58 лет «горбатому» Запорожцу: история легендарного ЗАЗ-965

58 лет «горбатому» Запорожцу: история легендарного ЗАЗ-965

22.11.2018 р. в 19:06, «AvtoVod»

22 ноября 1960 года на запорожском заводе «Коммунар» с конвейера сошел первый ЗАЗ-965. «Горбатый», как его окрестили в народе, стал своего рода легендой.

В 1950-е годы перед автопромышленностью СССР встал вопрос о выпуске компактного автомобиля для 2-4 человек, экономичного и простого в обслуживании. Машина должна была занять место модели «Москвич-401», которая к тому времени уже была снята с производства. Изначально разработку «горбатого» проводили на МЗМА — Московском заводе малолитражных автомобилей. Однако к тому моменту все производственные мощности завода были заняты под выпуск более крупной модели «Москвич-402». Поэтому производить машины решили на запорожском заводе «Коммунар».

Решение выглядело не слишком логичным, ведь в Запорожье в то время не имели ни малейшего понятия, как делать автомобили — завод занимался выпуском комбайнов. Тем не менее, «партия сказала надо», а предприятие ответило быстрым перепрофилированием. Правда первые несколько партий были выпущены ограниченной серией и в продажу не поступили, а разошлись по производствам-смежникам.

Конвейерный выпуск и открытая продажа были налажены уже после 1961 года. Стоимость машины составляла 1800 рублей (для сравнения, чуть более крупный Москвич-407 стоил 2500). Но первый «Запорожец» был далеко не сверхдоступным автомобилем: 1800 рублей на тот момент — 20 средних зарплат гражданина СССР.

ZAZ-965
ZAZ-965

На машину был установлен 4-цилиндровый двигатель объемом 0,75 л и мощностью 23 лошадиных силы. Его конструкция, как это странно не прозвучит, была во многом продиктована требованиями военной индустрии: такой же силовой установкой собирались оснащать армейские полноприводные амфибии ЛуАЗ-967. Именно движок называли главным слабым местом «горбатого»: мало того что он был ненадежным, так еще и жутко шумным.

С 1960 по 1969 года было выпущено 322 тысячи машин. «Запор» стал поистине народным автомобилем и даже экспортировался за рубеж: для этих целей была разработана специальная версия 965Э/965АЭ «Ялта» c улучшенной звукоизоляцией и внутренней отделкой. Широкую известность также приобрела «инвалидка» — версия для людей с проблемами опорно-двигательного аппарата. Их было даже две: 965Б для людей с полностью нефункциональными ногами и 965Р для тех, у кого работала одна рука и одна нога. Кроме этого, существовала и праворульная версия «Запорожца», но не для экспорта в Великобританию и конкуренции местному Mini, а для развозки почты.

Праворульный «Запорожец»
Праворульный «Запорожец»

Благодаря заднему приводу и распределению массы «Запорожец» отличался очень хорошей проходимостью. «Там, где пехота не пройдет и бронепоезд не промчится, “Запор” на пузе проползет, и ничего с ним не случится», — так о машине шутили в свое время. Возможности машины хорошо демонстрирует вот это видео: даже когда передние колеса полностью заблокированы глиной, «Запорожец» продолжает ехать.

Для многих советских семей именно «Запорожец» стал первой в жизни машиной. На нем и по городу ездили, и за город выбирались. За свой «игрушечный» вид, дешевизну и конструктивные недостатки он часто становился объектом шуток. «Горбатый» был постоянным героем анекдотов, в которых он сталкивался с 600-м «Мерседесом», боялся собак и позорил всю семью. Но народной любви все же было куда больше: скажите сами, стали бы плохой машине повсюду ставить памятники?

Памятник «горбатому» Запорожцу
Памятник «горбатому» Запорожцу

ЛимуЗАЗ
ЛимуЗАЗ

Небольшие размеры и компактный салон также породили довольно специфическое соревнование — устанавливать рекорды по количеству людей, которые помещаются в автомобиль. Лучший результат пока что установлен в 2007 году — 26 человек (не повторяйте в домашних условиях, пожалуйста!).

Многие «горбатые» на ходу до сих пор. В зависимости от состояния, их стоимость колеблется от «отдам за так» до 5-7 тысяч долларов. Их активно реставрируют и тюнингуют. Если вам хочется милую и винтажную машину, а на Volkswagen Kafer или Citroen 2CV денег нет, то «горбатый» — ваш выбор.

При наличии вдохновения, денег и должной сноровки из него даже джип можно сделать. Вы уже видели, что «Запор» может сделать на плохой дороге, а в такой версии из него просто танк получится!

За матеріалами auto.mail.ru.

Цікаві автомобільні публікації

Особенности выбора и ухода за шинами и дисками При эксплуатации автомобиля одним из важных аспектов безопасности и производительности являются шины и диски. Эти два элемента несут на себе ответственность за сцепление с дорогой и комфорт вождения. При выборе шин необходимо обращать внимание на их тип, размер, сезонность и индексы нагрузки и скорости
Автовыкуп: почему это выгодно, что нужно знать Самое основное преимущество услуг по выкупу авто компаниями - это скорость продажи, при том, что владелец авто может получить за машину 95-97% от рыночной стоимости.
Усовершенствовать Ланос: аксессуары и комплектующие Chevrolet или Daewoo Lanos, который стал классикой своего сегмента, предлагает владельцам уникальную возможность дополнить свой автомобиль разнообразными аксессуарами и комплектующими. Существует несколько важных элементов, которые могут сделать ваш Ланос еще более стильным и функциональным – какие же?
Терміновий викуп автомобілів у Києві: швидке та зручне рішення для власників У світі постійно змінюються обставини, і іноді власники автомобілів знаходяться в ситуаціях, коли терміновий викуп стає єдиним виходом. У цьому контексті велику популярність отримав викуп авто в Києві. Однією з провідних компаній у цьому напрямку є "AvtoPride", яка пропонує широкий спектр послуг для власників транспортних засобів.
Новый Toyota Hilux: совершенство в каждой детали Toyota Hilux - икона надежности и мощи в мире пикапов. Тойота Хайлюкс от Сити Плаза продолжает легенду, предлагая выдающуюся производительность, внедорожные возможности и стильный дизайн.
Еволюція автомобільних двигунів: від перших бензинових до сучасних електричних систем Перші двигуни ДВС були з одним циліндром і, щоб зробити силовий агрегат потужнішим, доводилось збільшувати об'єм циліндра. Згодом стали досягати більшої потужності шляхом збільшенням кількості циліндрів.
Виды боковых зеркал Хороший обзор и безопасность во время езды или парковки — ключевые параметры, которые дают боковые зеркала. Более того, законодательно автомобиль не может ездить по дорогах общего пользования без этих комплектующих или с разбитым зеркальным полотном.
Амортизаторы для надежной дорожной уверенности от УКР ПАРТС Работоспособные амортизаторы автомобиля играют ключевую роль в обеспечении комфорта и безопасности во время движения. Автомобиль подвергается воздействию разнонаправленных сил, которые могут повлиять на его управляемость и стабильность.
Ще більший та потужніший: чим здивує оновлений пікап Mitsubishi L200? Нещодавно у Таїланді відбулась презентація шостого покоління легендарного пікапа L200. Він збудований на новій рамі, має сучасніший салон та потужніший двигун.
Автомобільний газ: «задують» чи «надують»? Експерти перевірили якість блакитного палива на АЗС.
Японські чи китайські мотоцикли Мотоцикли – транспорт впевнених у собі людей, що цінують свободу, відчуття польоту та швидкість. Надійні «залізні друзі» є у багатьох випадках незамінними, і реальність така, що не лише байкери, але й пересічні водії постають перед потребою придбати техніку, яка служитиме довго і якісно. І при цьому коштуватиме порівняно недорого – адже економічної кризи в країні оминути не вдається нікому.
Когда менять воздушный фильтр Фильтрующие элементы – детали, отвечающие за защиту и нормальное функционирование ДВС.

Більше новин