Если водитель часто попадает в ДТП, то наказывать будут инструктора, который его обучал

07.06.2019 г. в 08:02, fakty.ua

После выявления целого ряда нарушений закрыли автошколу, в которой занималась Елена Зайцева, виновница резонансного ДТП в Харькове, унесшего шесть жизней. В дальнейшем же МВД планирует отказаться от практики коллективной ответственности учебных организаций за неудовлетворительную подготовку водителей и наказывать конкретных служебных лиц, допустивших получение прав водителями, не готовыми к управлению автотранспортом. Такой «сюрприз» ожидается уже в ближайшее время.

Инструкторам разрешат обучать новичков самостоятельно, не привязываясь к автошколам

На днях о закрытии автошколы, где получила свое водительское удостоверение Елена Зайцева, рассказал руководитель Главного сервисного центра (ГСЦ) МВД Владислав Криклий. По словам чиновника, факты нарушений здесь были выявлены во время следствия. В частности, сотрудники полиции проверили наличие учебных журналов, чтобы выяснить, присутствовала ли Зайцева на занятиях. В ходе проверок обнаружились существенные недостатки в деятельности автошколы, о чем следователи сообщили в ГСЦ МВД.

«Аккредитационная комиссия рассмотрела перечень нарушений и, согласно процедуре, предложила автошколе их исправить. Однако, понимая широкий общественный резонанс этого скандального происшествия, руководство учебной организации, я так думаю, решило их не исправлять, так как им все равно не дали бы нормально работать. Поэтому было решено закрыть автошколу», — рассказал руководитель ГСЦ МВД.

По словам Владислава Криклия, в функции МВД не входят проверки автошкол, есть лишь возможность их инспектировать в случае каких-либо чрезвычайных событий.

Впрочем, уже в ближайшее время силовое ведомство планирует отказаться от практики коллективной ответственности автошкол за неудовлетворительную подготовку водителей, систематически нарушающих Правила дорожного движения и попадающих в дорожные происшествия. МВД собирается ввести персональную ответственность инструкторов, допустивших к получению прав водителей, не готовых к управлению автотранспортом.

«Сейчас в автошколах царит коллективная безответственность. Они принимают экзамены по теории якобы комиссией. Понятно, что никакой комиссии там нет. Точно так же принимают практические экзамены. В подавляющем большинстве автошкол это бутафория. Подобную ситуацию нужно срочно менять. Должна быть персональная ответственность инструкторов!» — заявил Владислав Криклий.

По его словам, сейчас в МВД активно дорабатываются ведомственные указы об ответственности автошкол за качество подготовки водителей. Работать система наказаний инструкторов будет таким образом: если больше определенного процента учеников показывают плохой уровень подготовки и не сдают теоретические и практические экзамены в сервисных центрах МВД, за это будут нести персональную ответственность конкретные инструкторы автошкол. Кстати, подобная практика уже прижилась в некоторых зарубежных странах.

Более того, в будущем МВД собирается кардинально изменить сам процесс подготовки водителей. В частности, инструкторам разрешат обучать новичков самостоятельно, не привязываясь к автошколам.

«Теории человек сможет научиться самостоятельно и сдать экзамен, а потом пойти к конкретному инструктору и получить у него необходимые практические навыки. А затем прийти уже к нам в сервисный центр на экзамен. Должны быть индивидуальная запись на сдачу экзамена и персональная ответственность инструктора, который готовит водителей», — разъяснил Владислав Криклий.

Предлагается освободить водителей от ответственности, если ДТП они спровоцировали вынужденно — по вине других участников движения или из-за плохого состояния дороги

На рассмотрении профильного комитета Верховной Рады сейчас находится довольно интересный законопроект, которым предлагается освобождать водителей от уголовной ответственности, если они спровоцировали ДТП с пострадавшими вынужденно — по вине других участников движения или из-за плохого состояния дороги.

Проект закона №?10?236 «О внесении дополнения в статью 286 Уголовного кодекса Украины относительно ответственности за нарушение правил безопасности дорожного движения» был подан в парламент нардепом от «Народного фронта» Игорем Лапиным. По его мнению, благодаря принятию этого документа удастся избежать случаев неправомерного привлечения к уголовной ответственности водителей, совершивших ДТП, в которых есть потерпевшие или погибшие лица.

В частности, документом предлагается внести изменения в статью 286 Уголовного кодекса Украины, предусмотрев, что от уголовной ответственности за нарушение правил безопасности дорожного движения водители будут освобождаться, если они совершили преступление из-за нарушения правил другими участниками дорожного движения или вследствие неудовлетворительного содержания автомобильных дорог, улиц и железнодорожных переездов.

Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, в пункте 12.3 Правил дорожного движения предусмотрено, что в случае возникновения опасности для движения или препятствия, которое водитель объективно способен обнаружить, он должен немедленно принять меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства или безопасного для других участников движения объезда препятствия. Вместе с тем в законодательстве не учитываются случаи, когда водитель нарушает правила дорожного движения вынужденно — при создании аварийной ситуации другими участниками дорожного движения или из-за тех же ям на дорогах.

Действующие нормы законодательства на практике приводят к тому, что к уголовной ответственности привлекают водителей даже в тех ситуациях, в которых они объективно не могли предотвратить травмирования или гибели другого лица.

Прокомментировать новый законопроект мы попросили известного украинского адвоката, специализирующегося в сфере дорожного движения, Вадима Володарского.

— Считаю документ одним из важных позитивных предложений наших народных избранников, которое реально поможет реформировать уголовную ответственность за совершение ДТП. Я знаю о подобной проблеме не на словах, а на деле, основываясь на своей многолетней адвокатской практике, когда отечественные суды очень часто делают крайними водителей, совершивших ДТП с потерпевшими и погибшими вынужденно — из-за нарушения правил другими участниками движения или по причине ненадлежащего состояния улиц и дорог.

Для понимания приведу наглядный пример. Водитель законопослушно едет и не нарушает правил дорожного движения. Вдруг ему кто-то создает аварийную ситуацию, — например, пешеход переходит дорогу в неположенном месте или другой водитель, который выехал со второстепенной дороги на красный свет светофора или развернувшись через осевую. Если при этом происходит ДТП, начинают выяснять: имел ли первый водитель, ехавший без нарушений, возможность избежать аварии? Это определяет автотехническая экспертиза, для которой часто берутся исходные данные, мягко говоря, не отвечающие реальности. Что приводит к необоснованным обвинениям. Если окажется, что «мог избежать», то на водителя, который ехал без нарушений, перекладывается часть вины. К пешим участникам движения наши суды также относятся снисходительно. Подобная практика создает многократное зло — это глобальная несправедливость и сломанные судьбы.

— Есть ли у вас как у профессионала замечания к подготовленному законопроекту или там все досконально продумано и четко прописано?

— Изменения в статью 286 Уголовного кодекса Украины я бы прописал несколько иначе: правильнее было бы задекларировать не «об освобождении от ответственности», а «о невозможности привлечения к ответственности». Разница принципиальная: освобождение от ответственности предполагает, что человек виновен. А вопрос для данной ситуации принципиален, потому что от виновности зависит возмещение ущерба.

Также считаю, что аналогичную норму необходимо внести и в Кодекс об административных правонарушениях в ст. 124 КоАП. Тогда проблема была бы решена не только с ДТП с тяжкими последствиями, влекущими уголовную ответственность, но и в тех случаях, где обошлось без пострадавших, но вопрос возмещения ущерба стоит остро.

Впрочем, даже предложенный в Верховную Раду документ, в случае его принятия, позволит существенно упростить и ускорить расследование уголовных дел по ДТП. Более того, став законом, он восстановит справедливость и решит много проблем, касающихся безопасности движения.

Хорошо уже то, что существующая многие годы проблема была наконец-то осознана нашими законодателями. Как говорится, лучше поздно, чем никогда!

Интересные автостатьи

Soundcheck: 6 лучших песен для тестирования автомобильных динамиков Как распознать хорошие автомобильные динамики? Не так и сложно. Вместе со звукорежиссерами и аудио-специалистами из Bowers & Wilkins, BMW подготовила для вас список из 6 песен, которые протестируют каждый аспект работы автомобильной аудиосистемы. Врубай на полную!
Лучшие автомобили вселенной Marvel У кого из супергероев самая крутая тачка?
Мексиканский наркокартель совершил огромную ошибку с участием Ford Fusion В данном случае, ошибка обошлась контрабандистам в 4,5 миллиона долларов.
Девушка-блогер распиливает совершенно новую Model 3 и превращает ее в первый пикап Tesla YouTuber Симона Герц, известная как «королева дерьмовых роботов», превратила свою Тесла в не такой уж и дерьмовый пикап, который она назвала «Truckla».
Почему этот 10-летний Bentley стоит дороже, чем новый Continental GT Помните Bentley Brooklands? Это роскошное двухдверное купе было снято с производства еще в 2011 году, и у Bentley пока нет в планах его замены. Вместо этого британский автопроизводитель сосредотачивается на новом Continental GT, внедорожнике Bentayga и недавно представленной новой Flying Spur.
Именитые политики боятся покупать российский плагиат Rolls-Royce И, похоже, только Путин может себе его позволить.
6 гениальных способов защиты лакокрасочного покрытия вашего автомобиля Автомобильная краска нуждается в защите — от царапин, птичьего помета и некачественной мойки. Эксперт BMW ColorSystem Мартин Яворски поделился лучшими советами по уходу за лакокрасочным покрытием кузова. Благодаря его опыту, ваша машина будет действительно сиять.
Назван самый ценный автомобильный бренд 2019 года Этот бренд в совершенстве овладел искусством завоевывать сердца пользователей и поддерживать свою популярность во всем мире.
12 самых странных автомобильных законов со всего мира Из сотен существующих мировых законов касаемо вождения мы отобрали для вас дюжину самых странных.
Невероятно стильный «шутинг-брейк» Ferrari, на создание которого ушло 10 лет И стоит этот автомобиль дороже Ferrari F8 Tributo — суперкара с самым мощным в истории марки мотором.
Что нам готовит новый альянс BMW и Jaguar Land Rover Партнерство в автомобильной промышленности — вещь не новая. Будь то альянс или тотальное слияние, конечная цель — сэкономить время и деньги благодаря общим интересам. Сегодня появилось еще одно объявление по данной теме.
История мести Марвина Химейера и его легендарного KillDozer’а После того, как его ходатайство об отведении территории было отклонено, Марвин Химейер превратил свой бульдозер в настоящего бронированного монстра и отомстил городу, посмевшему его обидеть.

Больше новостей