Особенности дел о ДТП: автоюрист указал на проблемные места

24.07.2017 р. в 17:45, protokol

Занимаясь постоянно защитой по делам о ДТП, начинаешь понимать, что в отечественной практике проблема с ними не только в технических аспектах, и не только в распространённом непрофессионализме и непонимании специфики этой категории дел со стороны следователей и судей. И даже не только в укоренившейся предвзятости в отношении водителей, например, по делам о ДТП с пешеходами. Об этом в своем блоге пишет автоюрист Вадим Володарский.

Такое впечатление, что следователи, а иногда и судьи, занимаясь этими делами, совершенно своеобразно понимают процессуальные нормы, применяя их совершенно не так, как по другим категориям дел. И даже допуская то, что по другим делам явно трактовалось бы как процессуальное нарушение.

Приведём примеры:

Для понимания первого из них следует обратить внимание на важную особенность дел о ДТП. Если в делах об «обычных» преступлениях – может решаться вопрос об установлении лица, совершившего то или иное деяние, и о доказывании его вины; о том, содержало ли данное деяние состав уголовного правонарушения, и т.п., но в большинстве случаев понятно, «кто есть кто», кто будет обвиняемым, а кто потерпевшим. Если, допустим, обокрали квартиру, то понятно, что хозяин будет потерпевшим, а вор, если его найдут, обвиняемым. Примерно то же самое – если нашли труп с признаками насильственной смерти, примерно то же самое – по большинству «экономических» дел (там вопрос – а есть ли состав уголовного правонарушения), и т.п.

То по делам о ДТП часто бывает противоположная картина. Круг участников происшествия известен (если только кто-то из них не скрылся с места ДТП), но кто из них будет виновным, а кто потерпевшим, — понятно далеко не всегда. (Подобная ситуация возникает, помимо этой категории дел, ещё там, где идёт речь о необходимой обороне, и там тоже всё бывает весьма непросто…)

Надо сказать, что наш УПК к такой ситуации не приспособлен. Просто нет соответствующего статуса участника процесса…

Чем и пользуются много лет наши следователи, максимально «выдерживая» всех участников ДТП в статусе свидетеля, не давая тем самым реализовать право на защиту на досудебном следствии. После же проведения следственных действий быстро объявить о подозрении, завершить досудебное следствие и направить дело в суд.

Всё бы ничего, но… Решение о том, кто виновен в ДТП, в большинстве случаев невозможно принять без проведения судебно-автотехнической экспертизы. Вот её и проводят. А где берут исходные данные? А в большинстве случаев из показаний самих участников ДТП и свидетелей. Ещё и вопрос ставят перед экспертом: чьи показания являются технически обоснованными? Без данных, содержащихся в показаниях, в частности, водителей, — такую экспертизу провести бывает практически невозможно.

Однако есть проблема.

П.1 ч.3 ст.87 УПК не разрешает, а прямо требует признавать недопустимыми доказательствами показания свидетеля, который впоследствии стал подозреваемым или обвиняемым. В свою очередь, ч.1 этой статьи предусматривает, что недопустимыми признаются доказательства, полученные на основании любой информации, полученной с нарушениями прав и свобод человека («плоды отравленного дерева»).

Заметим: с одной стороны, в рамках уже идущего судебного следствия статус лица не может измениться со свидетеля на обвиняемого. Следовательно, речь идёт о показаниях, данных на досудебном следствии. Но, с другой стороны, есть ст. 23 УПК, которая говорит о непосредственности исследования судом, в частности, показаний свидетелей. Поэтому, по идее, напрямую применить п.1 ч.3 ст.87 УПК к показаниям невозможно. Зато можно и нужно применить к доказательствам, полученным благодаря информации, которая взята из этих показаний.

В частности, это касается и тех самых экспертиз, для которых исходные данные брали из показаний, в том числе, того водителя, который на тот момент был свидетелем, а потом стал обвиняемым. Исходя из изложенного, это – прямое основание признания такого заключения экспертизы недопустимым доказательством.

Следователи, слыша такую аргументацию, обычно хватаются за голову: а как же нам расследовать дело, когда непонятно, кто из участников ДТП виновен?! Однако, во-первых, закон же не «зловредный» адвокат писал! А во-вторых, максимально выдерживать водителя в статусе свидетеля – практика распространённая, в том числе и по тем делам, где всё очевидно. Например, в случае наезда на пешехода понятно, что либо не будет состава уголовного правонарушения, и дело нужно будет закрывать (что сомнительно, учитывая предвзятость к водителям по этой категории дел: вину максимально стараются «найти» или изобрести), или же подозреваемым. А потом обвиняемым, будет именно водитель. Зачем же его до конца допрашивать как свидетеля? Чтобы не давать возможности реализовать права, предусмотренные законом для подозреваемого?!

В случаях же, когда виновность не была очевидна, нужно учитывать, что, давая показания, водитель мог вообще не предполагать, что впоследствии подозреваемым (обвиняемым) по делу будет именно он, а не «оппонент». Соответственно, давая показания в качестве свидетеля, он мог вообще не быть озабочен своей защитой. Является ли такая ситуация нарушением права на защиту? Безусловно!

Что интересно: на этот процессуальный аспект крайне редко обращают внимание не только судьи, но и адвокаты. А зря: в большинстве случаев заключение судебно-автотехнической экспертизы, той самой, которая основывается, в том числе, на показаниях водителей, — краеугольный камень позиции обвинения. Признание такого заключения недопустимым доказательством означает невозможность вынесения обвинительного приговора.

Есть ещё один интересный аспект, связанный как раз с принципом непосредственности исследования доказательств, в частности, показаний, который изложен в ст.23 УПК. И требования там достаточно жёсткие.

Опять же, по «обычным» уголовным делам проблем, как правило, не возникает. По делам же о ДТП именно показания, данные на досудебном следствии, «прорываются» в предмет исследования суда, будучи изложенными в том самом заключении экспертизы. Мало того – их техническая обоснованность является предметом исследования экспертов!

А ведь обвиняемый (впрочем, как и потерпевший, и свидетель) в судебном заседании может дать показания, отличающиеся от тех, которые он давал на досудебном следствии. И не только в силу злонамеренности, а в силу того, что ему будут задавать вопросы участники процесса, и он либо вспомнит что-то новое, либо расскажет об обстоятельствах, о которых следователь его не допрашивал вообще. Либо следователь неточно что-то записал в протокол, и т.п. Вариантов может быть немало.

Вопрос не в причинах и не в том, насколько велики различия, а в том, что предметом исследования эксперта являются те показания, которые вообще не могут быть исследованы судом и положены в основу приговора.

Причём это касается не только собственно протоколов допросов, но и следственных экспериментов.

Последние, как известно, делятся на две категории: первую мы можем условно назвать собственно экспериментом (например, определение видимости препятствия в свете фар автомобиля) – с их методиками, кстати, тоже возникает много проблем, но они больше технические, чем процессуальные. Вторая же – показания на месте. По делам о ДТП часто, например, просят водителя точно указать на месте происшествия место столкновения, расположение своего и чужого транспортного средства, расположение пешехода в момент его обнаружения, и т.п. Кстати, точность такого воспроизведения через значительное время после ДТП обычно сомнительна.

По сути, во втором случае мы имеем дело именно с показаниями. (И к ним применяется, в числе прочего, п.1 ч.3 ст.87 УПК.) Возникает дилемма: с одной стороны, получить такие показания в судебном заседании невозможно, т.к. на этой стадии следственный эксперимент не проводится. С другой – исследование таких показаний является нарушением принципа непосредственности и требований ст.23 УПК. А следовательно, то же самое относится и к заключению экспертизы, основанной на таких показаниях.

Как ни странно, на этот аспект адвокаты и судьи также обращают внимание реже, чем следовало бы.

И напоследок: по любым другим делам вещественные доказательства исследуются непосредственно в судебном заседании. (Автору этих строк, например, не так давно пришлось принимать участие в заседании, где таким образом исследовались детали оружия.)

Но часто ли приходится встречаться со случаями, когда суд так же непосредственно исследует такие вещественные доказательства, как повреждённые транспортные средства? А ведь если суд этого не сделал – это не просто нарушение УПК. Это – существенная неполнота исследования доказательств по делу. Мало того: согласно доктрины «плодов травленного дерева», это делает невозможным обоснование приговора доказательствами, основанными на информации, полученной из тех же вещественных доказательств, в частности – транспортно-трассологических, автотехнических и прочих экспертиз.

Причём никаким изучением фотографий заменить непосредственное исследование вещественных доказательств нельзя…

Понятно, что автомобиль в суд не доставишь. Понятно и то, что судье зачастую не хочется покидать уютный зал ради исследования доказательств под открытым небом и зачастую в условиях весьма некомфортных. Но требования закона в данном случае именно таковы. И их несоблюдение – основание для апелляционного обжалования приговора…

И, кстати, напоследок: в случае, если транспортные средства стоят на штрафплощадке, часто ли следователь позволяет их осмотреть стороне защиты при выполнении требований ст. 290 УПК? А ведь непредъявление вещественных доказательств – основание для признания соответствующих доказательств (и всех последующих на ветвях «отравленного дерева») недопустимыми!

Всё это было бы очевидным при расследовании и судебном рассмотрении любых других категорий уголовных дел. Но по делам о ДТП практика, по сути, являющаяся нарушениями УПК, стала общепринятой. По сути, практика такая сложилась давно, но стала противозаконной со вступлением в силу ныне действующего УПК, и почему-то за этот период не встречает адекватной оценки судами, в том числе апелляционной и кассационной инстанций.

Остаётся вопрос: почему же таково отношение к нарушениям процессуального закона именно по отдельно взятой категории дел?

Не из-за отношения ли к водителю. К автомобилю и к самому факту владения автомобилем в обществе в целом, в результате чего это распространяется и на юридическую практику?

Ведь «автомобильную» сферу пытаются вывести из сферы действия конституционных норм, правовых принципов и прав человека и во многих других отношениях, о чём, несомненно, писать придётся ещё не раз и не два…

Цікаві автомобільні публікації

Що таке відновлення та ремонт гідроциліндрів? Гідроциліндри, як і всі пристрої, схильні до поломок. Тоді рішенням є відновлення та ремонт гідравлічних циліндрів. Спеціалізовані компанії можуть швидко відновити повну працездатність зношених компонентів
Новий Opel Mokka: стильний компактний кросовер став ще більш сучасний та ще більш цифровий Продажі нового автомобіля в Європі розпочнуть вже незабаром, в Україні кросовер буде доступний починаючи з 2025 року.
Новий Porsche 911 GT3 вперше доступний одразу у двох версіях: для треку та доріг загального користування 911 GT3, одразу після появи в 1999 році, став взірцем поєднання гоночних характеристик та практичності в повсякденному житті. З нагоди 25-річчя нову модель уперше презентують одночасно у двох версіях: як орієнтований на рух треком спорткар із заднім крилом, та більш стриману версію з пакетом Touring.
Особенности летних шин для легковых автомобилей Когда температура стабильно поднимается выше +7°C, возникает необходимость замены зимних покрышек на легковые летние шины.
Гідравлічне обладнання в сільському господарстві Гідравлічне обладнання відіграє важливу роль у сучасному сільському господарстві, значно підвищуючи ефективність і продуктивність сільськогосподарських робіт. Завдяки гідравлічним системам аграрії отримують можливість автоматизувати процеси, підвищити точність виконання робіт і знизити трудовитрати.
Грузовое такси недорого во всех областях Украины Вам нужно организовать переезд из дома, квартиры, офиса или любого другого помещения, но в распоряжении нет достаточно вместительного транспорта?
Як підібрати підходящий дорожній мотоцикл для туриста. Вибір правильного дорожнього мотоцикла для подорожей є важливим кроком, який може значно вплинути на ваш досвід та безпеку. Існує багато факторів, які слід враховувати при виборі мотоцикла для туристичних поїздок. 
Преимущества мотоцикла как средства передвижения Мотоцикл, символ свободы и скорости, также является непревзойденным средством передвижения в городской суете. Его компактные размеры позволяют уверенно маневрировать даже в самых загруженных уличных пробках, обходя заторы и экономя драгоценное время.
Як правильно обрати СТО для вантажних авто Власники транспортних компаній часто звертаються до різних станцій технічного обслуговування (СТО), адже це зручно та звільняє від необхідності самостійно обслуговувати вантажівки. У кожному місті є свої СТО, що пропонують різноманітні послуги.
Нова Toyota Corolla Hybrid - на чолі ефективності та інновацій У світі постійної еволюції автомобільної індустрії, Toyota знову визначає нові стандарти з випуском свого останнього джерела піонерства - седану Corolla з гібридною силовою установкою. Цей автомобіль, здатний перетворити ідею ефективності та екологічності на реальність, вразить навіть найвимогливіших любителів автомобілів.
Руководство при выборе кондиционера для автосалона от компании «Кондиціонери України» Автосалоны, дилерские автоцентры относятся к числу объектов, на которых необходимо поддерживать температурно-влажностный режим в соответствии с нормативными требованиями. Это важная составляющая охраны труда сотрудников и заботы о комфорте клиентов. Так что без установки кондиционера не обойтись.
Особенности выбора и ухода за шинами и дисками При эксплуатации автомобиля одним из важных аспектов безопасности и производительности являются шины и диски. Эти два элемента несут на себе ответственность за сцепление с дорогой и комфорт вождения. При выборе шин необходимо обращать внимание на их тип, размер, сезонность и индексы нагрузки и скорости

Більше новин