Чего стоит ожидать от системы автофиксации нарушений ПДД
15.01.2017 р. в 08:07, hyser
Камеры гораздо эффективнее полицейского: пока он оформляет протокол (что занимает 15-20 минут), может не заметить еще десяток нарушителей.
Мировая практика давно показала, что система автофиксации нарушений ПДД способна эффективно дисциплинировать водителей и снижать аварийность. При этом в Украине ситуация с безопасностью дорожного движения уже долгие годы оставляет желать лучшего и, что самое неприятное, с каждым годом продолжает ухудшаться.
Так, согласно статистике Управления безопасности дорожного движения, ежегодно в Украине на автодорогах гибнет около 4 тыс. человек и более 30 тыс. получают травмы. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) уровень смертности от дорожных аварий в Украине составляет 12 человек на 100 тыс. населения, что более чем вдвое превышает средний показатель стран Европейского Союза. В 2016 году ситуация с аварийностью усугубилась: за 11 месяцев произошло более 138 тыс. ДТП, что на 16 % больше, чем за аналогичный период 2015 года!
Важно отметить, что нынешнее состояние безопасности на дорогах Украины схоже с тем, которое переживали страны Европы в 80-е годы. Например, в Германии уровень смертности от ДТП был еще выше, чем в Украине: на 100 тысяч населения в авариях погибали 18-20 человек. Сегодня в Германии, равно как и в Нидерландах, Британии и Франции при уровне автомобилизации 700-800 авто на 1000 человек погибает всего 4-5 человек на 100 тыс. населения.
На подобное сокращение аварийности в европейских странах повлиял целый комплекс определенных мер: улучшение дорожной инфраструктуры, качественное управление безопасностью дорожного движения, обеспечение своевременной медицинской помощи пострадавшим в ДТП, регулярное проведение профилактической и разъяснительной работы, внедрение эффективного законодательства в этой сфере, повышение штрафов и обеспечение неотвратимости наказания за нарушения ПДД. Весомую роль также сыграла вышеупомянутая установка камер видеонаблюдения за дорожным движением и автоматическая фиксация нарушений.
Все эти меры нужно внедрять и в нашей стране. Хотя, учитывая постоянно растущую аварийность, сегодня может кардинально повлиять на повышение безопасности в Украине именно внедрение автофиксации.
Автофиксация нарушает нормы нашей конституции, но подобный принцип успешно используется за рубежом
Важно отметить, что на законодательном уровне система автофиксации нарушений ПДД была введена в Украине еще осенью 2015 года (принят соответствующий закон №596-VIII). С того времени уже прошло больше года, однако она так и не заработала. Причина: принятое законодательство несовершенно и противоречит решению № 23-рп/2010 Конституционного Суда Украины, который еще в 2010 году отменил применение автоматической фиксации нарушений ПДД, поскольку оно противоречит конституционным нормам.
Ведь по закону к ответственности по-прежнему привлекается владелец транспортного средства, а не лицо, совершившее правонарушение. А это нарушает презумпцию невиновности, норму ст. 61 Конституции (юридическая ответственность носит индивидуальный характер) и нормы Кодекса об административных правонарушениях, согласно которым административную ответственность несет именно физическое лицо. Для устранения действующих противоречий был подготовлен законопроект №5314, который сейчас находится на рассмотрении в профильных комитетах Верховной Рады.
Впрочем, не только в этом причина задержки внедрения автофиксации. До сих пор не приняты и необходимые сопроводительные акты: технические требования к системе и порядок ее функционирования, положение об автоматизированной обработке данных, межведомственные приказы об обмене информацией и т.д.
В то же время система автофиксации нарушений давно и широко используется в большинстве цивилизованных стран, а ее эффективность доказана на практике. Бдительные камеры видеонаблюдения беспристрастно фиксируют превышения скорости и ряд других нарушений правил движения, невзирая на престижность автомобиля, статус и положение в обществе его водителя.
А еще камеры гораздо эффективнее полицейского: пока он оформляет протокол (что занимает 15-20 минут), может не заметить еще десяток нарушителей. При этом радар засечет всех! Более того, автофиксация давно применяются даже в странах СНГ: Белоруссии, Казахстане, Молдове и России. Обидно, что в этом вопросе Украина оказалась в аутсайдерах.
Применение этих средств контроля за соблюдением водителями дорожных правил, в том числе и скоростных режимов, позитивно влияет на повышение безопасности движения. В частности, как показал европейский опыт, введение такой практики способно сократить аварийность на автодорогах на 30%. Подобные цифры озвучивают и наши соседи. К примеру, с момента введения в Белоруси автофиксации нарушений (с 2012 года) по данным местной ГАИ аварийность в стране снизилась на 20-30%. Всего на белорусских дорогах установлено более 250 приборов автофиксации нарушений. Проект запуска системы в действие реализован на основе государственно-частного партнерства, где инвестором выступила австрийская компания.
При этом в странах ЕС практикуют комплексный подход к решению проблемы превышения скорости: прибегая не только к массовому контролю лимитов, о котором мы наслышаны, но и к широкой профилактической работе. Так, участников движения информируют об опасности, которую несет в себе даже незначительное несоблюдение установленных лимитов, с помощью социальной рекламы, бигбордов, листовок и т.д. К примеру, в Германии и Франции о проведении рейдов на лихачей-водителей оповещают по радио и в Интернете.
Перед началом участка магистрали, где установлены камеры, всегда есть предупреждающие знаки или соответствующие электронные табло. На автомобильных картах и в навигационных системах часто отмечают стационарные радары. В городской черте нередко встречаются так называемые холостые радары, которые выводят скорость авто на электронное табло над дорогой в зависимости от того, зафиксировано ли превышение, рядом с цифрой также появляется грустный или веселый смайлик. Используют и «умные» светофоры: если радар фиксирует высокую скорость, то следующий за ним светофор включает красный свет, чтобы присмирить резвого водителя.
Учитывая европейскую практику, в Украине также нужно активнее проводить профилактическую работу, в том числе и по соблюдению скоростных лимитов. Ведь по данным отечественной полиции превышение скорости движения – одна из самых распространенных причин ДТП в Украине (впрочем, как и во всем мире).
А пока наши народные избранники пытаются устранить законодательные несоответствия, связанные с внедрением в Украине автофиксации, Министерство инфраструктуры решило прибегнуть к использованию профилактической работы по предупреждению превышений скорости.
В частности, в рамках проекта технической помощи от ЕС «Модернизация и повышение безопасности дорожной сети в Украине» впервые для нашей страны была разработана комплексная социальная компания по безопасности дорожного движения. Очень убедительно выглядит ряд видеороликов на тему «Не гони ко мне! Сохрани свою жизнь!», которые как раз пропагандируют соблюдение скорости движения.
Их герои (спасатель МЧС, медицинский сотрудник и работник похоронного бюро) очень трогательно и эмоционально рассказывают о своих чувствах к участникам ДТП, просят не превышать скорость и не спешить к ним на последнюю встречу.