58 лет «горбатому» Запорожцу: история легендарного ЗАЗ-965

58 лет «горбатому» Запорожцу: история легендарного ЗАЗ-965

22.11.2018 г. в 19:06, «AvtoVod»

22 ноября 1960 года на запорожском заводе «Коммунар» с конвейера сошел первый ЗАЗ-965. «Горбатый», как его окрестили в народе, стал своего рода легендой.

В 1950-е годы перед автопромышленностью СССР встал вопрос о выпуске компактного автомобиля для 2-4 человек, экономичного и простого в обслуживании. Машина должна была занять место модели «Москвич-401», которая к тому времени уже была снята с производства. Изначально разработку «горбатого» проводили на МЗМА — Московском заводе малолитражных автомобилей. Однако к тому моменту все производственные мощности завода были заняты под выпуск более крупной модели «Москвич-402». Поэтому производить машины решили на запорожском заводе «Коммунар».

Решение выглядело не слишком логичным, ведь в Запорожье в то время не имели ни малейшего понятия, как делать автомобили — завод занимался выпуском комбайнов. Тем не менее, «партия сказала надо», а предприятие ответило быстрым перепрофилированием. Правда первые несколько партий были выпущены ограниченной серией и в продажу не поступили, а разошлись по производствам-смежникам.

Конвейерный выпуск и открытая продажа были налажены уже после 1961 года. Стоимость машины составляла 1800 рублей (для сравнения, чуть более крупный Москвич-407 стоил 2500). Но первый «Запорожец» был далеко не сверхдоступным автомобилем: 1800 рублей на тот момент — 20 средних зарплат гражданина СССР.

ZAZ-965
ZAZ-965

На машину был установлен 4-цилиндровый двигатель объемом 0,75 л и мощностью 23 лошадиных силы. Его конструкция, как это странно не прозвучит, была во многом продиктована требованиями военной индустрии: такой же силовой установкой собирались оснащать армейские полноприводные амфибии ЛуАЗ-967. Именно движок называли главным слабым местом «горбатого»: мало того что он был ненадежным, так еще и жутко шумным.

С 1960 по 1969 года было выпущено 322 тысячи машин. «Запор» стал поистине народным автомобилем и даже экспортировался за рубеж: для этих целей была разработана специальная версия 965Э/965АЭ «Ялта» c улучшенной звукоизоляцией и внутренней отделкой. Широкую известность также приобрела «инвалидка» — версия для людей с проблемами опорно-двигательного аппарата. Их было даже две: 965Б для людей с полностью нефункциональными ногами и 965Р для тех, у кого работала одна рука и одна нога. Кроме этого, существовала и праворульная версия «Запорожца», но не для экспорта в Великобританию и конкуренции местному Mini, а для развозки почты.

Праворульный «Запорожец»
Праворульный «Запорожец»

Благодаря заднему приводу и распределению массы «Запорожец» отличался очень хорошей проходимостью. «Там, где пехота не пройдет и бронепоезд не промчится, “Запор” на пузе проползет, и ничего с ним не случится», — так о машине шутили в свое время. Возможности машины хорошо демонстрирует вот это видео: даже когда передние колеса полностью заблокированы глиной, «Запорожец» продолжает ехать.

Для многих советских семей именно «Запорожец» стал первой в жизни машиной. На нем и по городу ездили, и за город выбирались. За свой «игрушечный» вид, дешевизну и конструктивные недостатки он часто становился объектом шуток. «Горбатый» был постоянным героем анекдотов, в которых он сталкивался с 600-м «Мерседесом», боялся собак и позорил всю семью. Но народной любви все же было куда больше: скажите сами, стали бы плохой машине повсюду ставить памятники?

Памятник «горбатому» Запорожцу
Памятник «горбатому» Запорожцу

ЛимуЗАЗ
ЛимуЗАЗ

Небольшие размеры и компактный салон также породили довольно специфическое соревнование — устанавливать рекорды по количеству людей, которые помещаются в автомобиль. Лучший результат пока что установлен в 2007 году — 26 человек (не повторяйте в домашних условиях, пожалуйста!).

Многие «горбатые» на ходу до сих пор. В зависимости от состояния, их стоимость колеблется от «отдам за так» до 5-7 тысяч долларов. Их активно реставрируют и тюнингуют. Если вам хочется милую и винтажную машину, а на Volkswagen Kafer или Citroen 2CV денег нет, то «горбатый» — ваш выбор.

При наличии вдохновения, денег и должной сноровки из него даже джип можно сделать. Вы уже видели, что «Запор» может сделать на плохой дороге, а в такой версии из него просто танк получится!

По материалам auto.mail.ru.

Интересные автостатьи

Редкий прототип суперкара Yamaha из 90-х «уделал» Bugatti Veyron В 1990-х Yamaha хотела создать суперкар, работающий на двигателе Формулы-1. И у них получилось нечто невероятное!
Забавные факты о сделанных на заказ автомобилях Шакила О’нила Шакил О'Нил — бывшая суперзвезда НБА и непреодолимая сила на поле. Помимо баскетбола, он известен своим отличным чувством юмора и довольно диковинным вкусом. Еще одна вещь, благодаря которой его обожают фанаты во всем мире, это его любовь к автомобилям.
«Сюрприз» 2019 года — смерть Kawasaki KLR650 Во-первых, важно отметить, что достоверно неизвестно о смерти KLR. Однако, в автомобильном мире на 100% уверены, что этот мотоцикл не вернется, по крайней мере, в прежней форме.
Каково это управлять Jaguar V12 королевы Великобритании Излюбленный железный конь дворянства, преступников и знаменитостей, XJ был свидетелем самых запутанных моментов современной истории.
Нелюбимый всеми в 1980-х Volvo готовится к возвращению Поскольку седаны 1980-х снова стали пользоваться популярностью среди автомобильных энтузиастов, все же осталась одна забытая модель, которая постепенно переходит в разряд надежной классики. Речь идет о Volvo 440.
Самый первый в мире Porsche: Легендарный Type 64, выживший во Второй мировой войне Аукционный дом Sotheby’s выставит на августовские торги в Монтерее единственный сохранившейся экземпляр самого первого Porsche — Type 64.
С модифицированным AM General M-925 1984 года победа над врагом у обладателя в кармане Этот автомобиль серьезно пугает всеми мыслимыми и немыслимыми способами.
Невероятная история о спрятанной в Антарктиде американской технической легенде «Snow Cruiser» Разработанный для борьбы с опасными условиями Антарктиды в 1939 году, американский «Снежный крейсер» до сих пор не найден и остается одной из величайших легенд истории техники. Но что же пошло не так?
Чудо-автомобиль с Кубы, повергший в шок американских военных В 2003 году береговая охрана США наткнулась на этот самодельный грузовик-амфибию, родом с Кубы. Диковинный автомобиль не на шутку заинтересовал американцев, и они решили выяснить что же перед ними такое!
Самые дорогие и нелепые автомобильные аварии Истории, которые страховой агент рассказывает у костра своим детям, чтобы их напугать.
Новый автомобиль Джеймса Бонда — далеко не то, что мы ожидали Даже 007 не может все время водить лишь Aston Martin.
Tesla продолжает унижать BMW, Audi и Mercedes Ни у кого из вышеназванных автопроизводителей не нашлось прямого ответа Tesla, но это пока.

Больше новостей