Из-за чего происходит перерасход топлива у автомобиля и как его избежать

Из-за чего происходит перерасход топлива у автомобиля и как его избежать

25.02.2017 г. в 12:31, segodnya

К нездоровому аппетиту авто приводят неполадки в авто, перегруз и плохое топливо.

С начала года ценники на АЗС "потяжелели" в среднем на 55 копеек. Прогнозы экспертов неутешительные: горючее для авто продолжит дорожать. К лету стоимость популярного 95-го может перевалить за 30 грн, примерно столько же будет стоить премиальный дизель. Все зависит от цены нефти и курса гривни. "При условии, что нефть будет стоить $65—70 за баррель, а гривня ослабнет хотя бы на 5% — ценники на АЗС могут дойти до 30 грн за литр бензина", — полагает член набсовета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук. "Прокормить" железного коня уже и сейчас накладно, поэтому автовладельцы начали обращать больше внимания на расход топлива. Кто-то сравнивает аппетит своего авто с паспортным расходом, кто-то советуется с хозяевами аналогичных машин, кто-то спешит на СТО, подозревая неполадки под капотом. На самом деле первой причиной прожорливости авто эксперты называют качество "корма", то есть топлива. На втором месте — манера вождения, на третьем — режим езды. В совокупности эти факторы могут сделать расход топлива на 40—60% выше, чем у соседа на таком же авто.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ АВТО "ЕСТ" БОЛЬШЕ: ОПРЕДЕЛЯЕМ РАСХОД

Если в один не слишком прекрасный день вы решили, что ваша машина ест больше, чем положено, сначала определитесь, что стало основанием для такого вывода. Некоторые просто натыкаются на цифры паспортного расхода топлива и с ужасом высчитывают разницу. Она может составлять у разных водителей от двух-трех до десяти литров на 100 км пути. Так вот: если речь идет о нескольких литрах — это не основание обвинять автомобиль в прожорливости. "Дело в том, что автопроизводитель делает замеры расхода топлива в идеальных условиях, — поясняет директор СТО "Автокомп Сервис ЛТД" Руслан Кулагин. — На специальном стенде, с помощью автоматики, без водителя, без нагрузок дополнительного оборудования (кондиционер, свет фар), на полностью исправном автомобиле, в который залито эталонное топливо, и в отсутствии сопротивления воздуха. Это делается для того, чтобы полученные результаты могли быть в любой момент подтверждены на аналогичных испытаниях. Эти данные позволяют объективно сравнивать автомобили разных производителей. Но в реальных условиях они не могут быть нормами практического, эксплуатационного расхода".

Также нельзя судить об аппетитах машины на основании резко возросших трат на топливо. Во-первых, цены не стоят на месте. Во-вторых, вы вряд ли заправляете авто одним и тем же топливом на одной и той же АЗС из одного и того же пистолета. Чтобы сделать какие-то выводы, нужно предельно точно определить расход топлива в автомобиле. Для этого может понадобиться несколько дней. "Алгоритм действий таков, — советует Кулагин. — Заливаем на заправке до 1-й отсечки пистолета полный бак. Обнуляем одометр и накатываем 100 км и более (чем больше км, тем точнее результат). Фиксируем данный пробег. На той же заправке, желательно тем же пистолетом, заливаем до 1-й отсечки полный бак топлива и фиксируем, сколько литров вошло. Делим количество зафиксированных литров на точный пробег по одометру, умножаем на 100 — и получаем реальный расход топлива вашего автомобиля на 100 км пробега".

"Обычно рост расхода начинается с 5—7%, которые в бытовых условиях своевременно заметить практически невозможно, — отмечает автор Методики экономичного вождения легкового автомобиля Андрей Сидоренко. — Повод задуматься возникает, если есть отличие более 10%". При этом отличие должно быть от предыдущих ваших же показателей, а не от цифр из форумов в интернете. Играет роль даже то, какой период вы выбираете для сравнения. "Существует такое понятие, как естественный износ авто, который может давать расход на 1—2 литра больше. Это неизбежный процесс: машина с пробегом в 70 тыс. км будет потреблять меньше, чем после 150 тыс. км", — подчеркивает директор СТО "КарСервис" Владимир Мельник. Во всем остальном факторы, которые влияют на перерасход топлива, можно разделить на субъективные ("человеческие") и объективные ("технические"). Прежде чем тратить деньги на автосервис, стоит попробовать повлиять на то, что подвластно именно вам.

БЫСТРЕЕ ЕДЕШЬ — БОЛЬШЕ ТРАТИШЬ

Первым номером в списке субъективных факторов, которые влияют на аппетит "коня", эксперты называют стиль вождения: по словам Сидоренко, нерациональная манера езды может добавить к расходу топлива 20—25%. А Мельник считает, что перерасход у лихачей может достигать 40% и более: "Сравните водителя на служебной машине, который заинтересован экономить бензин, и молодежь, которая уходит из-под светофора с визгом резины. Если вы нацелены на экономию топлива — забудьте об агрессивной езде". Главное правило рационального вождения — отсутствие резких движений на дороге. Сбавьте скорость (60 км/ч вместо 90 сэкономят 1,5 литра бензина на 100 км). Сохраняйте равномерность движения ("метания" по дороге в поисках лучшего места сжигают на 15—20% больше топлива). "Старайтесь не срывать машину с места, а разгонять в том режиме, где у двигателя максимальный КПД. А тормозить лучше двигателем. Любое торможение кроме аварийного — свидетельство неправильного выбора скорости", — рекомендует Сидоренко. В общем, активнее едем — больше тратим.

ПЕРЕГРУЗКА. Вторая причина перерасхода заключается в перегрузе авто. Бокс на крыше (даже самый аэродинамический), сменная резина в багажнике и кладовка вместо салона — подсчитано, что каждые 45 кг дополнительного веса в машине увеличивают расход топлива на 2%. А всякие "накрышные" установки еще и ухудшают аэродинамику.

МЕНЬШЕ ЭЛЕКТРОНИКИ. Свою, пусть и небольшую, долю вносит привычка на полную катушку использовать в машине электронику. Например, постоянная работа климатической системы увеличивает аппетит авто на 1,5 л в час. "Не двигайтесь со включенным кондиционером и при этом открытыми окнами, не включайте свет фар в дневное время суток, не тратьте больше пяти минут на прогрев двигателя. Но, в то же время, не забывайте его прогревать", — перечисляет Кулагин.

МАРШРУТ ПО ПЛАНУ. Также много зависит от режима движения. "Если один и тот же километраж преодолеть по свободной трассе и пробкам — расход топлива будет отличаться в 1,5—3 раза", — говорит Мельник. Выход в этом случае лишь один — планируйте маршрут. Подбирайте оптимальное время и выбирайте менее загруженные дороги, чтобы если не избежать заторов, то провести в них как можно меньше времени. Также делайте скидку на погодные условия: зимой топлива всегда тратится больше, чем летом. "Обстоятельный" прогрев авто плюс постоянный обогрев салона, пробуксовка на льду, "маневры" на снежной каше — это может увеличивать зимние затраты горючего на 20—50% в зависимости от активности использования автомобиля. Конечно, повлиять на погодные условия вы не в силах. Однако, если дороги обледенели, а выезды замело сугробами — стоит оставить машину дома.

"МУСОР" В БАКЕ: МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ ПО ЗАПАХУ

Очень существенно на расход топлива в машине влияет непосредственно само топливо. Если вы привыкли заправляться где попало — будьте готовы к скачкам автомобильного аппетита. Дело здесь не столько в недоливах, которые на нынешних автозаправках встречаются все реже. Проблема — в некачественном топливе, которое как раз и является основой заработка на некоторых АЗС. "Продавать качественный бензин в нашей стране законодательно невыгодно, — говорит Сидоренко. — По ДСТУ, плотность бензина 95-евро лежит в пределах 720—775 кг/ куб. м. Таким образом, из одной тонны бензина в первом случае получается 1389 литров, а во втором — 1290 литров. Почти 100 литров разницы на тонне только лишь за счет манипуляций с плотностью! Украинские сети АЗС стремятся импортировать как можно более качественное топливо, в которое потом добавляют газоконденсат или любые другие углеводороды. А разницу в октановом числе можно компенсировать присадками".

В то же время плотность бензина прямо пропорциональна удельной теплоте сгорания. Чем ниже плотность, тем ниже теплота сгорания и тем меньше на таком топливе проедет автомобиль. Поэтому в нашей стране так распространена ситуация, когда на полном баке из разных заправок машина может проехать по той же дороге меньше на 100 км. Что делать в этой ситуации — методом проб и ошибок выбрать одну или две заправки с более-менее качественным продуктом и стараться пополнять запасы топлива только там. А чтобы определить качество бензина, нужно в прямом смысле слова довериться своему нюху. "Когда вы заводите автомобиль утром и чувствуете в выхлопных газах явный запах ацетона или нафталина — это означает, что в бензине есть примесь газового конденсата", — акцентирует Сидоренко.

Мало того, что "бодяжное" топливо расходуется быстрее, — при регулярном использовании оно становится причиной технических неисправностей в двигателе авто, которые влекут за собой еще больший перерасход, уже независимо от качества залитого бензина или дизеля. "Очень часто из-за качества украинского топлива засоряются форсунки. При этом из-за неравномерного наполнения цилиндров топливом возрастает расход. Также на нашем топливе намного раньше выходят из строя свечи зажигания, — приводит примеры Сидоренко. — Кстати, зачастую к повышенному расходу бензина ведет использование газа. Поскольку газ и бензин имеют разную температуру воспламенения, водители часто используют в таких двигателях свечи, которые плохо подходят для запуска и прогрева двигателя, осуществляемых на бензине".

КАКИЕ НЕИСПРАВНОСТИ ПРИВОДЯТ К ПЕРЕРАСХОДУ ТОПЛИВА

Прожорливость машины, связанная с техническими факторами, тоже в первую очередь вина автовладельца. Например, кто помнит, что нужно регулярно (раз в месяц, а зимой — раз в две недели) проверять давление в шинах? А ведь делать это можно самому (причем не пнув колесо ногой, а при помощи манометра). Недостаточное давление в шинах увеличивает расход топлива до 10%. Такой же процент перерасхода дает неотрегулированное развал-схождение: машину заносит на дороге, управляемость падает, количество маневров растет. А регулярная замена воздушного фильтра на наших пыльных дорогах — это вообще вопрос насущной необходимости. "Пока автомобиль находится на гарантийном обслуживании, водители заезжают на сервис каждые 7—10 тыс. км, — отмечает Мельник. — Как только "гарантийка" закончилась — визиты становятся все реже. Авто 2004—2007 годов выпуска сегодня просто "убиваются" своими владельцами: они ездят, пока не остановится".

Если говорить о техническом состоянии автомобиля, главное правило топливной экономии заключается в его своевременном и регулярном обслуживании. Не стоит экономить на замене технических жидкостей или расходных запчастей, при этом все они в идеале должны соответствовать рекомендациям завода-изготовителя. Например, слишком вязкое (конкретно для вашей марки авто) масло приведет в потере мощности и к быстрому износу двигателя. Расход топлива при этом, кстати, тоже растет. "На самом деле в авто все элементы конструкции влияют на расход топлива, начиная от правильного давления в шинах и состояния воздушного фильтра и заканчивая ошибочными показаниями датчика температуры охлаждающей жидкости или датчика потока воздуха во впускном коллекторе. Иногда достаточно подкачать шины, но бывает и так, что проблему перерасхода топлива нужно решать поэтапно из-за комплекса причин", — подчеркивает Кулагин.

К причинам нездорового аппетита авто, которые трудно определить на глаз, относится целый перечень неполадок. "Например, неисправность в электронной системе управления двигателем: датчик температуры охлаждающей жидкости, датчик положения дроссельной заслонки, датчик разряжения воздуха во впускном коллекторе, датчик скорости потока воздуха во впускном коллекторе, кислородные датчики, клапан EGR, клапан холостого хода, — перечисляет Кулагин. — Неисправность топливной системы (форсунки, топливный насос, регулятор давления топлива, топливный фильтр), выход из строя катализатора, температурный режим работы двигателя; проблемы ходовой и тормозной частей авто (клинят тормозные суппорты, перетянуты или клинят ступичные подшипники). Неисправность автоматической или механической трансмиссии, неполадки двигателя (износ цилиндро-поршневой группы, газораспределительного механизма, кривошипно-шатунного механизма). По "техническим" факторам расход топлива может увеличиваться до 50%, но решать проблему нужно с помощью автосервиса, дабы не навредить автомобилю еще больше".

Интересные автостатьи

Новое исследование: Сколько денег «застряло» в автомобильных пробках Согласно данным нового исследования Центра экономических и бизнес-исследований (CEBR) и INRIX в США и Европе, загруженность дорог стоила экономике США 124 млрд. долл. США. И это показатели 2013 года. Ожидается, что к 2030 году эта цифра возрастет до 186 млрд. долл. США, считают американские аналитики трафика в режиме реального времени.
5 винтажных кабриолетов, которые можно купить дешевле, чем за $10 000 Настала пора сделать то, о чем давно мечтали — сжечь последнюю оставшуюся пару шорт и купить винтажный кабриолет. Наша проблема в том, что мы были воспитаны в фантазиях о маслкарах и Ferrari Daytona, и не знаем, как найти нечто веселое, доступное и неожиданное. Особенно, если бюджет ограничен.
6 вариантов дизайна классической Mini в стиле других автопроизводителей Когда сэр Алек Иссигонис (Alec Issigonis) в 1959 году разработал для British Motor Company автомобиль Mini, который изначально назывался Morris Mini Minor, его дизайн был разработан из принципа максимальной экономи, но он превратился в, возможно, самый знаковый двухдверный автомобиль, который попадал на дороги или раллийные трассы во всем мире.
5 вещей, которые узнаешь, используя гоночный автомобиль в повседневной жизни Что происходит с автомобилем, когда это не день гонки? Подавляющее большинство гонщиков доставляют свои авто на прицепах, и в этом есть смысл. Ко многим трекам путь не близкий, да и с собой нужно взять много инструментов и снаряжения.
Как экономная езда на низких оборотах приближает капитальный ремонт Подавляющее большинство автолюбителей ошибочно предполагает, что чем ниже обороты двигателя, тем выгодней становится поездка, так как падает расход топлива. На самом деле, частая эксплуатация автомобиля в таком режиме может лишь, увеличить износ мотора. Почему это происходит и зачем на тахометре нужны цифры выше 3 тыс. оборотов в минуту?
Зачем на самом деле британцам и японцам руль справа Примерно 35% всех автомобилей мира выпускается с правым рулем. Главным образом, в этом «виновата» Индия, где огромное количество автомобилей. Из списка самых известных стран с левосторонним движением сразу вспоминаются Великобритания, Япония, Австралия, Сингапур и, разумеется, Индия. Но в большинстве стран мира принят правосторонний порядок движения. Так когда же мир разделился на две части и почему это произошло?
Наглядное объяснение об устройстве японских двигателей VTEC Honda Каждый автолюбитель наверняка слышал термин «VTEC», но далеко не каждый знает что он означает в автопромышленности. В этой статье подробно описано устройство этого типа двигателей, которые производит компания Honda.
Как выглядела камера заднего вида в автомобиле 1972 года выпуска Автомобили Volvo заслужили признание во всем мире благодаря своему заслуженному званию самого безопасного автомобиля. И не зря — компания на протяжении десятилетий трудилась над нововведениями, которые бы существенно снизили риск аварий и минимизировали повреждения в случае ДТП.
Как пригнать малолитражку из ЕС и сколько это стоит На авторынок вновь вернулись перегонщики автомобилей (как в 90-х), правда, теперь они возят не десятилетние BMW, а предлагают поставки малолитражек (с объемом двигателя до 1 л), за услуги берут 900–1500 евро. «Малыши» в данный момент уже заняли 11% б/у рынка.
Можно ли ремонтировать дороги при плохой погоде? Ежегодно начало «сезона» ремонта дорог начинается в период ливней и ухудшения погодных условий. Общество уже откровенно подтрунивает над укравтодором за эту традицию. В сети появляются фотографии ремонтников со смешными подписями, негодующие комментарии и критика. Но давайте разберемся насколько критичен ремонт асфальта в непогоду?
Легендарный автомобиль Бонни и Клайда: За что знаменитая пара гангстеров полюбила Форд V-8 Мистер и миссис Уоррен, проживавшие по адресу Габлер-стрит 2107 искали новую машину. В начале 1934 года супружеская пара из Топеки, штат Канзас, отправилась в компанию Mosby-Mack Motor Company, чтобы ознакомиться с актуальными предлагаемыми автомобилями. Они быстро остановили свой выбор на 1934 Ford DeLuxe Fordor, который сразу привлек их внимание.
Лучшие забытые автомобильные погони в истории кино Автомобильные погони стали частью фильмов на рубеже 20-го века. Большинство погонь уже клише и мало чем отличаются друг от друга. Но в нашей сегодняшней подборке действительно лучшие сцены с автомобильными погонями, в которых водители демонстрируют мастерское управление автомобилем.

Больше новостей