Комментарий: Керченский мост - яркий пример гигантомании Кремля

03.08.2017 г. в 01:02, facenews

Мост через Керченский пролив в Крым наверняка достроят - россияне умеют реализовывать крупные проекты. Правда, чаще всего без практической пользы, считает политолог Иван Преображенский.Строительство моста из Краснодара в Крым через Керченский пролив выходит, как заявляют российские официальные лица, на финишную прямую. Даже я, хоть особо и не интересовался в последнее время, слышал, что завершено едва ли не 70% работ. В связи с этим с 3 августа на все прилегающие территории и обзорные площадки строительства моста вход запрещен - их берут под охрану бойцы Росгвардии.

Оно и понятно - ведь после аннексии Крыма и неудачной попытки пробить через Мариуполь сухопутный коридор в Россию, это объект особого внимания, в том числе и лично президента Путина. Правда, мало кто помнит, что пока это объект - тупиковый. Даже если мост достроят в срок, ехать автомобилисту, после того как он пересечет Керченский пролив, будет некуда - федеральная трасса на Симферополь не готова сейчас и вряд ли появится в 2018 году.

"Стройки века"

Не буду обращаться в далекое прошлое, как это сейчас модно в России, и рассуждать про бесполезный Царь-колокол или бессмысленную Царь-пушку. В современности достаточно примеров того, как россияне, успешно преодолевая трудности, реализовывали гигантские проекты. При этом практической пользы, сопоставимой с затратами, они не получали.

Пожалуй, самый яркий пример за правление Владимира Путина - это зимняя Олимпиада в Сочи в 2014 году. Даже по версии Счетной палаты, затраты на Игры составили около 325 млрд рублей. По независимым оценкам - как минимум в два раза больше. А если еще приплюсовать строительство в Сочи спортивных и других необходимых зданий, то может получиться и более 1,5 трлн рублей.

Много это или мало? Сравнивая с теми же официальными расходами на строительство Керченского моста, выходит, что много. Даже названная Счетной палатой сумма - и то больше, чем такие же сомнительные, формально озвученные расходы на мост в размере около 228 млрд рублей. При этом своих целей Олимпиада не достигла. С точки зрения медального соревнования у России все в порядке. Но ведь речь шла о повышения привлекательности Российской Федерации для иностранцев. И тут деньги явно были выброшены на ветер. Задумавшаяся как мощный пиар-ход, Олимпиада была практически забыта - как внутри страны, так и за ее пределами - после аннексии Крыма в марте того же года.

Другой пример - мост на остров Русский во Владивостоке. Его успешно, с трудом уложившись в сроки, построили к саммиту АТЭС. Это уникальная конструкция. И вот теперь по ней сотни студентов ездят учиться, потому что кроме них мост никому не нужен, маршрут ведь тупиковый, дальше острова Русский по нему не уехать никак, разве что вплавь.

Гигантомания идет в массы

В советское время все подобные проекты назывались "стройками века". И лишь немногие из них приносили реальную пользу, сопоставимую с затратами на имперское величие и тягу к гигантомании. Каждый новый масштабный проект придуман сегодня, кажется, для того, чтобы его авторы смогли поглубже засунуть руку в госбюджет. В этот ряд вполне может попасть и строго охраняемый мост через Керченский пролив.

Проблема для России традиционная - дураки и дороги. Первые планируют прокладку вторых и, в итоге, дорог просто пока нет. Создается клубок почти неразрешимых противоречий. Автомобилисты получат уникальную возможность прокатиться с ветерком по мосту над морем и уже с крымской стороны встать в многочасовую пробку. До сих пор построено всего пара километров дороги с одной стороны моста и несколько сот метров - с другой.

Что касается железнодорожного пролета моста, то польза от него также будет весьма скромная до тех пор, пока госкомпания РЖД не электрифицирует крымские железные дороги. А за это планируют взяться не раньше 2021 года. Связано такое странное отношение к инфраструктуре, вероятно, с многовековой российской традицией. Нам легко напрячься на короткий срок и все сделать - причем, в авральном порядке. А вот на планомерную однообразную деятельность россияне редко способны.

Таким образом, получается, что Керченский мост может оказаться очень дорогой, но совершенно бесполезной игрушкой для Кремля. Покажут, наверняка, по телевизору открытие моста, глава государства торжественно перережет ленточку. И на этом - все! Гигантский показательный проект упрется в бездорожье и еще немало лет будет представлять собой, как сочинская Олимпиада, хорошую задумку, упершуюся в российский имперский тупик.

Автор: Иван Преображенский - кандидат политических наук, эксперт по Центральной и Восточной Европе, обозреватель ряда СМИ. Автор еженедельной колонки на DW. Иван Преображенский в Facebook: Иван Преображенский

Этот комментарий выражает личное мнение автора. Оно может не совпадать с мнением русской редакции и Deutsche Welle в целом.

Интересные автостатьи

Зачем они это делают: «Заскоки»легендарных гонщиков Одни из самых интересных людей в мире — пилоты гоночных автомобилей. Каждый раз на треке они сталкиваются с опасностями быстрого вождения. И далеко не каждому психологически дано выдержать такие физические и моральные нагрузки.
13 интересных особенностей американских полицейских машин Мы видим их почти каждый день и не можем не нервничать, когда проезжаем или проходим рядом, независимо от того, нарушаем мы правила или нет. Да, речь идет о полицейских машинах.
Восхитительный трибьют BMW Isetta: электрокар Microlino Несмотря на внушительное количество инноваций в отрасли, не каждый день дебютирует новый электромобиль с такими успешными предпродажами. Предварительные заказы на Microlino уже перевалили за 100 миллионов долларов, вот насколько многообещающий этот bubble car.
Собрать за 16 секунд: мегазавод Suzuki Maruti в Индии Данные. Факты, цифры. Информация. Называйте, как хотите, но только так можно передать масштаб производства Suzuki Maruti в Индии. Иные прилагательные, метафоры, заумные фразы не подходят.
10 самых крутых и необычных мотоциклетных колясок Многие современные байкеры вряд ли согласятся с утверждением, что коляска и мотоцикл — идеальная пара. Но посмотрите как переплетаются их судьбы. А первая коляска даже предшествует первому мотоциклу.
Как выглядит музей советских автомобилей в США В маленьком городке Саммамиш, штат Вашингтон, расположен удивительный и необычный для США музей — музей автомобилей производства СССР. Это атмосферное место под открытым небом притягивает к себе энтузиастов ретро-автомобилей. Ценители советских машин могут поделиться своей страстью и любовью к автомобильной истории восточноевропейского региона.
Невероятные приключения самого дешевого в истории Bugatti Veyron Эту забавную историю на суд читателя предоставил человек по имени Эд Болян. Эд ранее работал директором по продажам в салоне редких автомобилей и всегда мечтал о приобретении Bugatti Veyron.
10 удивительных суперкаров, о которых вы вряд ли слышали Ничто, без сомнения, не сравнится с суперкаром. Мы говорим об автомобиле, который никогда не перестает привлекать внимание и вместо того, чтобы обесцениваться со временем, суперкар будет только дорожать.
История автомобилей: Топ-10 интересных фактов Автомобили появились еще в далеком 1769 году, когда были созданы первые экземпляры с паровым двигателем. В 1807 году Франсуа Исаак де Риваз спроектировал первый автомобиль, который был оснащен двигателем внутреннего сгорания, работающим на топливном газе.
Дешевые масл-кары в США: новый Camaro и 7 альтернатив дешевле $25000 Недавно Chevrolet выпустила Camaro 2019 года, стартовая цена которого в США составляет 26 495 долларов. В базовой комплектации модель оснащена 2,0-литровым 4-цилиндровым двигателем с турбонаддувом, на 275 л.с. Однако, этот автомобиль стоит дороже, чем некоторые его конкуренты, такие как Toyota 86 и Mazda MX-5, и не каждый может себе его позволить. Если вы по какой-то причине не можете приобрести Chevy Camaro 2019 года, предлагаем вашему вниманию семь менее дорогих альтернатив.
Летающий спортивный автомобиль Volante Vision Concept от Aston Martin (видео) Компания Aston Martin продемонстрировала свой футуристический летающий спортивный автомобиль, способный преодолевать расстояние из Лондона в Ливерпуль всего за час. Новое изобретение роскошного бренда было представлено на автошоу в Фарнборо.
Любимец президента США: Единственный в истории серийный автомобиль-амфибия Модель Amphicar 770 — автомобиль-амфибия, который был создан в Западной Германии и продавался в Соединенных Штатах с 1961 по 1967 год, дебютировав на автошоу в Нью-Йорке в 1961 году. Машина была спроектирована немецким инженером Гансом Триппелем, и изготовлена на предприятиях Quandt Group в Берлине и Любеке. В общей сложности в одном поколении было произведено 3887 экземпляров.

Больше новостей