Качество автомобильного газа в Украине остаётся не стабильным - эксперты

Качество автомобильного газа в Украине остаётся не стабильным - эксперты

11.10.2019 г. в 11:57, «AvtoVod»

В последнее время на рынке автомобильного газа царит некоторое спокойствие – перебоев с поставками нет, цены находятся в привычном диапазоне «чуть меньше» половины стоимости бензина.

При этом количество автопарка «на газу» неуклонно растёт, а предложение стало увеличиваться благодаря нелегальным «бочкам», которые хоть и не массово, но уже снова начали появляться на дорогах. Эксперты столичного Института потребительских экспертиз провели рейд по крупнейшим сетям АЗС и их незаконных визави с целью проверить качество отпускаемого автомобилистам газа, ведь близится зимний сезон, и параметры такого топлива должны соответствовать холодному периоду.

Проверке подверглись как крупные сети АЗС (БРСМ-НАФТА, WOG, КЛО, Shell, ОККО, Sun Oil, Glusco, Авиас), так и большие сети столицы и регионов (Marshall, Avantage 7) и нескольким «бочкам». Особое внимание специалисты уделили незаконным заправкам и сети Avantage 7, поскольку именно там были зафиксированы необычно низкие цены, иногда на 20-30 процентов ниже остальных сетей. Эксперты отбирали пробы в специальный пробоотборник, после чего образцы доставлялись в сертифицированную лабораторию. Что касается самой процедуры отбора, то сетевые заправки, и «нелегалы», без проблем отпускали топливо для анализа. Более того, на некоторых «бочках» даже стали выдавать фискальный чек, чего ранее за ними наблюдалось крайне редко.

Первым делом эксперты измерили точность налива газа – самый критикуемый водителями параметр. Многие автомобилисты замеряют пробеги, и жалуются на то, что заправляют им газа больше, чем составляет ёмкость баллона. По нормативам, недолив может составлять не более 1%, но добиться такого результата на колонке довольно сложно. Тем не менее, по факту результаты оказались отличные – у всех сетевых заправок точность налива выше 97%. Самый точный налив оказался при отпуске БРСМ- НАФТА и КЛО - 99,0% и WOG– 98,5 процента, Sun Oil – 98% . C другой стороны шкалы - «нелегалы», Marshall и Avantage 7. Здесь недолив составил 10% – 15 %. Справедливости ради, стоит отметить, что недолив может случаться и без злого умысла – такое может случиться из-за не своевременного обслуживания колонок.

В лаборатории образцы тестировались на соответствие требованиям ДСТУ ЕN589:2017 по показателю «Компонентный состав». Как известно, автомобильный газ состоит из смеси пропана и бутана, а также других углеводородов (изобутана, пропилена, этана, этилена и т.д.). Для разных времён года количественное содержание смеси может быть разное – летом это приблизительно 40 : 60 (пропана к бутану), зимой же наоборот – 60 : 40. Ведь чем больше пропана в газе, тем выше давление насыщенных паров и тем лучше пусковые качества и работа топливной аппаратур в зимний период эксплуатации. В целом, все большие сети выдержали испытание, показав хорошие результаты. Но при этом в некоторых сетях газ уже был «готов» к зиме, а в некоторых – нет.

Лучшее соотношение показали образцы автомобильного газа Plus (БРСМ-НАФТА), LPG MUSTANG (WOG) и LPG на заправках КЛО – более 60 % пропана и менее 40 % бутана. Такое соотношение позволяет обеспечить наиболее полное сгорание смеси, а значит, и обеспечит динамику при сохранении экономичности езды.

А вот в газе из «бочки» пропана оказалось рекордно мало – 31 % при норме не ниже 50±10%. Немного лучше цифры в LPG в сети Avantage 7 - 36 % пропана. Для автомобиля это не принесёт существенного вреда, но расход такого газа будет намного больше.

Одним из главных моментов является также марки сжиженного газа. Основных две – ПБА (пропан-бутан автомобильный) и СПБТ (смесь пропана бутана техническая). В чём разница? Первая марка – очищенный газ, адаптированный под использование в автомобилях, вторая – более «грязный», предназначенный для бытовых нужд (например, отопления). И здесь обнаружились неприятные сюрпризы.

Европейский стандарт EN 589-2008 в разделе термины трактует автомобильный сжиженный газ как такой, который содержит незначительное количество непредельных углеводородов (пропилена, бутенов и пентанов (пентенов). В образце, отобранном на нелегальной АГЗС, таковых оказалось намного больше норматива – свыше 10%! Исходя их этих данных, данное топливо нельзя отнести к автомобильному.

По требованиям к СПБТ допускается жидкий остаток до 1,6%, а для ПБА наличие остатка не допускается. Кроме того, допустимое предельное содержание серы в ПБА ниже чем СПБТ (а по требованиям EN 589 – не более 50 мг/кг).

Наличие жидкого остатка в СПБТ при его использовании в автомобилях ведет к накоплению остатка в баках, засорению фильтров, неисправностям топливной аппаратуры.

И еще один немаловажный параметр – плотность газа. Чем она больше, тем больше при прочих равных пробег на одной заправке. В этом параметре самые высокие показатели продемонстрировали образцы сетей WOG, ОККО, БРСМ-НАФТА и КЛО.

В целом, ситуация с качеством автомобильного газа показала, что небольшие сети и нелегальные продавцы грешат продажей бытового газа под видом автомобильного. Крупные же сети продают качественное топливо, украинского или зарубежного производства. Остаётся пожелать, чтобы поставки были ритмичными, и рынок не испытывал дефицита.

Александр Бабенко, «Институт потребительских экспертиз».

Интересные автостатьи

Как проводить гигиену автомобиля, чтобы уменьшить риск распространения коронавируса Сегодня, чтобы избежать распространения коронавируса на территории Украины, каждому автовладельцу следует тщательно обрабатывать транспортное средство в период его эксплуатации.
Формула-1 проведет серию виртуальних гонок в связи с карантином Формула-1 начинает серию виртуальных гонок с реальными гонщиками F1 (и резервистами), к ним присоединятся лучшие киберспортсмены.
Авто на дизеле ищут чаще, чем на бензине - итоги года по б/у авто в Украине За 2019 украинцы приобрели более 256 тыс. б/у авто. При этом во втором полугодии количество купленных машин увеличилось на 65%. Средняя стоимость б/у авто в Украине - $6 450.
Качество бензина А-95 на украинских АЗС продолжает расти, но… Не все образцы топлива смогли пройти испытания.
Штормовое предупреждение. Как подготовиться к внезапному снегу зимой Прошедший январь оказался самым теплым в Украине после зимы 2007 года. Однако, изменение климата чревато не только заметным потеплением, но и резкой, а подчас радикальной сменой погодных условий.
Что делать, если права или техпаспорт не отображаются в приложении «Дія»? 6 февраля украинцам стали доступны электронные удостоверение водителя и свидетельство о регистрации ТС в мобильном приложении «Дія».
Как крепить телефон в автомобиле: 5 лучших держателей с AliExpress Навигатор «с пробками», музыка через кабель AUX или Bluetooth, ответы на звонки (конечно, с той или иной handsfree) — вопрос о необходимости удобного и надежного крепления телефона на панель автомобиля даже не стоит. Как будем крепить?
Авторынок-2019: больше продаж, меньше «блях» За год украинцы приобрели 557 000+ авто с пробегом. При этом, каждое шестое продано в столичном регионе, а каждое десятое пригнано из-за рубежа.
«Ночной кошмар Tesla»: что известно о производителе электрокаров Rivian Компания привлекла $3,1 млрд инвестиций и поставит 100 тысяч фургонов для службы доставки Amazon.
Как Hyundai видит городской транспорт будущего В рамках выставки потребительской электроники CES-2020 в Лас-Вегасе компания Hyundai Motor представила инновационное видение городской мобильности, которое ляжет в основу создания городов, ориентированных на потребности человека.
Вечная «шестёрка»: почему в Украине до сих пор популярна устаревшая модель «Жигулей» Тридцать лет на конвейере - такой срок может сделать честь даже для популярных моделей именитых автопроизводителей, но кто бы мог подумать, что ВАЗовский долгожитель будет популярен и в XXI столетии?
Как новый пикап Tesla может изменить мировой авторынок — и почему это самый амбициозный проект Илона Маска В ночь с 22 на 23 ноября 2019 года Илон Маск представил Cybertruck — электропикап из той же нержавеющей стали, что и космический корабль SpaceX.

Больше новостей