Эксперты провели масштабное исследование «девяносто пятого» бензина
13.10.2020 р. в 12:12, Вадим Кривенко, «Институт потребительских экспертиз»
По данным официальной статистики, доля белорусских бензинов в Украине в общем импорте достигла 80 процентов. Как известно, нефтеперерабатывающие заводы нашего соседа основательно модернизированы, и выпускают топливо стандарта Евро 5. Выходит, проблем с качеством быть не должно?
Это решили проверить эксперты Института потребительских экспертиз, проведя рейд по наиболее популярным сетям АЗС. И оказалось, что заправка «пятым» бензином всё еще может быть квестом с печальными последствиями.
Основное внимание эксперты уделили большим всеукраинским сетям, но также «под прицел» попали средние и региональные сети, позиционирующие себя на рынке как дискаунтеры. В недавнем исследовании дизельного топлива, проведенном Институтом, последние показали достойный результат, предлагая качественное топливо по цене ниже основных игроков. Как будут обстоять дела с бензином? В этом исследовании были отобраны образцы 13 сетей - БРСМ-нафта, WOG, МОТТО, КЛО, OKKO, Amic, Chipo, GLUSCO, ANP, Marshall, Sun Oil, Shell, и Avantage.
Пробы были отправлены в сертифицированную лабораторию, где их исследовали на соответствие нормативам профильного ДСТУ 7687:2015 (бензин А-95-Евро5). Образцы были проверены по основным параметрам – октановое число, содержание серы и объемные части ароматических углеводородов и бензола. Результаты не порадовали – три образца оказались не кондиционными.
Первым делом был проверен самый главный для работы двигателя параметр – октановое число, которое характеризует стойкость топлива к детонации — преждевременному сгоранию бензина в камере сгорания. Детонация вредна для мотора не только повышенным расходом топлива и снижением мощности, но и преждевременным износом двигателя из-за лишних нагрузок. Октановое число измеряли по исследовательскому методу. Согласно ему норматив установлен на уровне не ниже 95 единиц. Все образцы, кроме одного, уложились в норматив, более того, практически все имели «запас» в две и более единицы! «Девяносто седьмым» бензин оказался у сети БРСМ-нафта и КЛО (97,2 и 97 единиц). А вот в бензине от сети Avantage и Marshall «октана» «не хватило» - 93 и 88 (!) единиц соответственно, что не соответствует нормативу.
Далее эксперты проверили ещё один важнейший показатель – содержание серы. Если этого вредного вещества в топливе слишком много, это приводит к образованию нагара, загрязнению топливных форсунок и «смерти» катализатора. К тому же становится «грязнее» выхлоп и в воздух, которым мы дышим, попадают очень опасные окислы. ДСТУ для А-95-Евро5 требует не более 10 мг/кг. И здесь также ситуация оказалась неплохой, но были и неприятные исключения. У сети Avantage бензин оказался с содержанием серы 393 мг/кг! Также превышение содержания серы было обнаружено в образце топлива Marshall. Это очень существенные превышения, способные нанести смертельный удар двигателю. Для сравнения, у лидеров количество серы было минимальным - БРСМ-нафта, (5 мг/кг), КЛО, ОККО (5,2 и 5,9 мг/кг соответственно).
Ещё один немаловажный параметр – содержание бензола. Это вещество способно смывать масляную пленку, что приводит к повышенному износу цилиндров двигателя. ДСТУ нормирует объемную часть содержания бензола на уровне не более 1%. В этом параметре нарушители –Marshall и Avantage бензола было 15 раз(!) больше установленного норматива! Меньше всего вредного вещества оказалось у проб, отобранных на АЗС Shell (0,51%) и БРСМ-нафта – 0,40 процента.
Что касается содержания ароматических углеводородов, ДСТУ регламентирует содержание ароматических углеводородов в бензине 5-ого экологического класса не более 35% по объему. Превышение грозит увеличенным процессом образования нагара. В этом параметре все испытуемые уложились в норматив, нарушений не обнаружено.
Итоги исследования в целом очень схожи с результатами дизельного топлива – у сетей «второго» эшелона (по количеству станций) – например, БРСМ-нафта, КЛО или GLUSCO, качество топлива стабильно и зачастую превышает показатели больших «премиальных» сетей, при меньшей стоимости литра. Более того, уже практически полностью нивелирован фактор сервиса или ассортиментов питания или магазинов – теперь у тех же БРСМ-нафта вообще изменилась концепция с «АЗК с магазином» на «магазин с возможностью заправиться». А КЛО строит новые и реконструирует комплексы с упором на премиум-обслуживание. Но вместе с тем, в некоторых сетях все ещё ставят прибыль выше репутации и продают некондиционное топливо, зачастую по очень низкой цене.
АЗС (исследования по ДСТУ 7687:2015) | Октановое число(исслед. метод)(норматив – не менее 95 ед.) | Содержание серы, (норматив не более 10 мг/кг) | Объёмная часть ароматических углеводородов (в %, не более 35) | Объемная часть бензола (в %, не более 1.0) |
БРСМ-Нафта | 97,2 | 5 | 22,5 | 0,40 |
KLO | 97 | 5,2 | 26,5 | 0,52 |
WOG | 96,5 | 6 | 18 | 0,54 |
Chipo | 96,7 | 7 | 18,3 | 0,75 |
Glusco | 95,5 | 7 | 26,9 | 0,70 |
ANP | 96,0 | 6 | 29,3 | 0,77 |
ОККО | 95,3 | 5,9 | 28,8 | 0,69 |
МОТТО | 95,4 | 9 | 25,8 | 0,76 |
SunOil | 95,9 | 8 | 23,6 | 0,59 |
SHELL | 96,5 | 7 | 28,5 | 0,51 |
Amic | 95,1 | 9 | 25,7 | 0,63 |
Avantage | 93 | 393 | 24,6 | 15 |
Marshall | 88 | 227 | 27,5 | 15,6 |
АЗС (исследования по ДСТУ 7687:2015) | Объёмная часть кислородсодержащих соединений ( в %, не более, метанол – этанол) |
БРСМ-Нафта | Отсут. |
KLO | Отсут. |
WOG | Отсут. |
Chipo | Отсут. |
Glusco | Отсут. |
ANP | Отсут. |
ОККО | Отсут. |
МОТТО | Отсут. |
SunOil | Отсут. |
SHELL | Отсут. |
Amic | Отсут. |
Avantage | 6,5 - Отсут. |
Marshall | Отсут. |