Смерти в маршрутках. Почему мы не требуем безопасности на дорогах

24.07.2018 г. в 13:16, uainfo.org

За один день 20 июля в ДТП погибло более 20 человек. Большинство из них - пассажиры маршрутных такси. Как уменьшить аварии на дорогах?

В пятницу, 20 июля в Украине только в четырех ДТП погибло более 20 человек. Скорее всего, в этот день на самом деле на дорогах погибло больше людей – просто дорожные аварии попадают в топ-новости не так часто - разве что когда погибших несколько. "Одиночные" погибшие не всегда попадают в ленты новостей – мы как-то свыклись с этим как с обыденностью. Но четыре аварии за день с многими погибшими – наверное, веский повод вспомнить о том, что на трассах и дорогах мирных городов Украины гибнет сейчас в разы больше людей, чем на Донбассе.

Обычно в таких случаях начинается поиск виноватых, показательные проверки, наказания непричастных. Кто-то ожидает изменений – "ну все, теперь уж точно все изменится, заживем!". Что-то изменилось со времен трагедии в Харькове, когда на тротуаре погибло 6 человек под колесами? Или после 10 погибших в Кривом Роге, в ТОЧНО ТАКОМ ЖЕ миниавтобусе, как в прошлую пятницу под Житомиром? Поговорили, что может желтый свет отменить на светофоре…

Факт в том, что с того времени не поменялось НИЧЕГО, и пока нет предпосылок, чтобы враз что-то изменилось в сфере безопасности дорожного движения, даже после этих пятничных аварий. Можно конечно прочитать закон "О дорожном движении" и повторить знаменитое высказывание сербского профессора: "Премьер-министр Сербии — самый крупный и циничный серийный убийца в истории страны!" Да, за безопасность жизнедеятельности в государстве отвечает премьер, а в городе, кстати – мэр. Но как любая власть – лишь зеркало общества, так и здесь.

Увы, пока украинцы не видят проблемы в смертях на дорогах, а нет социального запроса – нет и реакции в правительстве и в мэриях. Та же Голландия стала лидером по дорожной безопасности не только после десятков и сотен смертей, но и в результате акций протеста активистов и жителей. У нас что, жертв недостаточно для реакции общества, если пассажиры проверяемых маршруток возмущаются самими остановками и задержками, а не заблокированными аварийными выходами или не всегда адекватными водителями.

Как в средневековье казни на центральной площади были в порядке вещей, а для обывателей своеобразным шоу-развлечением, точно также и сегодня наш украинский обыватель относится к дорожным авариям. С той лишь разницей, что повешенье в средневековом городе надо было еще "заслужить", то жертвами дорожных аварий могут стать и случайные люди, которые вроде бы соблюдают правила дорожной безопасности.

Наш украинский обыватель читает и смотрит о ДТП лишь чтобы получить эмоции – но не подумать по сути. Вместо того, чтобы подумать, что надо сделать, чтобы избежать подобного в будущем или хотя бы задать такой вопрос властям, сформировав спрос на решения, наш обыватель разве что перекрестится "слава Богу, что не я или мои родные-друзья, вчера ж там ехал точно так же".

В пылу дискуссий про евробляхи и радостных отчетов кабмина и мэрий об отремонтированных дорогах как-то забывается, что автомобили-то убивают. Когда Голландия в 60-х переживала автомобилизацию – из-за ДТП люди выходили на улицы, требуя безопасности. Когда лет 10 назад в Беларуси начали улучшать дороги – получили вал дорожных аварий из-за превышения скорости. И те, и другие в итоге взялись за безопасность движения – серьезно, не разовыми акциями.

История с фотовидеофиксацией нарушений ПДД и так называемыми "письмами счастья" серьезно затянулась. Еще в середине 2016 года в Киеве и Одессе МВД ставило тестовые камеры, стоят такие камеры и на Житомирской трассе. Первые комментарии МВД были об уйме потенциальных штрафов, но со временем эта информация стихла. Двухлетнее промедление с запуском системы начали даже пояснять политическими соображениями – уж слишком много нарушителей, власти боятся недовольства в преддверии выборов, которыми нас пугают регулярно.

Можно конечно подождать, пока погибнет еще сколько-то людей – и многие аварии сейчас напрямую на совести тех, кто "в теме" установки камер. Но здесь есть вторая проблема – те же евробляхи и доверенности, чтобы "письма счастья" достигли своего адресата. Так может "мах на мах", растаможку евроблях на запуск камер? И гендоверенности заодно уберем, а? С каким-то льготным периодом – так в Кыргызстане делали.

Не лучше ситуация с инженерией дорог – они часто опасны по своей планировке, и если раньше ямы и колдобины как-то сдерживали скорость и обостряли внимание водителей, то "хорошие" дороги становятся по-настоящему опасными. Увы, ремонты не всегда сопровождаются повышением безопасности или эти меры скорее показушные и имеют мизерный эффект.

Например, дальше по трассе от Житомира в Винницу, в вотчину президента. Лет 5 назад дорога здесь была как после бомбежки, сейчас хороший асфальт, разметка. Вот только опасности – остались и усилились. Если хорошая 4-полосная дорога вдруг "врывается" в село Рея, где полос уже не 4 – никак не больше 2. Сразу же здесь – светофор за углом, подъем, вираж, переход… Аварий было уйма – но только положили асфальт, еще увеличив скорость.

На той же "президентской" Старообуховской трассе – "расширили" до этого трехполоску (с "вип-полосой" по центру) до четырех полос, вот только полосы – узкие, а левые повороты – машины ждут на самой дороге. Едешь в Козин "на всех парах" – а тут машина в левой полосе стоит… Когда ремонтировали Новообуховскую трассу, на "президентской" сняли запрет движения грузовиков. Ремонт закончили – запрет вернуть забыли… И это – с узкими полосами, опасными левыми поворотами и кортежами…

Увы, дорожные инженеры в Украине крайне несмелые, а то и пугливые, и часто идут на поводу этого самого обывателя, который хочет "ехать быстрее, надо ж успеть, теща рожает в горящем доме". В той самой Виннице до сих пор нет светофора на, наверное, самом аварийном переходе города – "на Лесопарке", – где люди массово идут в зону отдыха. Дорожники упираются – "машинам будет неудобно". Сбивают людей там регулярно, погибших много.

Таких мест в Украине – тысячи. Да, есть уже люди, которые обращают внимание на такие места, есть и позитивные примеры – например, силовые столбики в Киеве на Бессарабке, которые весной уберегли десятки людей от повторения "харьковской трагедии". Но это пока – исключения.

Мы пока живем еще логикой бедной страны, где автомобиль – символ успеха и богатства, и как-то негоже его ограничивать, этими вашими островками безопасности, столбиками, круговыми перекрестками, сужениями дорог, светофорами и лежачими полицейскими. В бедной стране жизнь человека оценивается низко – где-то как в средневековом городе со стационарной виселицей.

Очень важно изменить отношение общества к дорожной безопасности – это и есть настоящая евроинтеграция, принятие норм и правил развитых стран, которые тоже прошли через бедность, через стихийную автомобилизацию, через смерти. Иначе единственным реальным достижением нашего "курса в Европу" будет безвиз – чтобы просто уехать в цивилизацию, где ценят жизнь каждого. И побыстрее.

Интересные автостатьи

8 миля: 1987 Buick GNX с абсурдно маленьким пробегом Из 547 экземпляров, выпущенных за один модельный год, немногим авто удалось сохранить хорошую форму до нашего времени. Однако, этот 1987 Buick GNX по-настоящему уникален — его состояние идеальное, а пробег составляет лишь 12 километров.
Редчайший Lotus T125 — великолепная «игрушка» настоящего смельчака Кто не хочет испытать машину Формулы 1? Эти чистокровные автомобили, изготовленные из экзотических материалов, по факту являются самыми быстрыми наземными транспортными средствами, когда-либо созданными человечеством. Прочувствовать экстремальное соотношение мощности к весу — мечта многих настоящих мужчин. И Lotus T125 может подарить вам эту возможность.
Грядут перемены: Какие авто предпочитают миллениалы В фильме 1993 года «Под кайфом и в смятении» рассказывается о молодежи и автомобильной культуре 70-х годов. В незабываемом вступительном эпизоде Pontiac GTO 1970 года въезжает на парковку средней школы, а на заднем плане играет «Сладкие эмоции» группы Аэросмит.
Какой он, редчайший Mercedes-Benz 540K 1939 года, принадлежащий королю Иордании? Этот Mercedes-Benz 540K Cabriolet 1939 года, последний из которых принадлежал королю Иордании, недавно был продан за € 1,581,250 (1,7 миллиона долларов).
История о том, как потрепанный Range Rover P38a помогает владельцу справиться с аутизмом Несмотря на то, что Range Rover P38a 1997 года Криса Джордана ощутимо бьет по его кошельку, это авто по-настоящему помогает своему владельцу справиться с аутизмом, и вы вряд ли догадаетесь каким образом.
Как всего за $40 стать совладельцем коллекционного автомобиля Приложение, о котором пойдет речь ниже, позволяет любому инвестировать в старинный автомобиль и приобрести часть классики всего за 40 долларов.
Зверь на дороге: Модификация McLaren 600LT от Джона Хеннесси Джон Хеннесси, владелец тюнинг-ателье «Hennessy Performance Engineering», штат Техас, делает нечто грандиозное со своим McLaren 600LT.
Эволюция Бэтмобиля В первые годы выхода комиксов о Бэтмене, до того, как в 1966 году стартовал оригинальный сериал, «Бэтмобили» представляли собой обычные скоростные авто либо машины с логотипом летучей мыши и плавником (или двумя). Так продолжалось до тех пор, пока для оригинального телешоу не был построен первый настоящий Бэтмобиль, который заслужил свое почетное место среди культовых авто поп-культуры.
Bugatti 57 Atlantic: Настолько дорогой, что даже реплика стоит 1 миллион долларов Bugatti 57 Atlantic является коллекционным наследием автомобильной истории и, разумеется, за него готовы выложить сногсшибательные денежные суммы. Что уж говорить, если даже реплика этого авто стоит свыше 1 миллиона долларов.
Как в Нигерии реставрируют редчайшие классические автомобили Нигерия, возможно, мало известна как страна, где качественно реставрируют автомобили, но мастерская «Древняя метла» изо всех сил пытается спасти редкую автоклассику, волею судьбы оказавшуюся в Африке.
Способен ли Volkswagen действительно создать убийцу Теслы? В планах компании создание платформы для электромобилей, благодаря которой Volkswagen сможет строить электрокары быстрее и дешевле, чем Тесла. Но сможем ли мы когда-нибудь снова доверять им после всех скандалов?
79-летний старик в год наносит ущерб более 1000 автомобилей. В чем причина, и почему его никто не может остановить? Уже более десяти лет жители испанского города Виго живут в страхе обнаружить, что их машины поцарапаны или в их замочных скважинах застряли зубочистки. Виновник? 79-летний мужчина, который, как сообщается, в прошлом году совершил акт вандализма над более, чем 1000 авто.

Больше новостей