Стоимость владения автомобилем: как посчитать, чтобы потом не «кусать локти»
19.11.2016 р. в 08:09, autonews
Эксперты посчитали расходы на приобретение и содержание автомобиля за три года.
Результаты наверняка шокируют многих автолюбителей. Стоимость владения считается по следующей формуле:
Стоимость владения = цена автомобиля + стоимость кредита (если автомобиль покупается с привлечением кредитных средств) + все расходы за время эксплуатации – остаточная стоимость
Посчитав все цифры, можно сделать следующие выводы:
Деньги в асфальт
Если эксплуатировать машину цивилизованно – ездить на платную мойку, страховать КАСКО и обслуживаться у официального дилера, за три года и 70 000 км пробега в асфальт безвозвратно закатывается сумма денег, сопоставимая со стоимостью нового автомобиля.
И это без учета стоимости кредита ( если он был), аренды гаража или стоянки, парковок и т.д.
Богатые тоже плачут
Еще одна важная закономерность состоит в том, что по мере повышения класса и ценового сегмента абсолютная стоимость владения ожидаемо растет, а вот относительно стоимости автомобиля, наоборот, снижается. Это объясняется тем, что эксплуатационные расходы растут гораздо медленнее стоимости автомобиля. Например, Mercedes Е-класса стоит в четыре-пять раз дороже Renault Logan, а траты на топливо для него выше лишь в полтора раза.
Поэтому если цена автомобиля соответствует доходам покупателя, содержать дорогую машину проще, чем бюджетную. Однако в абсолютной величине расходы на автомобиль с переходом в каждый следующий класс и ценовой сегмент возрастают, причем намного. Поэтому самый эффективный способ снизить стоимость владения – купить более скромную машину.
Меньше ездишь – меньше тратишь
Еще один очевидный, хотя и непопулярный способ снижения стоимости владения — это сокращение годового пробега. Например, если отказ от ежедневных поездок на работу на автомобиле сократит годовой пробег с условных 23 000 км до 10 000 км, траты на топливо снизятся примерно на 60%, что уже много. А ведь в дополнение к топливу сократятся расходы на автомойку, сервис и даже на страховку.
Износ автомобиля также пропорционален пробегу. Значит, его можно будет либо дороже продать, либо дольше эксплуатировать. А каждый лишний год владения машиной, если она еще не требует вложений в ремонты, обходится значительно дешевле ее замены.
То есть, сокращение годового пробега автоматически снижает многие крупные статьи расходов. При этом сохраняется возможность пользоваться машиной в любой момент, когда она нужна.
На ловле блох много не сэкономишь
Попытки экономить на мелочах мало того, что не приносят заметной экономии, так еще и могут выйти боком. Если для автомобиля класса В+ купить комплект самой дешевой зимней резины, а точнее — «пластмассы», сэкономив довольно-таки несущественную сумму, придется скользить каждую зиму, в каждом повороте и на каждом торможении, рискуя спровоцировать или устроить ДПТ с соответствующими тратами.
Если для автомобиля класса С+ расходники для обслуживания покупать на стороне – это тоже экономия, но с другой стороны, это приведет к отказу в гарантийных обязательствах.
Поэтому если автомобиль вынуждает экономить такие копейки, выгоднее не крохоборничать, а купить изначально более доступную машину, требующую меньших расходов на содержание.
Разница может быть очень большой
Редко бывает так, чтобы у одного из прямых конкурентов все расходы складывались в плюс, а у другого – все в минус. Обычно если на чем-то одном выигрываешь, то на другом – теряешь. Поэтому в большинстве случаев разница в стоимости владения близкими по всем параметрам моделями-конкурентами находится в пределах 10%. Однако из любого правила бывают исключения, и между некоторыми одноклассниками она достигает 30%.
В любой цивилизованной стране разница в 30% была бы приговором для самой дорогой в содержании модели. У нас же она зачастую продается весьма успешно, входя в ТОП-5 популярных моделей в классе. Это говорит о том, что стоимостью владения наши покупатели интересуются только для проформы. На самом же деле считать деньги люди пока не готовы.
Считать все в комплексе
О стоимости владения нельзя судить по отдельно взятым ее составляющим. Чтобы сравнение было максимально объективным и точным, по формуле расчета стоимости владения надо прогонять все статьи, которые у рассматриваемых машин могут различаться:
Цена автомобиля
Стоимость кредита (если планируется его использовать)
Аксессуары, шины и допоборудование
КАСКО
Топливо
Техническое обслуживание
Остаточная стоимость
Чтобы такое сравнение было корректным, придется потратить очень много времени и сил. Например, чтобы сравнить расходы на допоборудование, надо будет тщательно изучить комплектации рассматриваемых моделей и посчитать, что для каждой из них будете докупать. А чтобы выяснить реальную стоимость обслуживания, которая может сильно отличаться от заявленной, недостаточно позвонить дилеру и спросить: «сколько стоит ТО?».
Поэтому для начала стоимость владения можно сравнить в первом приближении, прогнав по формуле ее расчета только самые крупные и легко просчитываемые статьи:
Цена автомобиля
Стоимость кредита (если планируется его использовать)
КАСКО
Топливо
Остаточная стоимость
Если уже на этом этапе разница будет большой, другие статьи расходов не настолько весомы, чтобы кардинально изменить расстановку сил.
Не все измеряется деньгами
Если разница в стоимости владения близкими по всем параметрам одноклассниками составляет 20-30%, выбор должен быть однозначным. Это слишком большие деньги, чтобы переплачивать их за обладание практически таким же автомобилем.
Нужно ли гнаться за самой выгодной моделью, когда разница в расходах находится в пределах 10%? Если обе машины одинаково нравятся и одинаково устраивают, сэкономленные деньги можно потратить на что-то более полезное. Но если к более выгодной из них откровенно не лежит душа или она чем-то принципиально вас не устраивает – например, плавностью хода или работой «автомата», с этим придется мириться все время, пока не продадите машину.
Поэтому при выборе автомобиля стоимость владения учитывать можно и даже нужно. Однако ее нельзя ставить во главу угла в ущерб всему остальному.