Смерти в маршрутках. Почему мы не требуем безопасности на дорогах

24.07.2018 г. в 13:16, uainfo.org

За один день 20 июля в ДТП погибло более 20 человек. Большинство из них - пассажиры маршрутных такси. Как уменьшить аварии на дорогах?

В пятницу, 20 июля в Украине только в четырех ДТП погибло более 20 человек. Скорее всего, в этот день на самом деле на дорогах погибло больше людей – просто дорожные аварии попадают в топ-новости не так часто - разве что когда погибших несколько. "Одиночные" погибшие не всегда попадают в ленты новостей – мы как-то свыклись с этим как с обыденностью. Но четыре аварии за день с многими погибшими – наверное, веский повод вспомнить о том, что на трассах и дорогах мирных городов Украины гибнет сейчас в разы больше людей, чем на Донбассе.

Обычно в таких случаях начинается поиск виноватых, показательные проверки, наказания непричастных. Кто-то ожидает изменений – "ну все, теперь уж точно все изменится, заживем!". Что-то изменилось со времен трагедии в Харькове, когда на тротуаре погибло 6 человек под колесами? Или после 10 погибших в Кривом Роге, в ТОЧНО ТАКОМ ЖЕ миниавтобусе, как в прошлую пятницу под Житомиром? Поговорили, что может желтый свет отменить на светофоре…

Факт в том, что с того времени не поменялось НИЧЕГО, и пока нет предпосылок, чтобы враз что-то изменилось в сфере безопасности дорожного движения, даже после этих пятничных аварий. Можно конечно прочитать закон "О дорожном движении" и повторить знаменитое высказывание сербского профессора: "Премьер-министр Сербии — самый крупный и циничный серийный убийца в истории страны!" Да, за безопасность жизнедеятельности в государстве отвечает премьер, а в городе, кстати – мэр. Но как любая власть – лишь зеркало общества, так и здесь.

Увы, пока украинцы не видят проблемы в смертях на дорогах, а нет социального запроса – нет и реакции в правительстве и в мэриях. Та же Голландия стала лидером по дорожной безопасности не только после десятков и сотен смертей, но и в результате акций протеста активистов и жителей. У нас что, жертв недостаточно для реакции общества, если пассажиры проверяемых маршруток возмущаются самими остановками и задержками, а не заблокированными аварийными выходами или не всегда адекватными водителями.

Как в средневековье казни на центральной площади были в порядке вещей, а для обывателей своеобразным шоу-развлечением, точно также и сегодня наш украинский обыватель относится к дорожным авариям. С той лишь разницей, что повешенье в средневековом городе надо было еще "заслужить", то жертвами дорожных аварий могут стать и случайные люди, которые вроде бы соблюдают правила дорожной безопасности.

Наш украинский обыватель читает и смотрит о ДТП лишь чтобы получить эмоции – но не подумать по сути. Вместо того, чтобы подумать, что надо сделать, чтобы избежать подобного в будущем или хотя бы задать такой вопрос властям, сформировав спрос на решения, наш обыватель разве что перекрестится "слава Богу, что не я или мои родные-друзья, вчера ж там ехал точно так же".

В пылу дискуссий про евробляхи и радостных отчетов кабмина и мэрий об отремонтированных дорогах как-то забывается, что автомобили-то убивают. Когда Голландия в 60-х переживала автомобилизацию – из-за ДТП люди выходили на улицы, требуя безопасности. Когда лет 10 назад в Беларуси начали улучшать дороги – получили вал дорожных аварий из-за превышения скорости. И те, и другие в итоге взялись за безопасность движения – серьезно, не разовыми акциями.

История с фотовидеофиксацией нарушений ПДД и так называемыми "письмами счастья" серьезно затянулась. Еще в середине 2016 года в Киеве и Одессе МВД ставило тестовые камеры, стоят такие камеры и на Житомирской трассе. Первые комментарии МВД были об уйме потенциальных штрафов, но со временем эта информация стихла. Двухлетнее промедление с запуском системы начали даже пояснять политическими соображениями – уж слишком много нарушителей, власти боятся недовольства в преддверии выборов, которыми нас пугают регулярно.

Можно конечно подождать, пока погибнет еще сколько-то людей – и многие аварии сейчас напрямую на совести тех, кто "в теме" установки камер. Но здесь есть вторая проблема – те же евробляхи и доверенности, чтобы "письма счастья" достигли своего адресата. Так может "мах на мах", растаможку евроблях на запуск камер? И гендоверенности заодно уберем, а? С каким-то льготным периодом – так в Кыргызстане делали.

Не лучше ситуация с инженерией дорог – они часто опасны по своей планировке, и если раньше ямы и колдобины как-то сдерживали скорость и обостряли внимание водителей, то "хорошие" дороги становятся по-настоящему опасными. Увы, ремонты не всегда сопровождаются повышением безопасности или эти меры скорее показушные и имеют мизерный эффект.

Например, дальше по трассе от Житомира в Винницу, в вотчину президента. Лет 5 назад дорога здесь была как после бомбежки, сейчас хороший асфальт, разметка. Вот только опасности – остались и усилились. Если хорошая 4-полосная дорога вдруг "врывается" в село Рея, где полос уже не 4 – никак не больше 2. Сразу же здесь – светофор за углом, подъем, вираж, переход… Аварий было уйма – но только положили асфальт, еще увеличив скорость.

На той же "президентской" Старообуховской трассе – "расширили" до этого трехполоску (с "вип-полосой" по центру) до четырех полос, вот только полосы – узкие, а левые повороты – машины ждут на самой дороге. Едешь в Козин "на всех парах" – а тут машина в левой полосе стоит… Когда ремонтировали Новообуховскую трассу, на "президентской" сняли запрет движения грузовиков. Ремонт закончили – запрет вернуть забыли… И это – с узкими полосами, опасными левыми поворотами и кортежами…

Увы, дорожные инженеры в Украине крайне несмелые, а то и пугливые, и часто идут на поводу этого самого обывателя, который хочет "ехать быстрее, надо ж успеть, теща рожает в горящем доме". В той самой Виннице до сих пор нет светофора на, наверное, самом аварийном переходе города – "на Лесопарке", – где люди массово идут в зону отдыха. Дорожники упираются – "машинам будет неудобно". Сбивают людей там регулярно, погибших много.

Таких мест в Украине – тысячи. Да, есть уже люди, которые обращают внимание на такие места, есть и позитивные примеры – например, силовые столбики в Киеве на Бессарабке, которые весной уберегли десятки людей от повторения "харьковской трагедии". Но это пока – исключения.

Мы пока живем еще логикой бедной страны, где автомобиль – символ успеха и богатства, и как-то негоже его ограничивать, этими вашими островками безопасности, столбиками, круговыми перекрестками, сужениями дорог, светофорами и лежачими полицейскими. В бедной стране жизнь человека оценивается низко – где-то как в средневековом городе со стационарной виселицей.

Очень важно изменить отношение общества к дорожной безопасности – это и есть настоящая евроинтеграция, принятие норм и правил развитых стран, которые тоже прошли через бедность, через стихийную автомобилизацию, через смерти. Иначе единственным реальным достижением нашего "курса в Европу" будет безвиз – чтобы просто уехать в цивилизацию, где ценят жизнь каждого. И побыстрее.

Интересные автостатьи

Колекционер из Австрии собрал 114 уникальных VW Golf Из 30 миллионов VW Golf, проданных с 1970-х годов, 114 авто принадлежат только одному человеку. Самая продаваемая модель Volkswagen стала больше, чем просто автомобилем для Йозефа Джузы из Австрии.
Купить машину или ездить на такси: что выгоднее для вас Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно сравнить стоимость 1 км поездки на такси и на собственном автомобиле.
Четырехцветный VW Golf - не "самопал", а редчайший серийный автомобиль Да-да, на фото именно серийный автомобиль. Таких Гольфов третьей серии было выпущено всего 264 экземпляра, а Polo III в такой расцветке выпустили уже гораздо больше - аж 3806 авто.
Секреты топливных карточек: рейтинг программ лояльности украинских АЗС У всех крупных АЗС-сетей Украины сегодня действуют собственные программы лояльности. В напряженной борьбе за клиентов они постоянно придумывают новые акции, бонусы и привилегии.
Шесть гениальных идей, которые изменят движение в городе От автомобилей, которые общаются друг с другом, до дорог, которые заряжают ваш электрический автомобиль в движении - новые технологии в скором будущем изменят привычный ритм вождения в городах.
Автоклассика: 5 редких и необычных масл-каров, о которых вы никогда не слышали Спрос и предложение - это та вещь, которая влияет на стоимость автомобиля, о котором вы мечтали. По статистике, есть очень большая вероятность того, что те автомобили, которые вам нравятся, это именно те, за которыми охотятся все ценители масл-каров.
В отпуск на авто: как сэкономить на топливе? Если вы собрались путешествовать на автомобиле, ощутимой статьей расходов могут стать расходы на топливо. Мы расскажем вам, как можно снизить затраты на заправку автомобиля, когда вы едете в отпуск.
Самые крутые суперкары на службе в полиции Похоже, что экономить на полицейских авто в некоторых странах никто не собирается. Если «у нас» полиция пересела с УАЗиков на Приусы, то «у них» - на Роллс-Ройсы и Бугатти. Предлагаем подборку самых невероятных суперкаров на службе в полиции.
15 гаджетов, которые могут пригодиться каждому автомобилисту Современным водителям доступна масса хитроумных устройств, которые решают связанные с автомобилем проблемы. Мы собрали как хорошо знакомые, так и не особо распространённые гаджеты, которые сделают жизнь любого автовладельца проще.
Как это работает: эргономика автомобиля Дизайн интерьера в авто - это не только о стиле, это также об удобстве управления и комфорте для всех внутри.
8 распространенных ошибок при покупке первой машины При покупке первой машины ошибаются практически все. Какие промахи самые распространённые? Читайте, и узнаете.
Как ухаживать за ремнями безопасности То, что пристегиваться в автомобиле обязательно, ни для кого не секрет. Но за ремнями нужно правильно ухаживать, чтобы сохранить их функциональность.

Больше новостей