Улучшит ли качество топлива стандарт Евро-5
11.01.2018 р. в 23:16, biz.nv.ua
С 1 января 2018 года украинский рынок нефтепродуктов преодолел важный этап, подняв планку по качеству бензина и ДТ до европейских норм.
Вступило в силу требование Технического регламента к топливу, запрещающее оборот бензинов и дизтоплива стандарта Евро-4.
Разница в характеристиках топлив стандартов Евро-4 и Евро-5 невелика, в основном это меньшее содержание серы – с 50 ppm до 10 ppm. Это с одной стороны улучшает экологические показатели топлив, с другой – снижает смазывающие вещества, которые компенсируются на НПЗ дополнительными присадками. Производители нефтепродуктов утверждают, что текущий переход всего лишь формальность. Разница в характеристиках не велика и малозаметна для двигателя автомобиля и не составила больших капиталовложений при производстве, и уж тем более не связана с текущим повышением цен на заправках. Украинские производители, как и иностранные НПЗ перешли на выпуск топлив Евро-5 за год до обозначенной Техрегламентом даты. А более глобальный переход был совершен несколько лет назад, когда в Украине отказались от использования топлив Евро-3, где было в разы более высокое содержание серы, бензола и ароматики в топливах.
Вместе с этим, этот формальный этап не решает главную проблему качества – оборот топлив, производимых на мини-НПЗ, а иногда – на нефтебазах. Сырьем для данных "производств" являются добываемые в Украине нефть и газовый конденсат. Поставляемое по импорту сырье преимущественно идет на два больших завода – Кременчугский НПЗ Укртатнафты и Шебелинский ГПЗ Укргаздобычи. По подсчетам UPECO добыча нефти и газового конденсата в 2017 году составила чуть больше 2 млн т, из них на Укрнафту и Укргаздобычу – около 1,8 млн т (то сырье, которое поступает прямо на 2 крупных завода). Выходит, 10% добываемого в Украине сырья уходит на малые производства, а это без малого – двухмесячное потребление бензина во всей Украине! Можно было бы порадоваться за национального производителя, однако есть большие сомнения по качеству получаемых топлив, которые вряд ли дотягивают даже до Евро-2.
Пока вопросы относительно сбыта добываемого сырья обращены преимущественно к частным добывающим компаниям, которые не показывают, кому и в каком направлении были отгружены нефть и газоконденсат. Так, на первой рабочей неделе 2018 года сделала громкое заявление компания ДТЭК Нефтегаз Рината Ахметова о рекордных добытых объемах природного газа – 1,65 млрд куб. м и газоконденсата 54 тыс. т. Но компания, которая с недавнего времени управляет активами Нефтегаздобычи, наотрез отказалась сообщить кому и по какой цене было продано сырье, из которого потом даже на заправках в Киеве продают некондиционное топливо. Для справки, из 54 тыс. т получится около 30 тыс. т бензина и до 10 тыс. т ДТ. Этого объема бензина достаточно, чтобы обеспечить месячную реализацию всех АЗС нескольких областей.
Поэтому сегодня рано говорить о безоговорочном повышении качества, так не хватает ключевого звена в цепочке оборота топлив. Как минимум, нужно вернуть госконтроль реализуемого топлива на АЗС. Возможно, рейды заставят владельцев АЗС отказаться от контрафактного топлива, получаемого при сомнительном производстве.