выполнение всех работ, получает из нескольких источников. Первое и основное - государственный бюджет, который в свою очередь деньги на дорожную отрасль получает от акцизной платы, в частности, по продаже Нефтепродуктов, на ввоз резины на автомобилв и т.

Поскольку у нас отсутствует дорожный фонд с защищенной статьей финансирования ремонтов дорог, то сейчас все, что собирается с этих акцизов, направляется в общую корзину государства и распределяется по различным статьям. В качестве примера, в прошлом году Харьковщина собрала акциза по продаже нефтепродуктов 1,3 млрд грн, но на ремонт дорог на начало года получили только 130 млн грн, то есть 10%. В САД посчитали минимальные потребности дорожной отрасли нашей области на 1 января этого года. Получилось 3,4 млрд грн.

Годами из государственного бюджета финансировалось 7-8% от минимальной потребности дорожной отрасли области. Поэтому сейчас вся областная сеть дорог в ужасном состоянии.

По дороге на село

В этом году набирает обороты и другой источник денег на дороги - местные общины. После внесения изменений в законодательство появилась возможность привлекать средства местных советов на ремонт дорог общего пользования. В прошлом году это было 18 млн грн, а в этом уже - 40 млн грн. И это, уверяет Сергей Пляка, еще не окончательная сумма.

- Большинство средств напрямую заходят от сельских и поселковых советов. Вот, например, Бригадировский сельсовет выделил на дорогу Балаклея-Бригадировка 812 тыс. грн. И таких объектов сегодня до сотни, - говорит Сергей Пляка, листая бумаги с перечнем дорог по районам.

По его словам, на 17 октября во всей области выделено 44,7 млн грн из местных бюджетов. Самые активные районы в этой работе: Харьковский район - выделил 9,9 млн грн, Балаклейский район - 9,8 млн грн, Дергачевский - 8,3 млн грн, Изюмский - 3,7 млн грн, Богодуховский - 2,8 грн, Чугуевский - 2,1 грн, Первомайский - 1 млн грн, Краснокустький район - 900 тыс. грн, Двуреченский - 800 тыс. грн. Сколько дорог удалось отремонтировать в районе на эти деньги, подсчитать трудно, ведь в каждом районе есть свои особенности: кто-то выбирает ямочный ремонт, кто-то капитальный. И, к сожалению, эти малые суммы пропорционально отражаются на конечном результате. Например, дорога Красноград - Сахновщина - Изюм - Двуречная - КПП Пески имеет 274 км. А условно в Красноградском районе на нее выделили 300 тыс. грн. Процент ремонта в таких условиях мизерный.

Поэтому в районах пытаются бросить деньги на проблемные участки дорог, на основные дороги въезда в райцентр, а в этом году еще и пытались максимально предоставить внимания школьным маршрутам.

В рамках реформирования дорожной отрасли ожидается, что местные дороги, а их на Харьковщине 7,3 тыс. км, перейдут в районное подчинение. Поэтому дороги местного значения будут на балансе и на контроле у местных властей.

Соответствующие законодательные изменения уже приняты в первом чтении.

Сергей Пляка рассказывает, что инициируют ремонты дорог в своей местности и фермерские хозяйства на селе. Они или покупают материал, а автодоровцы затем выполняют работы, или своими силами делают ремонты. Так можно, уверяют в САД, главное, чтобы исполнитель работ имел лицензию и придерживался утвержденной государственной технологии. Как это недавно сделали в Золочевском районе.

Среди прочего, ремонтировать наши дороги мы можем еще и за счет средств международных финансовых организаций. Этот источник не использовался до сих пор, поэтому в этом году в области начинается большой пробный проект реконструкции автодороги М-03 Киев - Харьков - Довжанский за счет денег Всемирного банка. Кабмин уже утвердил рабочие проекты на два участка реконструкции: одна на 25 км от границы с Полтавской областью в обход города Валки, и вторая - сделать дорогу в обход Валок.

В САД Харьковской области поделились с «СК» актуальной информацией о том, что сейчас делается на дорогах региона. Согласно технической документации, существует несколько видов ремонтов.

Строительство. Это появление новых дорог. К сожалению, в области четыре последних года ничего не строили. Ближайшее строительство - это обход города Валки.

Реконструкция, или кардинальное изменение дороги, когда ее переводят в другую категорию, повышают статус. Это предполагает изменение технических параметров. Например, предполагается реконструкция на дороге Киев - Харьков - Довжанский на участке от полтавского Чутово до Валок.

- Сегодня это проезжая часть 7-9 м, в хорошем состоянии, но второй категории. И она не справляется с той интенсивностью движения. После реконструкции усилится дорожная «одежда» той полосы. Изменятся технические параметры: увеличится допустимая скорость на ней с 90 км / ч до 130 км / ч, изменятся радиусы поворотов, уклонов, - объясняет Сергей Пляка.

Капитальный ремонт также предусматривает перевод в другую техническую категорию автодороги, это распространение действующей дороги, замена конструктивных элементов (земляное полотно, основа, покрытие), строение искусственных сооружений, например, замена на новую старой водопропускной трубы.

- Ближайший капитальный ремонт - это продолжение работ на Р-46 Харьков - Ахтырка по восстановлению путепровода через железную дорогу близ села Губаревка Богодуховского района. В этом году начинаем там работы, но в связи с тем, что необходимый перерасчет проекта, делали давно - имеем задержку, - объясняет Сергей Пляка.

Текущий средний ремонт. Благодаря изменениям в законодательстве много работ, которые ранее относились к капремонту, сейчас дорожники могут выполнять за счет текущего. В качестве примера, в 2010-м так сделали кольцевую Харькова.

- В прошлом году мы начали такой ремонт дороги на Купьяськ, сделали там только километр в полном объеме и 9,7 км в нижнем слое с заменой основания, - говорит Сергей Пляка. - В этом году по этой дороге выполнили работ на 140 млн грн. Те 9,7 км, которые были в нижнем слое, прикрыли верхним. Кроме этого, отремонтировали более 20 км дороги с заменой основания, правда, только в одном слое асфальтобетона, но это позволит нам перезимовать. Если раньше из Харькова в Купянск авто ехали четыре часа, то сейчас - полтора. Да, дорога не вся идеальная, но проезд обеспечен. Из почти 70 км имеем 32 км нового покрытия.

Среди перспектив следующего года по текущему ремонту - участок от Купянска до границы с Луганской областью. В этом году на нее не хватает денег, разве что смогут обеспечить проезд.

В рамках текущего ремонта приходит в порядок и вышеупомянутая дорога Харьков - Ахтырка. На нее Кабмин предусмотрел 54,7 млн грн из государственного бюджета, а также 6 млн грн из бюджетов местных советов. На 91 км всей Р-46 на Харьковщину эти 60 млн грн - почти ничто, учитывая, что километр дороги в среднем «съедает» 6 млн грн. То есть в идеале на ремонт 91 км по таким расценкам нужно как минимум 546 млн грн. Ну а выделенные 60 млн грн автодоровцы растягивают на 13 км дороги. И это только в один слой асфальтобетона. Сделать, например, километры от Харькова до поселка Пересечного нерационально, поэтому на трассе выбрали наиболее разрушенные участки - где-то километр, где-то 500 м, где-то 300 м.

- Отремонтировали основу, где нужно, положили еще два новых слоя - 8 см и 5 см асфальтобетона. Такая дорога должна прослужить 10 лет, - говорит Сергей Пляка. Кроме этого, текущим средним ремонтом выполнено 1,3 км дороги Пересечная - Березовские воды, немного сделали подъезд к селу Хорошево Харьковского района (дорога от Безлюдовки до поворота на карьер), 27 октября там закончили вкладывать асфальтобетон. Сейчас по текущему среднему ремонту делают мостик через Северский Донец в Изюме.

Эксплуатационное содержание включает более 50 видов различных работ: от очистки дорог от снега зимой, посыпание солевой смесью, уборка мусора, до ямочного ремонта, который занимает 70%.

- На это содержание средств не хватает. Поэтому сотрудничаем с районными администрациями, где нам помогают косить обочину, убирают мусор.

Сэкономленные таким образом деньги мы переадресовываем на ямочный ремонт. Три года назад мы наубирали мусора в год на 6 млн грн. Это тогда, как можно было ликвидировать ям на 17 тыс. Кв. м, - говорит Сергей Пляка.

В эти дни горячо от ремонтов на дорогах в Богодуховском районе - подъезд к селу Александровка; в Золочевском - дорога Золочев - Уды; в Балаклее на кольцевой делают ямочный ремонт; в Харьковском районе - дорога по Лизогубовке; в Нововодалжском районе, Змиевском, Первомайском ...

Развенчание мифов

Часто Украинцы жалуются, что «мороз или дождь идет, а они кладут дорогу». Сергей Пляка уверяет, что когда идет дождь - горячей смесью дорогу никто не ремонтирует, а латать ямки можно и в декабре, и в январе. Для этого используют современные технологии.

- Существует контроль качества, наш инспектор принимает асфальт-бетонную смесь на объекте. Если машина привезет смесь температурой менее 120 градусов, ее выкладывать никто не будет. Для того чтобы сохранялась такая температура есть тенты, подогрев кузова. А еще супертехнология - литая смесь: это асфальтобетон с повышенным количеством битума и специфическим подбором каменных материалов, - рассказывает Сергей Пляка. - Сложность этой технологии в том, что температура такой смеси - 200 градусов. Перевезти ее может только специальная машина (так называемый термос), в которой постоянно работает газовая горелка и система смешивания. Этот материал позволяет нормально работать при температуре до -5 и с влажным покрытием, конечно, не в дождь, но в ноябре, декабре или марте работать можно. Две-три области в Украине пользуются такой современной технологией.

Не деньгами едиными

К концу года САД обещает выполнить работ примерно на 400 млн грн. О тех миллиардах, которые обещают выделить в следующем году, Сергей Пляка говорит, что лишь малая доля пойдет непосредственно на ремонт, а львиная - на погашение долгов государства подрядчикам за работы прошлых лет. В этом году только начали рассчитываться с долгами за 2012-й. Казалось бы, дайте больше денег - будут лучшие дороги, однако столкнулись с другой работой.

- Маленькие частные ФОПы при нынешнем объеме работ, который, к счастью, увеличился, не хотят браться за ямочный ремонт, потому что невыгодно. Около ямки надо «потанцевать» полдня, а им легче класть сплошное полотно, - говорит дорожник.

Из-за нехватки финансирования многие дороги запустили, и теперь ямочным ремонтом там не обойтись. Это касается, например, дороги Мерефа - Змиев, или магистрали, которая соединяет Двуречную и Великий Бурлук. Тяжелое состояние пути между Барвековим и Близнюками, а также дороги от Лозовой до границы с Днепропетровской областью. Дороги, которые в свое время выполняли серьезную функцию, а сейчас в тяжелом состоянии, есть в каждом районе области.

В то же время в САД считают, что ситуация в этом году улучшилась, ведь еще четыре года назад на дороги в села не выходили. Никогда такого не было, чтобы зима для автодоровцев не пришла внезапно, а сегодня область имеет самый большой показатель заготовки по соли (100 вагонов), 100% заготовки песка (56 тыс. куб м) и фракционных материалов. Также удалось немного подготовить технику.

- Позитива больше, чем негатива, - убеждает Сергей Пляка. - Конечно, невозможно в один день все отремонтировать, но работа сдвинулась с мертвой точки. У людей загорелись глаза к работе, и они увидели перспективу.

Когда украинцы начнут говорить, что у нас классные дороги, он не берется прогнозировать. Говорит, для этого нужно не только увеличить в десять раз финансирование, но нужно и вовремя.

Харьковская область - на первом месте в Украине по протяженности автомобильных дорог общего пользования, сеть которых составляет 9627,2 км, из них дорог государственного значения 2298,3 км, местных - 7328,9 км.

Татьяна Василец

Цікаві автомобільні публікації

Новий Opel Mokka: стильний компактний кросовер став ще більш сучасний та ще більш цифровий Продажі нового автомобіля в Європі розпочнуть вже незабаром, в Україні кросовер буде доступний починаючи з 2025 року.
Новий Porsche 911 GT3 вперше доступний одразу у двох версіях: для треку та доріг загального користування 911 GT3, одразу після появи в 1999 році, став взірцем поєднання гоночних характеристик та практичності в повсякденному житті. З нагоди 25-річчя нову модель уперше презентують одночасно у двох версіях: як орієнтований на рух треком спорткар із заднім крилом, та більш стриману версію з пакетом Touring.
Особенности летних шин для легковых автомобилей Когда температура стабильно поднимается выше +7°C, возникает необходимость замены зимних покрышек на легковые летние шины.
Гідравлічне обладнання в сільському господарстві Гідравлічне обладнання відіграє важливу роль у сучасному сільському господарстві, значно підвищуючи ефективність і продуктивність сільськогосподарських робіт. Завдяки гідравлічним системам аграрії отримують можливість автоматизувати процеси, підвищити точність виконання робіт і знизити трудовитрати.
Грузовое такси недорого во всех областях Украины Вам нужно организовать переезд из дома, квартиры, офиса или любого другого помещения, но в распоряжении нет достаточно вместительного транспорта?
Як підібрати підходящий дорожній мотоцикл для туриста. Вибір правильного дорожнього мотоцикла для подорожей є важливим кроком, який може значно вплинути на ваш досвід та безпеку. Існує багато факторів, які слід враховувати при виборі мотоцикла для туристичних поїздок. 
Преимущества мотоцикла как средства передвижения Мотоцикл, символ свободы и скорости, также является непревзойденным средством передвижения в городской суете. Его компактные размеры позволяют уверенно маневрировать даже в самых загруженных уличных пробках, обходя заторы и экономя драгоценное время.
Як правильно обрати СТО для вантажних авто Власники транспортних компаній часто звертаються до різних станцій технічного обслуговування (СТО), адже це зручно та звільняє від необхідності самостійно обслуговувати вантажівки. У кожному місті є свої СТО, що пропонують різноманітні послуги.
Нова Toyota Corolla Hybrid - на чолі ефективності та інновацій У світі постійної еволюції автомобільної індустрії, Toyota знову визначає нові стандарти з випуском свого останнього джерела піонерства - седану Corolla з гібридною силовою установкою. Цей автомобіль, здатний перетворити ідею ефективності та екологічності на реальність, вразить навіть найвимогливіших любителів автомобілів.
Руководство при выборе кондиционера для автосалона от компании «Кондиціонери України» Автосалоны, дилерские автоцентры относятся к числу объектов, на которых необходимо поддерживать температурно-влажностный режим в соответствии с нормативными требованиями. Это важная составляющая охраны труда сотрудников и заботы о комфорте клиентов. Так что без установки кондиционера не обойтись.
Особенности выбора и ухода за шинами и дисками При эксплуатации автомобиля одним из важных аспектов безопасности и производительности являются шины и диски. Эти два элемента несут на себе ответственность за сцепление с дорогой и комфорт вождения. При выборе шин необходимо обращать внимание на их тип, размер, сезонность и индексы нагрузки и скорости
Автовыкуп: почему это выгодно, что нужно знать Самое основное преимущество услуг по выкупу авто компаниями - это скорость продажи, при том, что владелец авто может получить за машину 95-97% от рыночной стоимости.

Більше новин