Как шел ремонт дорог в царские времена

03.02.2017 г. в 16:02, bigkiev

Снежные заносы создают сложности на дорогах и не радуют автомобилистов. А 100 лет назад киевляне воспринимали снег на мостовых как благо – сани извозчиков неслись по заснеженным дорогам абсолютно беззвучно. В отличие от колесных экипажей, в теплую пору проносящихся с грохотом по уличным булыжникам. Издавна киевские улицы, как и во многих европейских городах, мостили деревом. Но деревянное покрытие недолговечно и нуждалось в частой замене.

Тем не менее, в 1811 году, после большого пожара, уничтожившего почти весь Подол, городские власти полностью отказались от деревянного мощения улиц. Более десяти лет киевские дороги стояли не мощенными и ездить по ним было, конечно, сложно. Особенно поздней осенью и в весеннюю распутицу.

Первую же улицу, проезжую часть которой покрыли булыжником, киевляне между собой стали называть Мостовой, то есть мощенной. Официально она называлась иначе – это была часть Александровской улицы. Ныне это Владимирский спуск, улица Сагайдачного и часть Контрактовой площади (до Контрактового дома).

В 1844 году в Киев приехал молодой историк Николай Костомаров. Он оставил короткое, но весьма любопытное свидетельство о тогдашнем состоянии киевских дорог. «Старый город, – утверждал Костомаров, – был немощен… Крещатик не имел ни магазинов, ни лавок, ни отелей. Большая часть построек была деревянная, мостовой совсем не было, в сырое время была там большая грязь и слякоть».

К середине XIX века в городе было вымощено всего четыре площади и 30 улиц, что составляло примерно треть всей тогдашней киевской дорожной инфраструктыр. Сравнительно невысокие темпы замощения улиц объяснялись, среди прочего, и тем, что булыжный камень приходилось доставлять из неблизкой Минской губернии – транспортировка требовала значительных затрат.

Для стабильного финансирования работ по замощению улиц городские власти увеличили налог на недвижимость на 1%. Однако полученные от этого деньги не всегда расходовались разумно. Увы, многие улицы мостили некачественно, в результате их проезжая часть довольно скоро проседала, в ней появлялись рытвины и ухабы, которые во время дождя превращались в небольшие озера.

Примеры? Извозчик Клиндух вез юную даму по Крещатику – мимо «Национальной гостиницы» на Бессарабке. То ли возница зазевался и не заметил огромную лужу, то ли опрометчиво решил, что лужа – мелкая и поленился ее объезжать, но его коляска ушла в трехметровый провал. Вместе с владельцем, лошадью и перепуганной на смерть пассажиркой. К счастью, вовремя подоспевшие полицейские быстро выудили пострадавших – обошлось без жертв.

Подобных случаев было немало. Только на замену покрытий уже существующих мостовых город тратил до 70 тыс. рублей ежегодно!

Как сократить бюджет

Впрочем, замощением – пусть и некачественным – были охвачены далеко не все киевские улицы. Многие так и остались грунтовыми, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Так, в апреле 1900 года настоятельница Киево-Флоровского монастыря обратилась к городскому голове Степану Сольскому с просьбой замостить улицу, ведущую к монастырской гостинице. Улица – словно нарочно! – называлась Черная грязь.

Аналогичная ситуация сложилась и на улице Багговутовской, где располагалась Еврейская больница. «Нужно видеть эту невылазную грязь, – взывал к сердобольности отцов города старший врач, – чтобы понять положение несчастных больных, поспешающих ежедневно в амбулаторию больницы».

Между тем, процедура выделения «дорожных» денег была непростой. Мостовая комиссия Городской думы составляла смету предстоящих работ и запрашивала соответствующую сумму. Затем за дело бралась финансовая комиссия, которая безжалостно резала предложенный дорожниками бюджет. Бывало, заявленная цифра уменьшалась на четверть.

Далее – самое интересное. Требований замостить или отремонтировать ту или иную улицу было намного больше, чем позволяли средства. Угадайте, каким заявкам отдавали предпочтение? Да, в приоритете были центральные улицы. Причем на перемощение Крещатика в иные годы выделяли треть всех «дорожных» денег города.

Впереди Парижа и Берлина

Мощение имело, конечно, множество преимуществ. Тем не менее, многих киевлян оно вовсе не радовало. Дело в том, что деревянные колеса экипажей проносились по булыжным мостовым с таким грохотом, что беседующим на улице пешеходам приходилось общаться исключительно с помощью крика.

А уж насколько высока была интенсивность движения на киевских улицах, можно судить по следующим статистическим данным. В 1904 году в Киеве на тысячу жителей приходилось 7,8 извозчиков, что было больше, чем в Париже (7,4), Варшаве (5,0), Риге (5,0), Берлине (4,3) и ряде других крупных городов Европы.

Мало того, что экипажей в нашем городе было огромное количество, так еще и разъезжали они с приличной скоростью – езда медленнее, чем восемь верст в час в Киеве вообще воспрещалась. Добавьте к этому постоянные вопли извозчиков нерадивым пешеходам, переходящим улицу: «Берегись!»

Вот почему появление снега и замена колес экипажей полозьями были для горожан благом – уличный шум резко снижался. Однако в Киеве снег никогда не держался дольше трех-четырех месяцев. Наступала весна – и транспорт вновь безудержно грохотал.

А извозчики против

Уменьшить городской шум могли только резиновые шины. В марте 1910 года Городская дума потребовала, чтобы ими в обязательном порядке были оснащены все киевские экипажи.

Это вполне логичное решение властей вызвало протест в среде извозчиков. Дело в том, что с появлением в Киеве электрического трамвая (в 1892 году), потом автомобиля (в 1898-м), а затем и фуникулера (в 1905-м), извозчики стали нести значительные убытки. Затраты на дорогие резиновые шины окончательно сделали бы их бизнес убыточным.

Отцы города были неумолимы. И в один прекрасный день извозчики в знак протеста не выехали на улицы Киева. В городе воцарилась относительная тишина, однако киевляне испытали множество неудобств: часть привычного ежедневного маршрута на работу и домой пришлось проделать пешком.

Возмущению горожан не было предела. И власти вынуждены были отступить – рассмотрение «резинового» вопроса решили перенести на более позднее время. Однако через несколько лет началась Первая мировая война, и вопрос о бесшумных шинах утратил остроту.

Интересные автостатьи

«Я у мамы инженер»: 14 примеров неудачного тюнинга автомобилей В мире очень много людей, которых действительно можно назвать мастерами на все руки. Они обладают умением, талантом, опытом и страстью к своему ремеслу. У некоторых из них есть настоящий дар к модификации автомобилей. Но эта статья не о них.
Зачем они это делают: «Заскоки»легендарных гонщиков Одни из самых интересных людей в мире — пилоты гоночных автомобилей. Каждый раз на треке они сталкиваются с опасностями быстрого вождения. И далеко не каждому психологически дано выдержать такие физические и моральные нагрузки.
13 интересных особенностей американских полицейских машин Мы видим их почти каждый день и не можем не нервничать, когда проезжаем или проходим рядом, независимо от того, нарушаем мы правила или нет. Да, речь идет о полицейских машинах.
Восхитительный трибьют BMW Isetta: электрокар Microlino Несмотря на внушительное количество инноваций в отрасли, не каждый день дебютирует новый электромобиль с такими успешными предпродажами. Предварительные заказы на Microlino уже перевалили за 100 миллионов долларов, вот насколько многообещающий этот bubble car.
Собрать за 16 секунд: мегазавод Suzuki Maruti в Индии Данные. Факты, цифры. Информация. Называйте, как хотите, но только так можно передать масштаб производства Suzuki Maruti в Индии. Иные прилагательные, метафоры, заумные фразы не подходят.
10 самых крутых и необычных мотоциклетных колясок Многие современные байкеры вряд ли согласятся с утверждением, что коляска и мотоцикл — идеальная пара. Но посмотрите как переплетаются их судьбы. А первая коляска даже предшествует первому мотоциклу.
Как выглядит музей советских автомобилей в США В маленьком городке Саммамиш, штат Вашингтон, расположен удивительный и необычный для США музей — музей автомобилей производства СССР. Это атмосферное место под открытым небом притягивает к себе энтузиастов ретро-автомобилей. Ценители советских машин могут поделиться своей страстью и любовью к автомобильной истории восточноевропейского региона.
Невероятные приключения самого дешевого в истории Bugatti Veyron Эту забавную историю на суд читателя предоставил человек по имени Эд Болян. Эд ранее работал директором по продажам в салоне редких автомобилей и всегда мечтал о приобретении Bugatti Veyron.
10 удивительных суперкаров, о которых вы вряд ли слышали Ничто, без сомнения, не сравнится с суперкаром. Мы говорим об автомобиле, который никогда не перестает привлекать внимание и вместо того, чтобы обесцениваться со временем, суперкар будет только дорожать.
История автомобилей: Топ-10 интересных фактов Автомобили появились еще в далеком 1769 году, когда были созданы первые экземпляры с паровым двигателем. В 1807 году Франсуа Исаак де Риваз спроектировал первый автомобиль, который был оснащен двигателем внутреннего сгорания, работающим на топливном газе.
Дешевые масл-кары в США: новый Camaro и 7 альтернатив дешевле $25000 Недавно Chevrolet выпустила Camaro 2019 года, стартовая цена которого в США составляет 26 495 долларов. В базовой комплектации модель оснащена 2,0-литровым 4-цилиндровым двигателем с турбонаддувом, на 275 л.с. Однако, этот автомобиль стоит дороже, чем некоторые его конкуренты, такие как Toyota 86 и Mazda MX-5, и не каждый может себе его позволить. Если вы по какой-то причине не можете приобрести Chevy Camaro 2019 года, предлагаем вашему вниманию семь менее дорогих альтернатив.
Летающий спортивный автомобиль Volante Vision Concept от Aston Martin (видео) Компания Aston Martin продемонстрировала свой футуристический летающий спортивный автомобиль, способный преодолевать расстояние из Лондона в Ливерпуль всего за час. Новое изобретение роскошного бренда было представлено на автошоу в Фарнборо.

Больше новостей