Чем грозит российское дизельное эмбарго армии и водителям Украины

20.09.2016 г. в 08:06, ubr

Чем грозит российское дизельное эмбарго армии и водителям Украины

Экспортеры нефтепродуктов будут контролировать украинский рынок по-новому: через компании в лояльной РФ части Европы

В начале сентября на украинском рынке нефтепродуктов состоялась одна из крупнейших разовых оптовых сделок — Минобороны обязалось выкупить за 399,8 млн. грн. более 24 тыс. т "технического" дизтоплива, которое ранее держалось в украино-белорусском продуктопроводе Мозырь-Ужгород для поддержания рабочего давления.

Выкачиваемое из трубопровода топливо имеет старый стандарт Евро-3, который может нанести вред современным двигателям и запрещен к обороту на внутреннем рынке. Но несмотря на эти технические нюансы, закупка старого топлива позволила отечественному военному ведомству сэкономить 170 млн. грн. на условиях без предоплаты.

За счет этой сделки с Минобороны компания-владелец трубопровода, "Прикарпатзападтранс (ПЗТ)", получила возможность сформировать в трубах новый технический буфер из дизтоплива стандартов выше Евро-3, чтобы вернутся на позиции лидера на украинском дизельном импортном рынке.

Армейская поддержка

В минувшем году ПЗТ на этом рынке отсутствовала из-за судебных имущественных споров, которые длились с входящим в систему Минтопэнерго госпредприятием "Укртранснефтепродукт, УТНП". Из-за спора между УТНП и "Транснефтью" за активы ПЗТ, трубопровод не работал, а на общем рынке импортного дизеля в Украине доминировали не трубопроводные, а железнодорожные и танкерные поставщики. Последние работают с черноморских портовых терминалов в портах Южном, Рени, Одессе, Ильичевске, Николаеве и Херсоне.

Военное ведомство, по сути, оплатило выкачку из труб топлива старой марки, и ПЗТ теперь может надеяться на то что трубопроводный импорт дизеля начнет вытеснять танкерный. Эти надежды окрепли и после того, как 9 сентября российская трубопроводная компания "Транснефть" уже второй раз за последний год получила от Центральной энергетической таможни РФ правительственное предписание остановить транспортировку дизтоплива в направлении Украины.

Эмбарго предписывает аннулировать все заключенные ранее договора на трубопроводную транспортировку нефтепродуктов в Украину. Также, в связи с объявлением запрета, аннулированы все разрешительные заключения, которые были выданы ранее Федеральной службой по техническому и экспортному контролю ФСТЭК. Этому ведомству поручено мониторить, не поступают ли нефтепродукты российского производства для нужд украинской армии.

Если выкачанный ныне для украинской армии из трубы ПЗГТ дизель имеет белорусское происхождение, и был произведен, например, на Мозырском НПЗ из российской нефти — тогда введенное РФ эмбарго той поставки не касается. Ведь в этом случае закачка технического дизтоплива в трубопровод регламентировалось правовым полем Белоруссии, а не РФ. Именно из Беларуси, собственно говоря, и идет в Украину и Венгрию трубопровод Мозырь-Ужгород. Если российские власти докажут, что техническое топливо было поставлено российскими, а не белорусскими НПЗ, что должны подтвердить заводские сертификаты, тогда, все будет наоборот. Эмбарго сможет распространится на нынешнюю "военную" поставку.

Правда есть нюанс: закупка Минобороны Украины была начата еще в июле, и проведена в первых числах сентября, тогда как запрет появился только ко второй декаде этого месяца. Так что по датам, украино-белорусский трубопровод вряд лир подпадет под какие-то санкции российских таможенников или ФСТЭК.

Курченко или Медведчук?

Впрочем, украинская общественность панически отреагировала на введение российского дизельного эмбарго.

Считается, что, во-первых, это может через две-три недели спровоцировать рост цен на внутреннем рынке. Эксперты не исключают, что дизель на отечественных АЗС подорожает, как минимум, на 1 грн./л. Во-вторых, блокада, якобы, стала следствием поставок дизтоплива для армии. Ну и в-третьих, виноваты приближенные к нынешней власти компании, которые работают на трубопроводе.

Относительно предполагаемых провластных компаний, украинская пресса выдвинула две взаимоисключающие гипотезы.

Согласно первой, контроль над трубопроводом и компанией ПЗТ при содействии отдельных представителей украинской власти вернулся к компаниям Сергея Курченко. Структуры этого трейдера доминировали в отгрузках трубопровода в 2012-2014 годы, когда он совместно с компанией "Лукойл" контролировал Одесский НПЗ.

Тогда российский нефтяной гигант давал на него нефть и управлял заводом по схеме процессинга, а владел предприятием "Всеукраинский Хозяйственный Союз (ВХС)". Ныне на его имущество претендует УТНП, но эти активы оказались в залоге российского ВТБ Банка. Он не числится в списке компаний, на которые распространяются украинские санкции, в чем, якобы, и заключен главный подвох. Потому что раз украинских санкций против ВТБ Банка нет, и активы Одесского НПЗ возращены Украине лишь частично, это значит, Курченко смог восстановить свое влияние в Киеве, и его компании снова оперируют трубопроводом Мозырь-Ужгород. Это не понравилось российской власти, и, следовательно, — вот она истинная и глубинная причина дизельного эмбарго против Украины.

Вторая гипотеза более сложная. Она предполагает, что контроль над трубопроводом установили менеджеры и нефтетрейдеры из орбиты влияния Виктора Медведчука, который, на первый взгляд, очень давно не интересуется рынком нефтепродуктов.

Задолго до появления "Лукойла" и Курченко на Одесском НПЗ, входившие в орбиту "Украинского Кредитного банка" компании "Славутич Нафта" и Newport Management пытались загружать сырьем Одесский завод. После этого периода двадцатилетней давности, партнеры Медведчука ныне якобы смогли усилить свои позиции на нефтяном рынке, и добились контроля над трубопроводом Мозырь-Ужгород. По этой версии, нынешнее российское эмбарго — это попытка "причесать" украинский рынок импорта под определенную группу компаний, менеджеры которых имели бизнес или связи с Медведчуком.

Но все эти версии на сегодняшний день ничем не подкреплены. Пока можно уверенно говорить только об одном — выкачка технического дизеля позволяет раскупорить трубопроводный импорт в Украину. Поэтому на отечественном рынке в ближайшее время можно ждать увеличения доли трубопроводного импорта с "северного" белорусского направления, и уменьшения доли танкерных поставок с "южного" черноморского направления.

Чем закончится украинский дизельгейт

Главный вопрос — какие белорусские или российские компании смогут захватить лидерство в трубопроводном импорте. Пока что, главным фаворитом считается российская "Лукойл", которая до 2014 года являлась координатором поставок нефтепродуктов по трубопроводу Мозырь-Ужгород, и оператором западного и юго-западного направления экспорта сырой нефти из РФ по нефтепроводу "Дружба". Периодически, "Лукойл" ранее использовала продуктопровод для того, чтобы снабжать дизтопливом самого крупного украинского потребителя, "Укрзализныцю", и подавать сырье на "Карпатнефтехим" — компании "Лукорйлнефтехим".

Что касается поставок нефти через Украину, то они как шли, так и продолжают идти транзитом с эстакады нефтепровода "Дружба" в Бродах на цистерны "Укрзализныци", и следовать для активно работающего в Румынии НПЗ Lukoil Petrotel.

Таким образом, пока что существует только один наиболее вероятный прогноз дальнейшего развития дизельного эмбарго. И без дизельного бойкота, южное танкерное направление импорта нефтепродуктов начало сокращаться с начала этого года из-за снижения активности основного конкурента "Лукойла", китайско-казахстанской KazMunaiGaz International KMGI и ее торговой сети The Rompetrol Group NV. Весной против ее филиалов было начато обширное расследование в Румынии, затем летом к нему присоединилась инспекция Комиссии ЕС, потом в августе, украинская ГФС заподозрила компанию "Ромпетрол Украина" в налоговых нарушениях. Все это негативно сказывается на активности этого некогда очень большого импортера дизтоплива в Украину.

Если к этим перебоям добавить возобновление работы продуктопровода Мозырь-Ужгород, то можно прогнозировать, что танкерный импорт в Украину будет стагнировать, в отличии от растущего трубопроводного сегмента. Но коснется ли эта стагнация украинских нефтетерминалов и заводов "Лукойла" и других российских инвесторов, которые владеют активами на территории ЕС?

Ответ на этот вопрос лежит в плоскости коммуникаций между Брюсселем и Киевом. "Сургутнефтегаз", например, прочно интегрирован с НПЗ Венгрии, "Газпромнефть" монополизирует рынок Сербии, "Роснефть" владеет долями НПЗ Германии, а у "Лукойла" работают заводы в Италии, Болгарии и Румынии.

Румынский НПЗ этой компании вообще традиционно работает на соседнюю Молдову и южные области Украины. Никакие санкции или эмбарго РФ не смогут помешать этим крупным игрокам нефтяного рынка или их партнерским европейским компаниям разгружать мощности своих НПЗ в Европе за счет прямой поставки в Украину нефтепродуктов танкерами. Или, наполнять украинский рынок за счет более выгодных поставок по схеме замещения или по уступке долга.

Что касается "пацифистских" условий российского эмбарго и мониторинга ФСЭК, то это условие тоже играет на руку большим игрокам вроде "Лукойла", "Роснефти" и других. Они смогут увеличить ввоз в Украину дизтоплива белорусского происхождения, отфильтровав ненужных Москве украинских трейдеров от импорта. А вдруг кто-то из конкурентов перепродает что-то украинской армии, ее подрядчикам или просто будет уличен в продаже канистр украинским военнослужащим?

Если ответы на этот вопрос станут инструментом конкуренции между российскими импортерами, перспектива усугубления эмбарго выглядит вполне конкретной. Мелким и средним украинским трейдерам придется вообще уйти с трубопроводного импорта, и ограничится перепродажей нефтепродуктов, которые производятся в Белоруссии местными или оффшорными компаниями. По большому счету, Украине и Белоруссии это ничем не грозит. Но Европу с ее достаточно крупными российскими нефтяными активами такой новый расклад может заставить рано или поздно прибегнуть к антимонопольным инструментам.

http://ubr.ua/market/industrial/chem-grozit-rossiiskoe-dizelnoe-embargo-armii-i-voditeliam-ukrainy-433462

Интересные автостатьи

Самые известные потайные места и заводские «секреты» в серийных автомобилях Вождение в офис и обратно, в магазин и обратно, в кинотеатр и обратно: мы пользуемся нашими автомобилями так активно, что перестаем по-настоящему всматриваться в детали. И если вы не из тех людей, которые с любовью моют свою машину вручную каждое воскресенье, есть немалая вероятность, что вы не так много знаете о своем четырехколесном друге, как вам кажется. Вашему вниманию несколько секретов, которые автомобиль может скрывать от вас.
Как водители сами помогают автоугонщикам Даже самые современные охранные системы часто не способны спасти автомобиль от угона. И не потому, что они слишком простые и дешёвые, а потому, что их неправильно установили на машину. Что значит “неправильно” и как должно быть “правильно”, мы вам сейчас и расскажем.
«Я у мамы инженер»: 14 примеров неудачного тюнинга автомобилей В мире очень много людей, которых действительно можно назвать мастерами на все руки. Они обладают умением, талантом, опытом и страстью к своему ремеслу. У некоторых из них есть настоящий дар к модификации автомобилей. Но эта статья не о них.
Зачем они это делают: «Заскоки»легендарных гонщиков Одни из самых интересных людей в мире — пилоты гоночных автомобилей. Каждый раз на треке они сталкиваются с опасностями быстрого вождения. И далеко не каждому психологически дано выдержать такие физические и моральные нагрузки.
13 интересных особенностей американских полицейских машин Мы видим их почти каждый день и не можем не нервничать, когда проезжаем или проходим рядом, независимо от того, нарушаем мы правила или нет. Да, речь идет о полицейских машинах.
Восхитительный трибьют BMW Isetta: электрокар Microlino Несмотря на внушительное количество инноваций в отрасли, не каждый день дебютирует новый электромобиль с такими успешными предпродажами. Предварительные заказы на Microlino уже перевалили за 100 миллионов долларов, вот насколько многообещающий этот bubble car.
Собрать за 16 секунд: мегазавод Suzuki Maruti в Индии Данные. Факты, цифры. Информация. Называйте, как хотите, но только так можно передать масштаб производства Suzuki Maruti в Индии. Иные прилагательные, метафоры, заумные фразы не подходят.
10 самых крутых и необычных мотоциклетных колясок Многие современные байкеры вряд ли согласятся с утверждением, что коляска и мотоцикл — идеальная пара. Но посмотрите как переплетаются их судьбы. А первая коляска даже предшествует первому мотоциклу.
Как выглядит музей советских автомобилей в США В маленьком городке Саммамиш, штат Вашингтон, расположен удивительный и необычный для США музей — музей автомобилей производства СССР. Это атмосферное место под открытым небом притягивает к себе энтузиастов ретро-автомобилей. Ценители советских машин могут поделиться своей страстью и любовью к автомобильной истории восточноевропейского региона.
Невероятные приключения самого дешевого в истории Bugatti Veyron Эту забавную историю на суд читателя предоставил человек по имени Эд Болян. Эд ранее работал директором по продажам в салоне редких автомобилей и всегда мечтал о приобретении Bugatti Veyron.
10 удивительных суперкаров, о которых вы вряд ли слышали Ничто, без сомнения, не сравнится с суперкаром. Мы говорим об автомобиле, который никогда не перестает привлекать внимание и вместо того, чтобы обесцениваться со временем, суперкар будет только дорожать.
История автомобилей: Топ-10 интересных фактов Автомобили появились еще в далеком 1769 году, когда были созданы первые экземпляры с паровым двигателем. В 1807 году Франсуа Исаак де Риваз спроектировал первый автомобиль, который был оснащен двигателем внутреннего сгорания, работающим на топливном газе.

Больше новостей