Коллапс на дорогах: как разгрузить Киев?
23.12.2019 р. в 17:03, Виктор Черний, директор ЦОДД
История с перекрытием столичного моста Метро в Киеве из-за угрозы минирования, которая произошла в сентябре, запомнится многим. Тогда в километровых пробках застряли десятки тысяч авто.
Этот случай показал, что даже перекрытие одного из шести киевских мостов на несколько часов может стать причиной транспортного коллапса и парализовать сообщение между берегами Днепра.
А теперь представим, что проезд по мосту Патона, Южному или иным путепроводом заблокируют, например, на месяц. К сожалению, это вполне реально. Ведь киевские мостовые переходы работают на пределе эксплуатационных возможностей, выдерживая чрезмерную транспортную нагрузку, которая не была учтена при их проектировании в советские времена.
Сегодня Киев обеспечивает работу стратегических предприятий и основных государственных учреждений, находясь одновременно в центре транспортных потоков всей Украине. Логистическая инфраструктура столицы недостаточно развита для современных вызовов. Одна из причин чрезмерной нагрузки на мосты и их неудовлетворительного состояния - многотонные фуры, перевозящие грузы. Пока только планируется строительство большой кольцевой дороги, транзитный транспорт едет через весь Киев, превращая мосты в узкие места, которые не способны обеспечить надлежащий трафик.
Большинство мостов требуют капитального ремонта, и этот вопрос касается не только столицы, но и всей страны. Реальность такова, что инвестиций в ремонт старых и строительство новых мостов недостаточно, а проблему с перегрузкой нужно решать уже сейчас. Поэтому запрет транзита грузовых автомобилей весом более 4,5 тонны в час пик через Киев - правильное решение. Хотя, напомню, решение КГГА от 22 мая 2013 № 340/9397 об ограничении въезда в столицу грузового транспорта с 7-00 до 20-00 никто не отменял. Остается вопрос контроля за его выполнением.
Это должно существенно разгрузить критическую инфраструктуру, положительно повлиять на трафик и экологическую ситуацию. Но введенных ограничений мало. Ученые буквально кричат об аварийном состоянии моста Патона. Его эксплуатационный срок завершился, поперечные и главная балки начали разрушаться, толщина металла нижнего пояса уменьшилась с 14-ти до 7-ми, а иногда - 5-ти миллиметров. Емкости под деформационными швами моста разрушены, вода попадает на металлические конструкции, их уничтожает коррозия. Все это достаточно критично для цельносварного моста.
При этом по мосту Патона ежедневно ездят многотонные грузовики! Поэтому решение о запрете движения крупногабаритного транспорта по мосту Патона нужно принять срочно. В противном случае - последствия могут быть трагическими. Также стоит рассмотреть запрет транзита и по другим киевским мостам, которые находятся в критическом состоянии.
Информировать перевозчиков об ограничении движения в столице должны областные государственные администрации. Для грузов, которые нужно доставить в сжатые сроки, следует разработать отдельные маршруты и организовать их сопровождение. Эту функцию готов взять на себя Центр организации дорожного движения.
Хочется обратить внимание на еще одну причину катастрофической ситуации с трафиком столицы. Речь идет о въезде в Киев автомобилей из городов-спутников. Так, из пригородной зоны в часы пик в Киев въезжает около 100 000 легковых авто. При этом в машине часто находится только сам водитель, в лучшем случае - с пассажиром. Как следствие - средний житель Киева ежедневно простаивает в пробках около двух часов. Если не принять меры, к 2025 году это время может увеличиться до четырех часов. Что делать? Развивать сеть общественного транспорта, строить новые станции метрополитена, перехватывающие парковки под Киевом, чтобы жители пригородной зоны могли оставлять там свои авто. Но, опять таки, это долгосрочные перспективы. В качестве срочной меры для разгрузки дорог возможно частичное ограничение въезда авто в центральные районы Киева, к примеру, поочередно для автомобилей с номерными знаками, оканчивающиеся на парные и непарные числа. Такая практика доказала свою эффективность и широко используется в городах-миллионниках по всему миру.
Предложенные меры не безболезненны и дискуссионны, но ситуацию с трафиком надо исправлять как можно быстрее. Иначе завтра можем проснуться в новой реальности, когда движение столицей будет полностью парализовано.
Автор - директор Киевского Центра организации дорожного движения.