Принцип зиппера, или как побороть дорожные заторы в Украине

29.08.2017 г. в 02:42, autocentre

Принцип зиппера, один из основных методов борьбы с заторами, в Украине часто идет в разрез с принципом быка. Это правда. Но как выясняется, иногда пробки и недоразумения возникают не в силу каких-то там принципов, а только благодаря их отсутствию. Так что стоит, наверное, напомнить, что это за система с именем застежки-молнии.

Классическая ситуация: множественные летние праздники, четыре выходных дня подряд, в Киеве – исход, все стремятся покинуть город как можно быстрее и как можно раньше. При этом половина города перекопана, дороги из трехполосных превратились в однополосные именно там, где ожидаются самые мощные железные потоки, что неизбежно выливается в пробки и часовые ожидания людей, уже чувствующих в своих машинах запах шашлыка и ощущающих под руками ускользающе влажную прохладу пивных бутылок – и оттого ставших чуть более раздражительными, чем обычно.

В общем, потихоньку тянемся в плотном потоке, закипаем – кто-то морально, кто-то радиаторно. Жара. Наконец-то доползаю в своем ряду до места сужения дороги, включаю поворотник направо и пытаюсь втиснуться в единственный ряд, который двигается без перестроения. Уже предвкушаю скорое освобождение из плена, но нет – последнее препятствие. Туарег, двигающийся справа, бампером вжимается во впередиидущий Субару – да так, что последний в панике пытается поджать бампер, как нашкодивший Барбос хвост. И ведь до этого все было нормально, одна машинка – с «прямого» ряда, одна с правого, одна с прямого, одна с правого – что, собственно, и есть принцип зиппера. А на мне – вот такая незадача. Я тоже настойчивый, и все же пытаюсь сохранить очередность, но нет, он не сдается, и вижу, что нервничает – жмет Субару все сильнее, а из кабины просто начинают распространяться волны ненависти ко всему живому. В конец концов уступаю, следующий автомобиль меня спокойно пропускает, и все мы покидаем пробку – хоть и в разных настроениях.

Вырвавшись наконец на свободу, на первой же заправке заезжаю залить бак до полного – ехать далеко! – и вот те раз, какая встреча! Знакомый Туарег, а возле него и сам водитель. Подхожу, здороваюсь, интересуюсь – что ж ты, мил человек, игнорируешь человечность в ее самых простых проявлениях, напоминаю о принципе зиппера, про который нам еще в автошколе рассказывали. Товарищ уже тоже подостыл, при упоминании зиппера смущенно смотрит куда-то вниз, понимает, что речь не о том, а по сути высказанных мной претензий поясняет, что это я, мол, наглая морда, и встраиваюсь справа в ряд, который едет прямо, а соответственно никаких прав на то не имею, и должен ждать, пока какая-нибудь сердобольная душа меня пропустит – но это будет точно не он, потому как у него Туарег и вообще он не привык никому уступать, потому что это удел слабаков. Опять же аккуратно пытаюсь заметить, что «уступать» в данном случае – неправильное слово, потому как это даже не вежливость и взаимопонимание, а дело просто взаимовыгодное, и так мы просто быстрее все вместе уедем – доказано поколениями дальнобойщиков и десятками исследований ADAC`а. И оказывается, что ни о каком зиппере он знать не знает, а если бы знал – возможно, действовал бы по-другому. Так вот, для тех, кто не знает, но хочет, рассказываю.

Принцип зиппера – самая известная методика прохождения участков сужения дороги. Лучше всего знают о нем в Германии и Бельгии – здесь водителям в автошколах (в первую очередь – профессиональным водителям) его преподают как безусловную форму поведения на дорогах. А за игнорирование метода зиппера здесь могут даже оштрафовать. В местах сужения дорог в Австрии часто установлены знаки Zipper Merge, напоминающие, как надо проезжать эти проблемные участки, и даже стоят специальные отсечки в местах, где можно начинать перестраиваться. В прочих странах Европы, естественно, он тоже известен, но иногда под другими названиями. Вообще «по-научному» это называется «метод позднего перестроения». И как показали многочисленные исследования, именно он является самым оптимальным в таких пробках. Метод раннего перестроения – это когда только завидев знак «Сужение дороги» автомобили пытаются сразу перестроиться в один ряд так, чтобы к действительному месту сужения дороги уже выстроиться в одну цепочку. При позднем перестроении все машины едут в своих рядах непосредственно до места сужения, а здесь по принципу затежки-молнии, через одну с каждого ряда, проскакивают в «горлышко» сужения. Почему второй метод быстрее, долго объяснять не буду – вот на этом видео все отлично представлено, и больше тут объяснять нечего.

Второй ролик так и называется «Почему метод зиппера быстрее» – тут какой-то парень вообще растолковывает все на пальцах.

Стоит лишь уточнить, что работает метод зиппера только в том случае, если все участники движения согласны с его правилами – и перед сужением не быкуют, а пропускают друг друга сугубо по-деловому. Очень важно, чтобы между автомобилями, приближающимися к точке сужения, было достаточно места для перестроения – тогда поток не будет останавливаться, водители машин, меняющие рядность, будут акцентировать свое внимание не на самих автомобилях, а на свободных пространствах между ними, а это меняет психологию прохождения проблемных мест. И кроме того, это поможет избежать внезапных остановок и беспомощного моргания поворотником – не секрет, что именно в такие машины в пробках чаще всего приезжают коллеги по несчастью.

Конечно, скептики могут мне возразить, что какой бы метод слияния мы не использовали – ранний, поздний, динамичный (то есть что-то среднее между первыми двумя), пропускная способность одной полосы не увеличится и все равно затор будет, и количество машин, которые смогут проехать по одной полосе, константно. Да, это так. Но! Больше всего тормозит поток не само сужение, а агрессия и взаимные претензии в таких пробках – это раз, а во-вторых – любое мелкое столкновение в таких пробках может превратить небольшой затор в мегапробку, а таких недоразумений и помогает избежать метод зиппера.

P.S. Кстати, при выезде на оживленную трассу или автобан с «разгонной» полосы тоже используется метод зиппера. Так что если вы двигаетесь по немецкому автобану в крайнем правом ряду и справа перед вами с «разгонной полосы» перестраивается автомобиль, который набрал достаточную скорость для этого маневра – он вас не подрезает, а все делает правильно. Потому что так принято в цивилизованных странах. Но это не имеет ничего общего с тем, как у нас некоторые умники объезжают пробку по той же разгонной полосе и пытаются потом вклиниться в нее же в месте окончания разгонной полосы. Это просто жлобство, а никакой не принцип зиппера.

Интересные автостатьи

10 самых крутых и необычных мотоциклетных колясок Многие современные байкеры вряд ли согласятся с утверждением, что коляска и мотоцикл — идеальная пара. Но посмотрите как переплетаются их судьбы. А первая коляска даже предшествует первому мотоциклу.
Как выглядит музей советских автомобилей в США В маленьком городке Саммамиш, штат Вашингтон, расположен удивительный и необычный для США музей — музей автомобилей производства СССР. Это атмосферное место под открытым небом притягивает к себе энтузиастов ретро-автомобилей. Ценители советских машин могут поделиться своей страстью и любовью к автомобильной истории восточноевропейского региона.
Невероятные приключения самого дешевого в истории Bugatti Veyron Эту забавную историю на суд читателя предоставил человек по имени Эд Болян. Эд ранее работал директором по продажам в салоне редких автомобилей и всегда мечтал о приобретении Bugatti Veyron.
10 удивительных суперкаров, о которых вы вряд ли слышали Ничто, без сомнения, не сравнится с суперкаром. Мы говорим об автомобиле, который никогда не перестает привлекать внимание и вместо того, чтобы обесцениваться со временем, суперкар будет только дорожать.
История автомобилей: Топ-10 интересных фактов Автомобили появились еще в далеком 1769 году, когда были созданы первые экземпляры с паровым двигателем. В 1807 году Франсуа Исаак де Риваз спроектировал первый автомобиль, который был оснащен двигателем внутреннего сгорания, работающим на топливном газе.
Дешевые масл-кары в США: новый Camaro и 7 альтернатив дешевле $25000 Недавно Chevrolet выпустила Camaro 2019 года, стартовая цена которого в США составляет 26 495 долларов. В базовой комплектации модель оснащена 2,0-литровым 4-цилиндровым двигателем с турбонаддувом, на 275 л.с. Однако, этот автомобиль стоит дороже, чем некоторые его конкуренты, такие как Toyota 86 и Mazda MX-5, и не каждый может себе его позволить. Если вы по какой-то причине не можете приобрести Chevy Camaro 2019 года, предлагаем вашему вниманию семь менее дорогих альтернатив.
Летающий спортивный автомобиль Volante Vision Concept от Aston Martin (видео) Компания Aston Martin продемонстрировала свой футуристический летающий спортивный автомобиль, способный преодолевать расстояние из Лондона в Ливерпуль всего за час. Новое изобретение роскошного бренда было представлено на автошоу в Фарнборо.
Любимец президента США: Единственный в истории серийный автомобиль-амфибия Модель Amphicar 770 — автомобиль-амфибия, который был создан в Западной Германии и продавался в Соединенных Штатах с 1961 по 1967 год, дебютировав на автошоу в Нью-Йорке в 1961 году. Машина была спроектирована немецким инженером Гансом Триппелем, и изготовлена на предприятиях Quandt Group в Берлине и Любеке. В общей сложности в одном поколении было произведено 3887 экземпляров.
Недорогие, но по-настоящему крутые мотоциклы 2018 года Вы — истинный фанат двухколесных транспортных средств, но велосипед уже не удовлетворяет ваш бунтарский дух? Если да, то рады сообщить, что 2018 год может стать идеальным годом для покупки нового мотоцикла. Сегодня на рынке огромное количество разнообразных моделей, так что каждый сможет подобрать себе железного коня. Мы представляем вашему вниманию недорогие байки, которые отлично подходят для езды, и при этом высоко ценятся.
Самая большая и удивительная коллекция японских автомобилей, которую долго скрывали от людей В 1989 году американский дилер Honda по имени Гэри Данкан выиграл поездку в Японию на Токийский автосалон. Именно там он впервые увидел восхитительный ретро-Nissan Figaro, и в его голове зародилась навязчивая идея, которая с десятилетиями реализовалась в самую большую и удивительную коллекцию японских автомобилей в США.
Топ-10 самых дорогих мотоциклов сегодня Как и в случае с автомобилями, мотоциклетная промышленность быстро развивается, а это значит, что лучшее в прошлом году, вероятно, в этом таким уже не является. Ценообразование меняется так же быстро, как и индустрия. Изучая нашу подборку самых дорогих мотоциклов сегодняшнего дня, вы узнаете, что, например, один из байков в начале списка теперь стоит почти на 130 тысяч больше, чем его предшественник прошлого года.
«Строгая диета» пилотов Формулы-1: Что на самом деле едят гонщики Как и любые другие профессиональные спортсмены, гонщики Формулы-1 должны соблюдать строгий диетический режим, чтобы оставаться в форме и быть конкурентоспособными. Поддержание установленного веса может быть даже более важным для пилотов F1, чем, скажем, для футболистов. Если вес Месси сдвинется на несколько килограммов в ту или иную сторону, это, вероятно, не так уж и важно, но если любой гонщик Формулы-1 с этим столкнется, то придется перерабатывать весь топливный план гонки.

Больше новостей