Чем выгодны гибридные автомобили и почему с ними нужно быть аккуратным
17.12.2016 р. в 12:05, segodnya
Традиционные виды топлива становятся неприлично дороги. Только за этот год бензин и дизель подорожали в среднем на 3,5 грн за литр, а сжиженный газ — на 2,5 грн. В пересчете на 100 км пути сумма получается не то чтобы очень значительной, но заядлым автомобилистам уже бьет по карману.
Потому водители авто с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) все чаще начинают искать альтернативу своим прожорливым лошадкам. Электромобили, с учетом их высокой цены и слабо развитой сети зарядных станций, в Украине пока остаются за бортом массового спроса. Зато все больше интереса у людей вызывают гибридные автомобили, в которых совместно работают электромотор и ДВС. По разным подсчетам, гибриды потребляют на 15—50% меньше топлива, чем аналогичные бензиновые и дизельные авто. При этом водитель не рискует остаться на трассе с разряженным аккумулятором. Но в этой бочке меда, как водится, не обошлось без дегтя.
ИДЕАЛЬНАЯ ПАРА
Суть гибридной силовой установки заключается в совмещении ДВС и электродвигателя. Эту автомобильную помесь создали для того, чтобы экономить топливо в те моменты, когда на обычном авто его тратится больше всего. "Например, на малых скоростях у автомобиля с ДВС самый высокий расход топлива, поэтому каждый старт со светофора или ускорение в пробке обходятся водителю дорого, — разъясняет директор группы сервисных предприятий "Интерциклон" Вячеслав Жураковский. — А вот электродвигатель в таких условиях работает идеально. В то же время при поездке на дальние расстояния и на скоростных трассах преимущество пока остается у ДВС". Проще говоря, можно иметь две машины — электрокар для города и бензиновое авто для дачи. А можно иметь два мотора под одним капотом, используя каждый из них в тот момент, когда это будет выгоднее. При этом переключать авто с бензинового двигателя на электрический и обратно самому нет необходимости: умная электроника все сделает за вас.
"Программой предусмотрено, что электродвигатель забирает на себя самые затратные в плане энергии циклы движения, — отмечает руководитель сервиса по ремонту гибридных авто hybrids.com.ua Александр Толоченко. — Поэтому экономия базируется на трех вещах: когда мы стоим на светофоре, ДВС не работает, когда мы плавно трогаемся, в первые несколько секунд ДВС не работает, когда мы держим скорость в пределах 40-50 км/ч без лишних нажатий на газ, ДВС не работает".
Электроника сама переключает авто с одного вида двигателя на другой.
"При скорости выше электротяга отключается, в работу запускается ДВС, который создает крутящий момент, и в это же время подзаряжается батарея", — добавляет Жураковский. При этом надо учитывать, что гибрид гибриду рознь. "Существует три типа устройства гибридной установки: последовательное, параллельное и смешанное, — перечисляет Толоченко. — Отличаются методом передачи крутящего момента на колеса. Последовательный тип подразумевает одностороннюю цепь мотор — электрическая батарея — электродвигатель — колеса. Этот тип применяется на Chevrolet Volt, одном из самых популярных гибридных авто в США (в Европе Opel Ampera). Параллельный тип подразумевает механическую связку между ДВС и электродвигателем через дифференциал. Из особенностей для повседневной жизни: когда электрическая установка выходит из строя, машина продолжает движение только на бензиновом двигателе. Этот тип гибридной установки распространен среди автомобилей Honda. Смешанная система имеет черты обоих типов и позволяет через планетарный редуктор распределять потоки мощности. Используется на всех гибридных моделях Toyota и Lexus".
ГИБРИД И ГОРОД
Преимуществ у гибрида перед авто с ДВС, оказывается, немало. Это снижение выбросов в атмосферу в самом вредном для экологии режиме городской езды. Лучше управляемость за счет низкого центра тяжести. Более мягкая реакция машины на старт, ускорение и замедление. Возможность за счет электродвигателя динамичнее и активнее разгоняться. Но наших сограждан в первую очередь манит экономия топлива, хотя как раз об этом эксперты говорят не слишком охотно. "Измерить экономию в цифрах довольно сложно. Расход топлива у гибридов, как и у машин с ДВС, зависит от технических характеристик самого авто и от манеры вождения человека, который находится за рулем. Но если попытаться быть объективным, то можно сказать об экономии топлива на 15—25% для небольших 4-цилиндровых двигателей и 25—40% для ДВС с шестью и более цилиндрами", — говорит Толоченко.
Помимо стиля вождения, в плане выгоды немаловажно и то, где именно ездит водитель гибрида. "За городом экономичности гибриды почти не покажут, — отмечает Жураковский. — Даже если вы будете ехать по трассе монотонно со скоростью 90 км/ч, не нарушая правила, гибридная установка работать не будет. Электромотор запускается в среднем от нуля до 50 км/ч и то при условии, что у вас полностью заряжен аккумулятор. Если, к примеру, машина не новая, за ночь емкость аккумулятора уменьшается, и когда вы утром запускаете мотор, то машина вполне может поехать на бензине до полной зарядки батареи. В городском цикле вы наверстаете этот расход топлива на первом же светофоре, а вот на трассе гибридная установка не позволит вам экономить. Потому гибридные автомобили выгодно покупать людям, которые основную часть времени передвигаются по городу".
При этом даже в городском цикле экономии можно и не дождаться, если вы неправильно выбрали гибридную лошадку. "Если речь идет только о снижении расхода топлива, гнаться за гибридами вовсе не обязательно, — уверен независимый автоэксперт Андрей Сидоренко. — Дело в том, что большинство гибридных автомобилей, использующихся сегодня в Украине, ничуть не экономнее своих собратьев. К примеру, Toyota Prius расходует в городском цикле около 8 л топлива. Для сравнения, VW Passat B8 с дизельным двигателем — чуть больше пяти. Honda Civic Hybrid летом в городе тратит 4,8 л, тогда как расход дизельного Civic в таких же условиях составляет 4,2 л. Любителям скорости нужно учитывать и вес аккумуляторов. Да, электромоторы работают на старт в городе. Но вот разгонять приходится автомобиль, который весит на 300—400 кг больше".
ПОЛНАЯ ГИБРИДИЗАЦИЯ
Выбирать сегодня есть из чего. "Мировой автопром движется в сторону электрификации, — отмечает Толоченко. — Практически все производители за последние 5—7 лет выпустили свои модели гибридов, но из-за высоких таможенных тарифов они пока до нас не дошли". Что касается украинского покупателя, то основные модели, которые для него сегодня доступны в сегменте первичных продаж, — это Toyota Prius 2-го и 3-го поколения, Toyota Camry Hybrid, Lexus RX400h, Lexus RX450h, Lexus GS450h, Honda Civic Hybrid.
"Статистика ремонтов говорит о том, что эти же марки лидируют в Украине и среди бэушных автогибридов, — рассказывает менеджер СТО AUTOLIFE Александр Ткаченко. — Хотя сейчас уже стали появляться гибриды Opel, VW, Mercedes. В перспективе следующего года снижение таможенных ставок приведет к росту ввоза в страну самых разных гибридных машин". Именно подержанные гибриды в ближайшие несколько лет будут пользоваться у наших водителей самой большой популярностью, полагают эксперты. В первую очередь из-за цены: новые машины с гибридной силовой установкой, как правило, на 20—30% дороже аналогичных машин с ДВС. К примеру, Toyota Camry Hybrid сегодня можно найти в Украине за $37 тыс., тогда как Toyota Camry у официального дилера продается за $28—33 тыс. в зависимости от комплектации. VW Touareg Hybrid продают за $90—96 тыс., а вот бензиновый New Touareg в дилерской сети стоит $58—72 тыс.
"На самом деле автогибрид имеет более низкую себестоимость и высокую норму прибыли, чем автомобиль с ДВС, — уверяет Сидоренко. — Почему же гибриды стоят дороже аналогичных машин с ДВС? По той же причине, по которой айфон стоит дороже аналогов: люди считают его более продвинутым и готовы заплатить за него больше". При этом производители признают, что в будущем авто с ДВС (в частности, дизельные моторы) будут стоить дороже гибридов — так недавно заявил главный моторист Toyota Коэи Сага. Но пока гибридные авто из салона куда менее доступны покупателю, чем их бензиновые и дизельные собратья. К счастью, эта разница исчезает на вторичном рынке: "Для примера возьмем Lexus RX. Как во втором поколении (rx350 и rx400h), так и в третьем (rx350 и rx450h) цены идентичны. А разница в расходе топлива — около 5 л на 100 км в обычном смешанном режиме", — говорит Толоченко.
ЦЕНА ЭЛЕКТРИКИ
Как правило, именно покупатели бэушных гибридов первыми сталкиваются с главным минусом смешанной силовой установки — дороговизной ремонта электрических систем. "Если речь идет о поломках обычного двигателя, затраты на ремонт ничем не отличаются от машин с ДВС. Если же происходят какие-то поломки электрических силовых блоков, а также аккумуляторных батарей, то, к сожалению, ни у нас, ни за границей никто (за исключением разве что отечественных Кулибиных) не делает восстановление малой кровью. Везде идет крупноузловая замена. Если в аккумуляторе есть просаженные батареи, заменить одну или две ячейки нельзя: и дистрибьюторы, и сервисные центры меняют аккумулятор только в сборе. Потому, как только гибриду нужен ремонт, в этих дорогостоящих вещах вся экономия превращается в ноль", — признает Толоченко.
При этом эксперты уверяют, что такие поломки обычно происходят из-за небрежной эксплуатации гибрида. "Порядка 80% поломок электрической силовой установки в гибридных авто приходится на инвертор, который заряжает аккумуляторы во время работы ДВС, — говорит Ткаченко. — Этот механизм просто сгорает, и машину потом завести невозможно. Ремонт инвертора на неофициальном СТО стоит от $2 тыс., замена в официальном сервисном центре — в несколько раз дороже. Этих расходов можно избежать, если раз в год загонять авто на профилактику систем охлаждения и питания инвертора. Но люди этого не делают, катаясь на машине до последнего. Также все ошибочно думают, что для стабильной работы гибридов опасны сильные холода. Действительно, мороз может несколько снизить производительность батареи, но машина все равно заведется и поедет. Куда более опасна для электроники — грязь и пыль. А значит, важна своевременная замена свечей, чего тоже никто не делает".
Дабы избежать проблем с ремонтом гибридного авто, эксперты рекомендуют придерживаться нескольких правил выбора и эксплуатации такой машины. "Если речь идет о покупке бэушного авто, нужна обязательная диагностика батареи, — подчеркивает Ткаченко. — При этом надо понимать, что компьютерное сканирование имеет недостатки. При помощи определенных манипуляций батарею перед продажей можно довести до того, что компьютер покажет чуть ли не максимальную емкость. А после продажи не пройдет и месяца, как батарея умрет. Более надежным в этом плане будет визуальный осмотр толкового электрика". Впрочем, он не произведет компьютерную диагностику, когда речь идет о проверке инвертора или программного обеспечения гибрида. Так не пожалейте денег не только на дядю Толю, но и на сертифицированное СТО. "Не пренебрегайте рекомендациями производителя и используйте качественные запчасти для техобслуживания. Гибриды могут служить вам и 10, и 20 лет и сотни тысяч пробега, при условии ответственного к ним отношения", — резюмирует Толоченко.
ЕСЛИ ДОБАВИТЬ ГАЗ
В погоне за выгодой наши люди не устают изобретать нестандартные решения. К примеру, могут заставить гибридное авто ездить на газу. Сидоренко говорит, что следы установки ГБО сегодня уже можно заметить на некоторых полицейских Toyota Prius. А в интернете услугу установки ГБО на гибрид предлагают сразу на нескольких столичных СТО. "Технически сделать это возможно, — комментирует Жураковский. — Но будет ли реальная экономия? Если мы говорим хотя бы о четвертом поколении газобалонной системы, то двигатель в любом случае запускается на бензине и прогревается до 40—50 градусов. Только потом происходит переход на газ. А теперь давайте проиграем этот цикл на гибридном авто в режиме городской езды. Вы едете в час пик от светофора к светофору только на электрике. Это продолжается до тех пор, пока аккумулятор не разрядится до определенного уровня. Чтобы его подзарядить, на 5—7 минут запускается двигатель. Работает на бензине, так как газ еще холодный. Если мы едем по трассе, спустя эти 5—7 минут включится газ и начнется экономия. Но в городе вы остановитесь на новом светофоре, и опять заработает батарея. До газа дело либо не дойдет вообще, либо он запустится на очень короткое время. Проще говоря, в городе мы будем палить бензина больше, чем расходовать газа".