Защищаемся от ям на дороге: как постоять за себя перед дорожными службами

Защищаемся от ям на дороге: как постоять за себя перед дорожными службами

01.03.2017 г. в 11:35, Владимир Караваев, правозащитник

С наступлением весны вопрос дорожных ям становится болезненно-актуальным. Несчастный наш водитель... Ему надо иметь не одну пару глаз, чтобы правильно ориентироваться на дороге, да ещё выполнять требования дорожной разметки и знаков.

В то же время, водитель не знает, на что обращать внимание в первую очередь - на знаки или дорожные ямы? Выбирает ямы, потому что ремонт ходовой стоит дороже штрафов.

У полицейских, обеспечивающих безопасность дорожного движения, тоже есть выбор. Кого сделать виновником дорожного происшествия - водителя, влетевшего в яму, или собственника дороги, отвечающего за её соответствие требованиям безопасности движения?

Выбор, как правило, падает на водителя. В протокол вписывается стандартная фраза о невыполнении требований пункта 12.1. ПДД, обязывающего к выбору скорости с учётом дорожной обстановки, или пункта 12.3., требующего уменьшения скорости вплоть до остановки при возникновении опасности для движения.

Сразу хочу заметить, подобные формулировки не всегда соответствуют действительности. В Правилах чётко сказано, что обязанность по снижению скорости вплоть до остановки возникает лишь в случае возникновения опасности для движения или препятствия, которую водитель способен объективно обнаружить. Вот именно на эту особенность некоторые сотрудники правоохранительных органов закрывают глаза. Они не могут или не хотят давать объективную оценку ситуации.

Иного мнения придерживаются представители судебной власти. Своим постановлением от 23.12.2005 года №14 Пленум Верховного Суда Украины определил:

- Общественно опасные деяния, предусмотренные статьёй 288 Уголовного кодекса, заключаются: в нарушении правил, норм и стандартов при строительстве, реконструкции, ремонте или содержании дорог, улиц, железнодорожных переездов, иных дорожных сооружений (к примеру, отключение уличного освещения в тёмное время суток); предоставлении разрешения на эксплуатацию участка дороги с плохим покрытием; неустановлении заградительных средств и предупреждающих знаков на месте проведения дорожных работ; несвоевременном осмотре дорог, улиц, железнодорожных переездов, других дорожных сооружений на предмет соответствия их состояния требованию безопасности дорожного движения и т.д.).

Субъектом преступления могут быть лица, выполняющие такие работы или ответственные за их проведение: руководители дорожно-эксплуатационных предприятий, их подчинённые, наделённые полномочиями по соблюдению соответствующих правил, норм и стандартов, и рядовые рабочие указанных предприятий; инспекторы безопасности движения; прорабы, мастера, другие лица, управляющие проведением дорожных работ или работ в пределах проезжей части; тому подобное.

Упомянутая статья 288 Уголовного кодекса гласит:

- Нарушение правил, норм и стандартов, касающихся безопасности дорожного движения, совершенное лицом, ответственным за строительство, реконструкцию, ремонт или содержание автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, других дорожных сооружений, или лицом, исполняющим такие работы, если это нарушение повлекло средней тяжести телесное повреждение, тяжкое телесное повреждение или смерть, - предусматривает наложение штрафа в размере 3400-8500 грн. или исправительные работы на срок до двух лет, или ограничение свободы на срок до пяти лет, или лишение свободы на срок до пяти лет.

Уголовный кодекс дополняется санкциями статьи 140 Кодекса об админправонарушениях.

- Нарушение правил, норм и стандартов, касающихся обеспечения безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог, железнодорожных переездов, других дорожных сооружений, непринятие мер по своевременному запрету или ограничению движения при возникновении условий, угрожающих безопасности движения, или непринятие своевременных мер к восстановлению безопасных условий для движения, - влекут наложение штрафа на должностных лиц в размере 1020 грн.

- Нарушение нормативов по оборудованию на автомобильных дорогах, улицах, железнодорожных переездах мест: производства работ, оставления дорожных машин, строительных материалов, конструкций и т.п., а так же неустранение после окончания работ препятствий и неприведение автомобильной дороги, улицы, железнодорожного переезда в состояние, гарантирующее беспрепятственное и безопасное движение транспортных средств и пешеходов, - влекут наложение штрафа на граждан в размере 510 грн. и на должностных лиц, граждан - субъектов хозяйственной деятельности - в размере 1020 грн.

- Перечисленные выше нарушения, повлёкшие создание аварийной обстановки или повреждение транспортных средств, грузов, автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, дорожных сооружений или другого имущества, - влекут наложение штрафа на граждан в размере 1020 грн. и наложение штрафа на должностных лиц, граждан - субъектов хозяйственной деятельности в размере 850 грн. или административный арест на срок от пяти до десяти суток.

Как видим, законодательством предусмотрены серьёзные санкции к дорожникам за нарушение нашего права на безопасные и комфортные условия дорожного движения. Мы же обладаем правом на возмещение убытков, причинённых вследствие несоответствия состояния автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов требованиям безопасности движения, гарантированным статьёй 14 Закона "О дорожном движении".

Как же реализовать эти права на практике, может ли водитель требовать компенсацию от дорожных служб, если транспортному средству нанесён ущерб в результате непредвиденной встречи с дорожной ямой?

Сразу отвечу - можно! Но вначале расскажу о требованиях упомянутых в Кодексах стандартов.

Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, наплывов или иных деформаций, затрудняющих движение транспортных средств, - таковы требования национального стандарта ДСТУ 3587-97.

Предельно допустимые нормы повреждения дороги в весеннее время года должны соответствовать следующему требованию - общая площадь дорожных ям на 100 тыс. кв. метров дороги - не более 1,5-7,0 кв. метра, глубина ямы не более 4-6 см в зависимости от категории дороги. Сроки ликвидации дорожных ям - от 5 до 10 суток с момента обнаружения.

А теперь о последовательности действий водителя.

Если ваше транспортное средство получило повреждение в результате попадания в дорожную яму, что по сути является дорожно-транспортным происшествием, то первое, что нужно сделать - вызвать полицию для оформления материалов дела - уголовного или административного, в зависимости от последствий аварии. Получение участником дорожного происшествия телесных повреждений средних или тяжких, равно как и его смерть - уголовное дело, повреждение транспортного средства - административное.

В момент вызова полиции на место происшествия обязательно укажите, что по вашей оценке причиной ДТП послужила дорожная яма (или иная причина). Потребуйте присутствия представителя дорожно-эксплуатационной службы.

ПОМНИТЕ, в соответствии с требованиями абзаца шестого пункта одиннадцатого "Единых правил ремонта и содержания автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, правил пользования ими и охраны", утверждённых постановлением Кабинета Министров от 30.03.1994 года №198 (с изменениями до 21.02.2007), дорожно-эксплуатационные организации обязаны вместе с представителями правоохранительных органов, отвечающих за обеспечение безопасности дорожного движения, принимать участие в осмотре места дорожно-транспортных происшествий с целью оценки дорожных условий, при которых оно произошло, и устранения выявленных недостатков.

До момента прибытия полиции на место ДТП время не теряйте - фиксируйте всеми доступными методами мельчайшие подробности дорожной обстановки: состояние дорожной разметки и знаков, дорожного покрытия; наличие или отсутствие упредительных ограждений в районе дорожной ямы, размеры самой ямы и уровень её видимости; обзорность дороги, степень освещённости и так далее. Используйте для фиксации фото- или видеовозможности своих мобильных устройств. Не спешите удалять файлы - в ходе следствия может возникнуть вопрос аутентичности доказательств.

При наличии свидетелей составьте в произвольной форме акт осмотра места аварии. Укажите дату и место его составления, список присутствующих свидетелей, их координаты, запишите все увиденное на дороге. Не стесняйтесь привлекать для составления акта случайных прохожих или водителей других транспортных средств. Ведь на вашем месте мог оказаться каждый из них.

ПОМНИТЕ, получив информацию от полиции о вызове своего представителя к месту дорожно-транспортного происшествия, представители дорожников оперативно предпримут меры для устранения недостатков на дороге. В случае отсутствия надлежащих доказательств, они уйдут от ответственности, переложив вину на водителя!

В результате ваших стараний, после приезда полиции к месту ДТП, вы можете получить два варианта развития событий.

Желаемый вариант - доказательная база вины дорожников вами собрана, представлена полицейскому и он начинает выносить постановление по статье 140 Кодекса об административных правонарушениях. Виновником происшествия признан представитель дорожно-эксплуатационной службы, что открывает возможности пострадавшему водителю для обращения в суд с иском о возмещении материальных убытков.

Нежелательный вариант - вы ничего не сделали для сбора доказательной базы, и не смогли убедить полицейского в отсутствии объективных причин, по которым не была снижена скорость перед дорожной ямой. Тогда пеняйте на себя. Протокол по 124 статье Кодекса за совершение дорожно-транспортного происшествия будет составлен на вас, а суд в дальнейшем будет решать вопрос о наложении штрафа или лишении права управления транспортными средствами, дабы впредь вы более уважительно относились к дорожным ямам!

А что будет, если представитель дорожно-эксплуатационной службы не приехал к месту ДТП, вследствие чего полицейский не смог составить протокол по 140-й? Ничего страшного, сделать он это сможет и позже. Главное, чтобы в оформленных материалах ДТП были чётко зафиксированы доказательства отсутствия вины водителя.

А что будет, если несмотря на наличие таких доказательств полицейский все-таки признал виновником водителя? Опять же ничего страшного. Материалы дела будут переданы в суд, который с учётом всех обстоятельств может изменить статус водителя с обвиняемого на пострадавшего. Только в этом случае помимо компенсации дорожников за разбитую на ямах подвеску автомобиля, вы сможете потребовать и возмещения ущерба, причинённого незаконным решением сотрудника полиции, включая моральный.

И в заключение темы. Достаточно часто полиция жалуется на безэффективность привлечения дорожников к ответственности. Мол прикрываются статьёй 13 Закона "Об автомобильных дорогах", в которой сказано, что орган государственного управления автомобильными дорогами общего пользования отвечает за состояние автомобильных дорог в соответствии с действующими нормами и финансированием. Вот и приносят дорожники в судебное заседание бухгалтерские выписки, свидетельствующие об отсутствии денег на содержание дорог. Нет финансирования - нет ответственности, примерно так рассуждают суды, вынося оправдательный приговор.

На это хочу заметить, что указанная статья Закона распространяет своё действие исключительно на орган государственного управления автомобильными дорогами общего пользования, коим является Государственное агентство автомобильных дорог - Укравтодор, отвечающий за состояние дорог государственного значения. Перечень таких дорог содержится в постановлении Кабинета Министров от 16.09.2015 года № 712, и с этими дорогами проблем меньше.

В самом ужасном состоянии всегда находятся дороги местного значения, находящиеся в ведении органов местного самоуправления и принадлежащие им на правах коммунальной собственности. В отношении таких дорог нормы статьи 13 упомянутого Закона не приемлемы, поскольку в данном случае действуют нормы статьи 21, не устанавливающей взаимосвязь между качеством дороги и объёмом финансирования. И в данном случае прикрыть дорожную яму, равно как и свою преступную бездеятельность, бухгалтерской бумажкой не удастся!

Интересные автостатьи

Новое исследование: Сколько денег «застряло» в автомобильных пробках Согласно данным нового исследования Центра экономических и бизнес-исследований (CEBR) и INRIX в США и Европе, загруженность дорог стоила экономике США 124 млрд. долл. США. И это показатели 2013 года. Ожидается, что к 2030 году эта цифра возрастет до 186 млрд. долл. США, считают американские аналитики трафика в режиме реального времени.
5 винтажных кабриолетов, которые можно купить дешевле, чем за $10 000 Настала пора сделать то, о чем давно мечтали — сжечь последнюю оставшуюся пару шорт и купить винтажный кабриолет. Наша проблема в том, что мы были воспитаны в фантазиях о маслкарах и Ferrari Daytona, и не знаем, как найти нечто веселое, доступное и неожиданное. Особенно, если бюджет ограничен.
6 вариантов дизайна классической Mini в стиле других автопроизводителей Когда сэр Алек Иссигонис (Alec Issigonis) в 1959 году разработал для British Motor Company автомобиль Mini, который изначально назывался Morris Mini Minor, его дизайн был разработан из принципа максимальной экономи, но он превратился в, возможно, самый знаковый двухдверный автомобиль, который попадал на дороги или раллийные трассы во всем мире.
5 вещей, которые узнаешь, используя гоночный автомобиль в повседневной жизни Что происходит с автомобилем, когда это не день гонки? Подавляющее большинство гонщиков доставляют свои авто на прицепах, и в этом есть смысл. Ко многим трекам путь не близкий, да и с собой нужно взять много инструментов и снаряжения.
Как экономная езда на низких оборотах приближает капитальный ремонт Подавляющее большинство автолюбителей ошибочно предполагает, что чем ниже обороты двигателя, тем выгодней становится поездка, так как падает расход топлива. На самом деле, частая эксплуатация автомобиля в таком режиме может лишь, увеличить износ мотора. Почему это происходит и зачем на тахометре нужны цифры выше 3 тыс. оборотов в минуту?
Зачем на самом деле британцам и японцам руль справа Примерно 35% всех автомобилей мира выпускается с правым рулем. Главным образом, в этом «виновата» Индия, где огромное количество автомобилей. Из списка самых известных стран с левосторонним движением сразу вспоминаются Великобритания, Япония, Австралия, Сингапур и, разумеется, Индия. Но в большинстве стран мира принят правосторонний порядок движения. Так когда же мир разделился на две части и почему это произошло?
Наглядное объяснение об устройстве японских двигателей VTEC Honda Каждый автолюбитель наверняка слышал термин «VTEC», но далеко не каждый знает что он означает в автопромышленности. В этой статье подробно описано устройство этого типа двигателей, которые производит компания Honda.
Как выглядела камера заднего вида в автомобиле 1972 года выпуска Автомобили Volvo заслужили признание во всем мире благодаря своему заслуженному званию самого безопасного автомобиля. И не зря — компания на протяжении десятилетий трудилась над нововведениями, которые бы существенно снизили риск аварий и минимизировали повреждения в случае ДТП.
Как пригнать малолитражку из ЕС и сколько это стоит На авторынок вновь вернулись перегонщики автомобилей (как в 90-х), правда, теперь они возят не десятилетние BMW, а предлагают поставки малолитражек (с объемом двигателя до 1 л), за услуги берут 900–1500 евро. «Малыши» в данный момент уже заняли 11% б/у рынка.
Можно ли ремонтировать дороги при плохой погоде? Ежегодно начало «сезона» ремонта дорог начинается в период ливней и ухудшения погодных условий. Общество уже откровенно подтрунивает над укравтодором за эту традицию. В сети появляются фотографии ремонтников со смешными подписями, негодующие комментарии и критика. Но давайте разберемся насколько критичен ремонт асфальта в непогоду?
Легендарный автомобиль Бонни и Клайда: За что знаменитая пара гангстеров полюбила Форд V-8 Мистер и миссис Уоррен, проживавшие по адресу Габлер-стрит 2107 искали новую машину. В начале 1934 года супружеская пара из Топеки, штат Канзас, отправилась в компанию Mosby-Mack Motor Company, чтобы ознакомиться с актуальными предлагаемыми автомобилями. Они быстро остановили свой выбор на 1934 Ford DeLuxe Fordor, который сразу привлек их внимание.
Лучшие забытые автомобильные погони в истории кино Автомобильные погони стали частью фильмов на рубеже 20-го века. Большинство погонь уже клише и мало чем отличаются друг от друга. Но в нашей сегодняшней подборке действительно лучшие сцены с автомобильными погонями, в которых водители демонстрируют мастерское управление автомобилем.

Больше новостей