Неизвестные автомобили СССР: Часть 1
10.04.2019 р. в 17:48, «AvtoVod»
В наши дни популярность советских автомобилей как никогда актуальна, ведь многие модели сегодня — настоящая коллекционная и историческая ценность. Особенный интерес публика питает к редким и порой странным автомобилям, которые выпускались во времена СССР.
По большей части эти машины существовали лишь в виде прототипов, которые так и не взошли на конвейер. Мы решили немного покопаться в истории и сделать для вас подборку из самых редких советских автомобилей.
НАМИ-ЛуАЗ «Прото»
В конце 80-х этот автомобиль имел все шансы стать серийным. Кроме необходимых качеств, таких как проходимость и надежность, «Прото» мог обеспечить владельцу еще и комфорт. Например, сидения в машине раскладывались, образуя одну широкую кровать на весь салон.
Укрепленный стальной каркас закрыли съемными панелями, что упрощало процесс ремонта в случае коррозии или повреждений каких-либо элементов кузова.
Двигатель поставили от «Таврии», обеспечив автомобилю разгон до 130 км/ч. В целом вышел довольно неплохой внедорожник с широкими возможностями для дальнейшей модернизации.
Готовый экземпляр отправили в московское отделение НАМИ, но столичным инженерам концепт не понравился, и проект зарубили на корню.
НАМИ 0288 «Компакт»
Перед вами еще одно творение НАМИ, которое вполне могло бы стать советским Мини. «Компакт» создали в 1988 году в единственном экземпляре. Машинка получилась просто отличная! Топлива кушала мало — не больше 6 л на 100 км, а максимальную скорость развивала до 150 км/час.
«Компакт» даже оснастили бортовым компьютером, который отвечал за работу подвески и других узлов машины. Автомобиль не занимал много места на парковке и даже был признан «эко френдли».
На следующий год после создания «Компакт» отправился на автосалон в Токио, где он занял 5-е место среди 30 представленных концепткаров.
К сожалению, машина опередила свое время, на тот момент автопромышленность СССР не обладала необходимыми техническими возможностями. А вскоре Союз и вовсе распался, не дав НАМИ 0288 шанс на серийную жизнь.
НАМИ «Охта»
Автомобиль был создан в Ленинградской лаборатории усовершенствованного прототипирования легковых транспортных средств НАМИ. Порой Охту почему-то путают с ВАЗ-Х (1990 год), который так и не был реализован.
Но, похоже, будто он был полностью «содран» с «Охты», которая до 1987 года уже была завершена. Автомобиль, казалось, ожидало великое будущее, и на то действительно были резонные причины.
Этот концептуальный автомобиль мог вместить в себя максимум семь человек: второй и третий ряды сидений были съемными, в то время как передние кресла поворачивались на 180 °. Заднее сиденье складывалось в удобный столик. В ту эпоху мультиплексная система, а тем более в советском автомобиле, была научной фантастикой чистой воды.
Но 90-е не прошли мимо и для «Охты». Возвращаясь с очередной выставки, автомобилю не позволили пересечь таможню. Машину пришлось бросить на границе, где она годами кочевала по складам.
Спустя 10 лет многострадальный автомобиль вернули одному из его создателей, Дмитрию Парфенову, который почему-то обрек свое творение на десятилетие под открытым небом. За 20 лет машину буквально выпотрошили, а все, чего не коснулась рука человека, добила коррозия.
Сегодня единственный экземпляр Охты восстановлен и выставлен в музее.
ЗИЛ-4102
Однажды Михаилу Сергеевичу Горбачеву показалось, что его правительственный автомобиль ЗИЛ-41041 давно устарел и не соответствует его высокому статусу. Генсек ЦК КПСС немедля вызвал на ковер блестящие умы автопрома СССР и приказал им разработать достойный президента автомобиль.
То ли ввиду отсутствия фантазии, то ли опыта, гении союзного автопрома тут же приобрели в Англии Rolls-Royce Silver Spirit и стали его дотошно изучать. В разработке дизайна решили опираться на американскую «школу» лимузиностроения и на конструкцию больших седанов Volvo 760.
В 1988 году были изготовлены два экземпляра ЗИЛ-4102. Что примечательно, машина была безрамная, с несущим кузовом. Многие наружные панели сделаны из стеклопластика. Ходовые характеристики и внутренняя начинка тоже не подкачали: огромный двигатель V8, объемом 7,68 л и мощностью 315 л.с. разгонял авто до 100 км/ч всего за 10 секунд. Расход топлива составлял 21 литр на 100 км.
Что касается внутреннего убранства — салон отделали белой кожей, «звериными» коврами и деревом. Развлекать генсека в дороге должны были акустическая система с 10 динамиками, проигрыватель на 10 компакт-дисков, бортовой компьютер и синтезатор речи.
Несмотря на все усилия, автомобиль Горбачев не оценил, и проект закрыли. Из созданных двух экземпляров увидеть встретить лишь один — он находится в частной коллекции и периодически появляется на публике.
ВАЗ-2702 «Пони»
В далеком 1974 году инженеры ВАЗа предвидели проблемы, которые грядут из-за повсеместного использования тяжелых авто даже для транспортировки небольших перевозок. Речь шла о сотнях тысяч ГАЗов и ЗИЛов, прожорливых машинах, загрязняющих воздух. Именно поэтому возникла необходимость в создании компактного электромобиля для небольших грузовых перевозок, коим и стал ВАЗ-2702.
Первый экземпляр выпустили в 1984 году. Машина была сделана из алюминия, что сильно облегчило кузов. Однако, одновременно, этот прием лишил авто надежности и прочности. Еще одно новшество — обогреватель на этиловом спирте, тоже оказался проблемой. Стойкий запах спирта в салоне вряд ли кому пришелся бы по душе.
«Пони» отправили на доработку. Однако, и вторая серия испытаний провалилась. Третья попытка, а именно боковой удар при краш-тесте, развалил автомобиль на запчасти.
Казалось бы на этом история этого автомобиля должна быть оконченной. Так и произошло бы, ведь на ВАЗе к «Пони» интерес потеряли, а ленинградский производитель аккумуляторов для машины перестал их изготавливать.
Но не тут-то было! В 1988 году автомобильный энтузиаст и предприниматель из Кемерово, Виктор Тарасенко, решил выкупить опытный образец вместе с патентом и всей документацией. К сожалению, наладить производство электрогрузовичка у него не вышло по причине недостатка опыта и мощностей.