"Жители вызывали на нас полицию". Глава Киевавтодора - о том, что мешает уборке и ремонту дорог
18.11.2016 р. в 15:52, thekiev.city
К офису Киевавтодора на Печерске ведет старательно вычищенный тротуар. Вдоль него даже припаркована машина полиции, а бодрые служители закона настоятельно просят не парковаться на обочине.
Правда, последнее - заслуга всё же скорее не дорожников, а расположившихся рядом зданий РНБО и военной прокуратуры.
Ни золотых батонов, ни аляповатых предметов роскоши, ни драгоценных произведений древнего и современного искусства в Киевавтодоре найти не удалось — следы прошлого главного дорожника Владимира Жукова, уличенного в коррупции, тут уже успели остыть с 2015 года. Зато на месте оказался генеральный директор ведомства Александр Густелев, который в перерыве между входящими звонками мэра и исходящими звонками с подробными инструкциями подчиненным рассказал, как столице удалось избежать коллапса в эти дни, почему дороги нельзя чинить только ночью и почему снежный апокалипсис 2013-ого больше не повторится.
- На днях Киев хорошенько присыпало снегом. Как вы считаете, Киевавтодор со своей работой справился в эти дни?
- Да, для нас это фактически первый снег в этом сезоне, и мы оказались готовы к этому испытанию. Прогноз обещал, что снег выпадет еще в ночь с субботы на воскресенье, поэтому техника выехала именно ночью, посыпая спуски и подъемы песком и солью против скольжения. Еще часть техники дежурила по городу в ожидании того, когда выпадут осадки. В итоге, когда снег таки выпал первой включилась в работу "патрульная" техника, а сразу же за ней абсолютный максимум наших машин выехал на улицы города и начал оперативно чистить улицы.
- Поступали жалобы на то, что, скажем, чистился только центр и только крупные улицы, а улицы поменьше — обходили вниманием. Как определяется приоритет того, в каком порядке чистятся улицы?
- У каждого водителя есть собственные технические инструкции, куда он должен следовать и какой участок находится под его ответственностью. В первую очередь приоритет отдается, конечно, центральным проспектам, шоссе и улицам, далее — улицам, которые разбивают район на квадраты, соединяя его границы, далее — улочкам и переулкам.
Согласно распоряжению КМДА, нами подготовленок зиме 318 ед. снегоуборочной техники. А в Киеве более двух тысяч улиц. То есть, чтобы покрыть все потребности и сразу, нам нужно более двух тысяч машин — по одной на каждую улицу. А теперь давайте посчитаем: как думаете, достаточно ли для того же Харьковского шоссе или проспекта Победы всего одной очистительной машины? Нет. Не хватит даже двух. Их должно быть, как минимум, три. Потому техника чистит большие улицы-проспекты-бульвары не по одной машине, а целыми колоннами, малыми и стандартными. Так удается оперативнее закончить один участок и быстрее перейти на меньший.
Но давайте не забывать еще об одном факторе — человеческом. Техника не может полноценно чистить дороги, когда вдоль обочины припаркованы машины. Более того, некоторые автомобили во время движения вклиниваются в колоны чистящих машин, чем останавливают их работу. Далее: водители на летней резине. Вы можете даже еще сегодня заглянуть на шиномонтажи и увидеть абсолютно сумасшедшее для данной погоды количество водителей, которые только сейчас «переобуваются» в зимнюю резину. То же касается грузовых машин.
С этим первым для нас снегом нам удалось избежать реального коллапса в столице еще и благодаря тому, что мы запретили въезд в Киев грузовикам и фурам. И стоит отдать должное "дорожникам" - они работали всю ночь с воскресенья на понедельник, чтобы город не стал в пробках. В итоге, пробки во время снегопада были меньше пробок во время дождя.
- Вы ранее говорили о том, что посыпаете улицы. Очень часто поступают жалобы еще и на то, что снег разъедает шины, вредит обуви, да и собственно самим дорогам. Есть ли альтернатива, кроме соли?
- Конечно, есть. Есть различные средства с реагентами, но основа практически каждого из них — тоже натрий хлорида, то есть, соль. И эти средства абсолютно также вредят обуви, шинам и асфальту. Прошу заметить, что в Киеве мы смешиваем соль с песком — соль помогает снегу таять, песок убирает элемент скольжения. Это экономно, практично, а, главное, безопасно. Когда говорят об опасности соли, сразу возникает вопрос: а машины — это полезно для здоровья? Это экологично? Повреднее соли.
Вот мы часто говорим: "А вот в Европе все по-другому...". Ну вообще-то в той же Германии дороги посыпают солью. Вообще, когда мы говорим "а вот в Европе", давайте еще помнить о том, что в Европе, в зависимости от страны и характера снегопада, дается около четырех часов на очистку снега. В некоторых странах водителям в это время вообще категорически запрещается выезжать на дороги. Выехал — штраф. О парковке машины на чистящейся дороге вообще молчу.
- А что касается ремонта дорог, можно ли говорить, что здесь мы хоть немного приближаемся к европейским стандартам?
- Мы делаем все, что от нас зависит и даже больше. 2015 и 2016 год были в этом плане достаточно напряженными и продуктивными. Из хорошего — нам удалось довести до ума только за последнее время около 20 улиц, это те, которых коснулся капитальный ремонт. Кроме того, на украинском рынке продолжает работать турецкая компания, занимающаяся ремонтом дорог - и это тоже позитив.
Из негатива — хотелось бы видеть больше иностранных компаний, иностранных инвесторов в Украине. Сколько бы сразу появилось здоровой конкуренции, что позволило бы городу экономить! Да и сколько опыта можно было бы перенимать. Однако они в основном боятся сюда заходить. Хотя этого нам, я считаю, очень не хватает.
- Люди часто боятся ремонта дорог, потому что он фактически гарантирует пробки. В последнее время появился еще и опыт ночных ремонтов...
- Да, бульвар Шевченко и проспект Глушкова практически полностью были отремонтированы ночью. Все капитальные ремонты мы стараемся проводить ночью. Киевсовет вообще хочет добиться полного запрета на любые дневные ремонты — и капитальные, и аварийные. То есть, получается, что ливневые стоки нам придется чистить по ночам. Любой профессионал вам скажет, что это невозможно.
А аварийные ремонты — трубу прорвало, к примеру. Или асфальт провалился. Нам придется ждать ночи, даже если авария произойдет утром. А если все-таки ремонтировать днем данный участок, то нужно получать специальное разрешение от Киевсовета: "Разрешите нам отремонтировать".
Кроме того, на дневные ремонты жалуются водители, а на ночные ремонты жалуются жители, у которых окна выходят на ремонтируемые улицы. Летом такие жители несколько раз даже вызывали полицию, жалуясь на шум. И их тоже можно понять.
Ну и самое опасное в ночных ремонтах — это то, что каждый дорожник фактически рискует жизнью, выходя на ночную смену. Только за этот год мы потеряли двух работников на ночной смене — обоих насмерть сбили пьяные автомобилисты, катавшиеся ночью по городу. Один из погибших был отцом, в одиночку воспитывавшим двоих маленьких детей. Так что даже в такой работе есть свои риски. Хотя мы очень беспокоимся о безопасности наших работников — есть ряд требований, во что они должны быть одеты и как должно выглядеть место ремонта ночью. Недавно мы добавили еще осветительных элементов к прицепам и технике. У нас уже место ремонта ночью фактически похоже на новогоднюю елку. Но ведь это может спасти жизни.
- При этом, у дорожников наверняка не самые завидные зарплаты...
- Да, и это еще одна проблема. Мы вообще сейчас испытываем серьезный дефицит кадров — профессионалов с каждым годом все меньше. После того же Киевского транспортного университета люди к нам практически не идут, хотя мы очень благодарны руководству ВУЗа за то, что они хотя бы присылают ребят к нам на практику. Зачастую все-таки такое образование уже берут для "корочки". Мы готовы работать и сотрудничать с ВУЗами, помогать готовить кадры — в наших же интересах, чтобы после практики они возвращались к нам работать.
У молодых людей очень часто много креативных идей. Еще потому мы заинтересованы привлекать молодежь — у них свежий подход к ремонту, к строительству, есть интересные взгляды, которые можно применять на практике. Мы уже сегодня хотим запустить процесс создания каких-то новых разработок.
- Уверены ли вы, что эти разработки и идеи на данном этапе можно будет воплощать в Украине, в частности, в Киеве?
- Да, вполне уверен. В Киеве под мэрством Виталия Кличко очень изменились подходы ко многим вещам, появилось больше европейского, в особенности, в том, что касается дорог. У нас появилась новая техника, нам выделили бюджет на починку той техники, которая простаивала поломанной раньше — а это колоссальное количество в целом неплохих машин. Помните, снежный апокалипсис 2013-го года? Вот тогда у киевской власти был подход «Я снег убирать не буду, я его не насыпал». То же относилось и к дорогам.
Сейчас же мне часто звонят люди с объектов и докладывают: "У нас был мэр, проверял, как работаем". Он часто такие смотры устраивает. И в эти дни тоже постоянно звонит, видимо, замечая в городе, что где не доделано и говорит: "Вы с остановки сугроб уберите" или "Больше внимания тротуарам уделите". Слабо представляю, чтобы предыдущий мэр этим вообще интересовался. Стоит отдать должное — ну ведь действительно есть подвижки. Их сложно не заметить.
Другой вопрос, что не всё и не всегда зависит от нас — культуры парковки в Киеве нет вообще. Мы по правилам Благоустроя имеем право эвакуировать машины, однако одновременно идем в разрез с другими законами. Куча остановок, забитых машинами. Куча мест, где парковаться нельзя. Если бы их начали эвакуировать массово, люди бы может запомнили, что этого делать нельзя. Нам бы это уже существенно облегчило работу. Мы все время смотрим в Европу, когда нам чего-то хочется. Почему мы не берем пример с Европы в этом случае?