Качество автомобильного газа улучшилось, но многие грешат «недоливом»

Качество автомобильного газа улучшилось, но многие грешат «недоливом»

17.07.2020 г. в 11:53, Александр Бабенко, «Институт потребительских экспертиз»

Впервые за 2 года стоимость автомобильного газа достигла 50 процентов стоимости бензина, и продолжает повышаться. В некоторых сетях цена около 12 гривен за литр, что не очень радует владельцев авто с ГБО. Кроме того, некоторые компании лоббируют введение дополнительных пошлин на импортные газ и дизель.

В такой ситуации у многих недобросовестных трейдеров появляется соблазн «похимичить» с качеством автогаза или точностью налива. Специалисты столичного Института потребительских экспертиз решили проверить качество газа, которое предлагается украинскому клиенту. Контрольный отбор проб с последующей проверкой в сертифицированной лаборатории выявил серьезные отличия газа разных экземпляров.

Выбор участников сделан

Под прицел проверяющих попали крупные всеукраинские сетей АЗС (Shell, БРСМ Нафта, ОККО, Glusco, Amic,), столичная сеть (КLO), несколько крупных региональных операторов (Sun Oil, Marshall, Avantage 7) и «бочки», т.е. незаконные заправки. Кстати, последних значительно подуменьшилось в последнее время, но все же встретить их на дороге все ещё можно.

Эксперты отбирали пробы в специальный пробоотборник, после чего образцы доставлялись в лабораторию.

Сколько «задувают»?

Точность налива газа – самая критикуемый водителями параметр. Многие автомобилисты замеряют пробеги, и жалуются на то, что заправляют им газа больше, чем составляет ёмкость баллона. По нормативам, недолив может составлять не более 1 %, но добиться такого результата на колонке довольно сложно. Эксперты отбирали по 5 литров газа на каждой из АЗС, была замерена масса пустого отборника, затем масса полного, и по формуле с учётом плотности, пересчитана в объём. Итоги оказались очень полярные, и не всегда радостными для потребителей.

В образце Power Gas на заправках Shell был обнаружен лучший результат – здесь «налили» даже больше оплаченного - 5,05 л.! Судя по всему, компания очень дорожит статусом серьёзной международной компании, поэтому крайне щепетильно относится к поверкам оборудования и здесь не допускают даже намёка на отклонения.

Не отстает по точности дозы «налива» и сеть БРСМ Нафта– 5,03 л. На КLO также топливо отпустили ровно по чеку. Но, заправки Marshall и Avantage 7 (по 4,6 л. вместо оплаченных 5) и «нелегал» и вовсе отпустили 3,92 л.! И если первые два случая ещё можно списать на экономию на своевременном обслуживании колонок, то в случае «бочки» кажется, что покупателя сознательно обманывают.. Получается, что низкая цена на стелле не коррелирует с количеством километров, которые проедет авто. В итоге, эффект желательной экономии не достигается.

Что показали лабораторные исследования?

В лаборатории образцы первым делом тестировались на соответствие требованиям профильного ГОСТа по показателю «Компонентный состав». Как известно, автомобильный газ состоит из смеси пропана и бутана, а также других углеводородов (изобутана, пропилена, этана, этилена и т.д.). Для разных времён года количественное содержание смеси может быть разное – летом это приблизительно 40 : 60 (пропана к бутану), зимой же наоборот – 60 : 40. Чем больше пропана в газе, тем выше давление насыщенных паров и тем лучше пусковые качества и работа топливной аппаратур в зимний период эксплуатации.

Наше исследование показало, что все участники уложились в норматив, но разброс реальных показателей оказался довольно значительным. Лучшее соотношение показал образец Power Gas на заправках Shell - 60 пропана и 35 бутана. Такие цифры позволяют обеспечить наиболее полное сгорание смеси, а значит, и обеспечит динамику при сохранении экономичности езды. Также в этом образце зафиксированы низкие значения содержания вредного для топливной системы пропилена.

В группу лидеров по показателям эксперты также поместили автомобильный газ сети АЗС БРСМ Нафта (59:36). Как ранее сообщалось в интервью издания «Энкорр», в сети БРСМ Нафта очень серьезно контролируют процентное соотношение пропана и бутана. Стоит отметить и результат образца КLO, имеющий хорошо сбалансированный состав компонентов (58:37), и низкое содержание пропилена.

Важными является также марки сжиженного газа. Основных две – ПБА (пропан-бутан автомобильный) и СПБТ (смесь пропана бутана техническая). В чём разница? Первая марка – очищенный газ, адаптированный под использование в автомобилях, вторая – более «грязный», предназначенный для бытовых нужд (например, отопления).

По требованиям к СПБТ допускается жидкий остаток до 1,6 %, а для ПБА наличие остатка не допускается. Наличие жидкого остатка в СПБТ при его использовании в автомобилях ведет к накоплению остатка в баках, засорению фильтров, неисправностям топливной аппаратуры.

В отличие от прошлых исследований Института, в этот раз все образцы оказались именно автомобильным газом, жидкого остатка не было обнаружено ни в одной пробе.

И наконец, был проверен еще один важный параметр – плотность газа. Чем она больше, тем больше при прочих равных пробег на одной заправке. В этом параметре самые высокие показатели продемонстрировали образцы сетей БРСМ Нафта и Shell – соответственно, 540,2 и 540,5 кг/м3. А вот у Avantage 7 и «бочки» газ оказался наименее плотным - 530 и 525,6 кг/м3.

Большие сети продают более «чистый» газ, а другие завлекают низкой ценой

Несмотря на значительный рост цен, за последний год автомобильного газа улучшилось. Газ на заправках стал действительно «автомобильным» - «грязного» бытового газа уже нет, хотя ещё год назад его продавали массово. Безусловно, разница есть – большие солидные сети стараются продавать более «чистый» и «премиальный» автомобильный газ, а региональные и средние сети предпочитают завлекать низкой ценой. Но при этом приятный «прайс» на стелле АЗС не всегда гарантирует выгоду – в конечном итоге важно только расстояние, пройденное на определенную сумму денег.

 Компонентний склад, % мас. (пропан/бутан)Густина, кг/м3Точність наливу, л. (відпуск/фактично)
Shell Power Gas60,45/35,98540,55/5,05
Брсм-Нафта59,2/36,56540,25/5,03
KLO 58,37/37,12540,15/5
OKKO 58,45/38/67539,55/4.9
Marshall51,58/38,78530,15/4,6
Sun oil52,56/39,67535,65/4,9
Avantage 748,88/44,335305/4,6
Glusco52,58/46,60535,85/4,95
Amic51,87/47,62532,75/4,9
Инком-LPG «Бочка»51,07/46,25525,65/3,92

Интересные автостатьи

Как оформить страховой полис ОСАГО онлайн в 2021 году Как должно уже быть известно автомобилистам в 2021-м году, что еще с 7 февраля 2018 года все украинские страховые компании, которые оформляют ОСАГО, обязаны продавать электронные полисы в режиме онлайн.
AD-ская смесь – половина рынка «мочевины» Adblue в Украине признана некачественной Эксперты Института потребительских экспертиз впервые провели исследование «мочевины» для дизельных авто. Половина из проверенных образцов оказались за гранью требований стандартов, и это плохие новости как для автомобилистов и владельцев грузовых автопарков, так и для пешеходов и жителей городов.
Внедорожник Mitsubishi Pajero Sport: функциональность и комфорт Mitsubishi Pajero Sport идеально подходит для езды в городских условиях и по загородным трассам. Автомобиль без проблем преодолевает любое бездорожье, поэтому станет незаменимым помощником в любой ситуации на дорогах.
Ситуация на рынке: каждый третий украинец без авто планирует его приобрести Согласно опросу, проведенному на OLX Авто, автомобилистами являются две трети взрослых украинцев, из них 69% пользуются машиной каждый день.
Индекс бензина 2021: где самое выгодное соотношение цены на топливо к средней зарплате? Команда аналитиков Picodi.com проследила, как изменились цены на топливо в первой половине 2021 г. относительно прошлого года, и подсчитала, сколько литров бензина могут купить украинцы на среднестатистическую заработную плату.
Эксперты проверили дизельное топливо и получили шокирующие результаты Чехарда с госрегулированием цен на топливо, и в целом отсутствие контроля над качеством нефтепродуктов, привели к значительному ухудшению ситуации на рынке.
ІСЕ - что продают заправки вместо «девяносто пятого» бензина? В прошлом исследовании бензина А-92 на украинских АЗС эксперты Института потребительских экспертиз (ICE) обнаружили немалое количество нарушений.
Новый Jaguar E-Pace готов покорять дороги Украины Поклонники компании Ягуар давно ждали обновления компактного кроссовера E-Pace. Его собратья по платформе, Range Rover Evoque и Land Rover Discovery Sport, уже прошли рестайлинг, получив новые двигатели, салоны и системы подключения. А в 2021 году появилась обновленная версия самого роскошного британского кроссовера.
Что нам заливают в бак на АЗК? Эксперты впервые за четыре года провели экспертизу бензина А-92.
«Спиртовой» бензин – достойная альтернатива или обман? Эксперты проверили качество топлива с биокомпонентами.
Как изменился Jaguar F-Pace 2021 модельного года? Jaguar F-Pace появился в 2016 году, став первым кроссовером в модельном ряду британского производителя. Спустя 4 года успешного существования, модель отправили на доработку. Презентация второго поколения кроссовера состоялась осенью 2020, в продаже новинка появится в первой половине 2021 года.
Квест с «зимней» соляркой: эксперты проверили дизельное топливо Неожиданно ударившие серьёзные морозы заставили украинских автолюбителей волноваться за аккумуляторы, а владельцев дизельных машин – и за качество солярки. Как известно, этот вид топлива при низких температурах имеет тенденцию превращаться в «кисель», а он уже в свою очередь превращает авто в «недвижимость».

Больше новостей