Безопасность за рулем. Что зависит от тебя
13.11.2016 р. в 12:29, autocentre
Водителя часто называют шефом, командиром и даже капитаном: он выбирает маршрут, скорость движения, стиль езды, приемы управления, авто в целом и отдельные его комплектующие. За безопасность всего экипажа также отвечает именно он – и начинать нужно с самых простых вещей.
Руль в твоих руках
Водители знают, что управление автомобилем начинается с руля, но практически никто не умеет с ним правильно обращаться. Чаще всего баранку мы держим как попало, вращаем ее как придется. И пока ситуация на дороге более-менее штатная, это всех устраивает. Но если вдруг случится занос, на дорогу выскочит кошка или ребенок либо навстречу будет ехать не в меру горячий джигит – сумеет ли драйвер, придерживающий руль двумя пальцами руки в районе живота, быстро отреагировать и объехать препятствие? В полицейском протоколе потом напишут: «Не справился (ась) с управлением». А почему? Потому что не знал (ла) простейших правил и приемов руления.
Две руки и место
Держаться за руль нужно двумя руками, охватывая его в районе 9 и 3 часов или 10 и 2 часов (если представить руль как циферблат).
Нужный угол
Сближать руки по окружности руля ближе чем на 3 часа (90°) и разносить точки хвата рук более чем на 6 часов (180°) нельзя.
Рулить с перехватом
Вращать руль нужно по определенным правилам – так, чтобы не позволить баранке ни на секунду вырваться из рук, и притом быстро и на нужный угол. Как минимум одну руку следует все время держать на ободе, руление должно происходить исключительно в верхнем секторе, главное усилие при вращении необходимо направлять вниз. Например, начав вращать руль налево, нужно правую руку довести до 9 часов, тем временем занеся левую руку в верхний сектор, взяться ею за баранку в районе 12 часов. Теперь левая рука стала основной рулящей, она контролирует руль, двигаясь к тем же 9 часам, а правая заносится к 12, чтобы принять управление с того момента, когда левая дойдет до 9 – и так мы рулим вплоть до упора в ограничитель или до поворота колес на желаемый угол. .
До мышечной памяти
Все элементарные приемы руления нужно довести до автоматизма, зафиксировав каждое действие в мышечной памяти, иначе нет смысла в приобретении этих навыков.
Зимний стиль
Заботясь о безопасности поездки, водитель должен соизмерять свою езду с сезонными особенностми. Так, вступив вместе со всей страной в зимний сезон, нужно на несколько месяцев «включить» в своем сознании зимний режим езды. Его главный смысл в том, чтобы помнить: на зимней дороге всего предусмотреть нельзя, а значит, нужно ехать так, чтобы всегда быть готовым к неприятностям.
Плавно
Все манипуляции с управлением нужно совершать плавно, без рывков: нажимать педали, отпускать их, вращать руль.
Медленно
Скорость движения следует непременно снизить. Насколько именно, однозначно сказать невозможно, но опытные и осторожные водители почти везде зимой едут вдвое медленнее в сравнении с летним периодом хотя бы потому, что обледеневший участок дороги может встретиться в любой момент.
Не близко
Необходимо придерживаться достаточной дистанции и интервала между машинами, ведь на зимней дороге любой автомобиль управляется не так точно, как на сухом летнем асфальте.
Продуманно
Имеет смысл проанализировать свои привычные маршруты – тип покрытия, подъемы, спуски, крутые повороты, чтобы заранее знать, где особенно высока вероятность попасть на лед, забуксовать или «улететь».
Гуманно
Опасности зимой исходят от всех участников движения: неопытных или самоуверенных водителей, не переобутых в зимнюю резину машин, закутанных в шапки и шарфы пешеходов и т.д. Учитывайте все эти факторы!
Скольжение без льда
Большая часть нашей современной зимы проходит при плюсовой температуре, но это не значит, что без льда машина не сможет заскользить. Аквапланирование и сплешпленинг подстерегают тех, кто слишком быстро ездит по дороге, залитой талой водой или покрытой снежной кашей. Чтобы машина не «всплыла» на скорости, придерживайтесь простых правил.
Скорость
Не развивайте высокую скорость там, где на дороге видна вода или слой мокрого, не растаявшего до конца снега.
Всплытие
Почувствовав на скорости (более 50–60 км/ч), что руль стал легким, а тахометр сам по себе поднял стрелку к более высоким оборотам, не тормозите и не вращайте руль. Просто сбросьте газ (значительно лучше все же не до холостых оборотов) и ждите, пока машина плавно замедлится и колеса снова «схватятся» за асфальт.
Шины по сезону
Зимой на летней резине сегодня ездят только самые безответственные водители. Шипованные и фрикционные, арктические или европейские, узкие или широкие, премиум-класса или бюджетные… Выбор шин – тема отдельной статьи, а здесь мы просто просим вас подойти к вопросу покупки резины максимально сознательно. И если уж отдать свои деньги (и немалые!), то именно за те покрышки, которые точно подойдут к вашим условиям эксплуатации.
Условия
Подумайте, как обычно зимой выглядят дороги, по которым вы чаще всего ездите. Какова на них доля чистого и мокрого асфальта, снежной каши, глубокого рыхлого снега, укатанного снега, льда. Чем больше «зимних» проявлений вы вспомните, тем более дорогие шины вам следует купить.
Шипы или нет
Шипы нужны только на льду и на укатанном до блеска снегу. В остальных случаях они или безполезны (мягкий снег), или вредят управляемости (асфальт), или просто усиленно изнашиваются (сухой асфальт и плюсовая температура). Задумайтесь, как часто в прошлые зимы вы попадали на лед и плотно укатанный снег.
Деньги
Некоторые дешевые зимние шины по характеристикам не отличаются от летних. С шипами вопрос еще острее: сделать хорошую шипованную покрышку очень сложно. Поэтому дешевые шипованные шины бюджетных марок зачастую работают на льду хуже, чем хорошие фрикционные покрышки. Так что если уж решили обуться в шипы, старайтесь покупать продукцию только маститых марок и с заводской, а не гаражной ошиповкой.