«Дизельные» санкции Украины: что за ними следует?

26.07.2019 р. в 01:01, www.epravda.com.ua

Кабинет министров Украины ввел специальные пошлины на российское дизельное топливо и сжиженный газ.

Таков ответ правительства на «нефтяные» санкции Российской Федерации трехмесячной давности.

Какие последствия и для кого могут вызвать украинские санкции, в материале «Экономической правды».

Кабинет министров через три месяца после введения Россией ограничений на экспорт нефтепродуктов решил ответить агрессору.

Недавно стало известно о введении с 1 августа специальной пошлины на поставку дизельного топлива и сжиженного газа. При этом ограничения на «дизель» касаются только поставок трубопроводным транспортом.

Введение санкций по транспортному принципу в правительстве объясняют необходимостью снизить маржу трейдера-импортера, которая превышает рыночный уровень. Неофициально в Кабмине говорят, что решение должно ударить по прибыльности компаний, которые пресса связывает с окружением будущего нардепа Виктора Медведчука.

По мнению экспертов, Россия не замедлит с ответом и не исключен вариант с полной остановкой поставок в Украину. Понимают это и в правительстве. Там прогнозируют, что ответ «прилетит» до 25 июля.

Последние российские ограничения существенно не повлияли на ресурсное наполнение рынка, но позволили сетям АЗС повысить цены на бензин и дизельное топливо в среднем на 1,5-2 грн за литр и заработать сверхприбыли. Снижать цены трейдеры начали только через два с половиной месяца.

Почему и куда катятся цены на нефть?

Кроме принципиальности, за этим решением могут стоять и бизнес-интересы. В частности, Игорь Коломойский не раз добивался введения пошлин на импорт топлива, однако не смог это сделать ни при Януковиче, ни во времена Порошенко.

Кулуарная борьба за санкции

Впервые о намерении ввести специальные пошлины на российские товары стало известно 15 мая. Об этом сообщило Минэкономики, которое и разрабатывало документ. В начальной версии постановления, которое имеет редакция, речь шла о пошлине на импорт дизельного топлива из России в размере 2% от его таможенной стоимости.

Пошлину планировали применить на объем годового импорта – 2,5 млн тонн. При превышении этого объема размер пошлины хотели увеличить до 25%. При текущем уровне поставок 25-процентной пошлиной облагались бы где-то 200 тыс. тонн ресурса.

Проект утвердили и отправили на трехдневную доработку: чиновникам не хватило двух месяцев, чтобы согласовать все спорные моменты.

3 апреля, на 50-й день после принятия решения, редакция обратилась в Кабмин и Минэкономики с просьбой прокомментировать задержку с публикацией постановления. Редакция получила такой ответ: не все стороны предоставили свои замечания, поэтому финального текста решения нет и постановление еще не вступило в силу. Как оказалось позже, все это время в кулуарах шла затяжная борьба лоббистов «за правки».

Финальное решение приняли только через 65 дней и оно существенно отличается от первоначального. Документ до сих пор не опубликован – детали постановления раскрыл представитель президента в правительстве Андрей Герус.

По его словам, из первоначального проекта исчезла квота 2,5 млн тонн в год в отношении дизельного топлива. Зато чиновники решили повысить ставку пошлины вдвое.

С 1 августа предлагается ввести пошлину на уровне 3,7 %, с 1 октября – 4 %. На сжиженный газ пошлина с августа составит 1,75 %, с 1 октября – 3 %.

«Дизельная» пошлина вводится только на трубопроводный транспорт, а железнодорожные и морские поставки решили не трогать.

Не помню практики введения пошлины за транспортному признаку, – говорит эксперт консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн.

Герус объясняет, что такая пошлина должна снять нерыночную маржу трейдера-импортера, которая возникала из-за логистических и другие причин.

Типичная рыночная маржа в крупном опте составляет $10-12 за тонну, а на поставках трубопроводным транспортом – $35-40, – говорит представитель президента.

О каких именно трейдерах, которые зарабатывают сверхприбыли, здесь идет речь?

Кто «сидит на трубе»

Основным каналом поставки дизельного топлива в Украину является нефтепровод «Самара – Западное направление». Недавно компания «ПрикарпатЗападтранс», которая эксплуатирует украинский участок трубы, получила нового мажоритарного собственника. 51% фирмы выкупил непубличный белорусский бизнесмен Николай Воробей.

До этого компанией через швейцарскую International Trading Partners AG владел гражданин Германии Анатолий Шеффер, которого пресса связывает с окружением Медведчука. Контрактует топливо в России компания Proton Energy израильского бизнесмена Нисана Моисеева, который имеет дружеские отношения с Медведчуком.

Разливает топливо в Украине фирма Wexler Group Петра Белза. Ее пресса тоже связывает с Моисеевым и Медведчуком. Белз заявлял, что состоит в дружеских и деловых отношения с Моисеевым, потому что покупает у него топливо, а связь с Медведчуком назвал выдумкой.

Именно Wexler является крупнейшим импортером по этому направлению, однако услугами нефтепровода пользуются и другие признанные на рынке топлива игроки – ОККО и WOG. Так, за четыре месяца 2019 через эту трубу в Украину поступило 645,7 тыс. тонн дизельного топлива. Лидером является Wexler с объемом 269 тыс. тонн.

ОККО Виталия Антонова получила 171 тыс. тонн, WOG Степана Ивахива и Сергея Лагура – 67 тыс. тонн. В целом услугами трубы пользуются почти 30 компаний.

«Дизельные» санкции Украины: что за ними следует?
«Дизельные» санкции Украины: что за ними следует?

Редакция обратилась в тройку крупнейших импортеров с просьбой прокомментировать, поддерживают ли они введение пошлин и как инициатива отразится на ценах на АЗС.

Мы воздержимся от каких-либо комментариев, пока не увидим полного текста официального документа, – ответили в пресс-службах ОККО и WOG.

В Wexler Group сообщили, что уважают и выполняют решения украинского правительства. В то же время, заявили в компании, расчеты, на которых базировалось решение, некорректные или такие, которые делались на ложных данных.

На рынке нет «сверхрыночной» маржи на дизельное топливо, поставляемое трубопроводным транспортом, – говорят в Wexler.

В фирме добавили, что группа всегда держала минимальные цены на рынке и имела минимальную маржу.

Мы должны признать, что в случае введения пошлины 3,75 % Wexler не сможет удержать цены на прежнем уровне, – отметили в компании.

Налог на кармане потребителей

С вопросом о последствиях от введенных пошлин редакция обратилась и к экспертам.

Никаких экономических расчетов под этим решением нет. Считал ли кто-то экономический эффект от российских санкций и ответы Украины на них? Этим не занималось ни Минэнерго, ни Минэкономики. Кто получит от этого преференции и получит ли вообще, сказать трудно, – говорит эксперт Геннадий Рябцев.

По мнению Геруса, введение пошлин должно привести завышенную маржу трейдера к рыночным уровням.

Все трейдеры будут в равных условиях. Повышать цены отдельный импортер не сможет, потому что сразу пойдет замещение ресурса из альтернативных источников: Беларусь, ЕС, поставки морем, – утверждает представитель президента.

По его словам, государственный бюджет Украины дополнительно получит около 2 млрд грн в год, а на розничные цены на заправочных станциях это не повлияет.

Рябцев с ним не согласен.

От этого решения проигрывают потребители. Разница будет заложена в розничную цену. Никто из российских поставщиков не пострадает, – говорит он.

По мнению Куюна, роста цен до ответа России ожидать не стоит.

В деньгах 4-процентная пошлина – это около $25 на тонне или 60 коп. на литре. Такое повышение цены розничные сети способны » проглотить» незаметно. Часть пошлины может взять на себя и поставщик, чтобы сохранить объемы поставок, – заявил он.

Аналитик считает, что наибольший риск – остановка Россией всех поставок.

Здесь вопрос принципа. Партия войны в российской верхушке, в частности ФСБ, давно выступает за прекращение поставок энергоносителей в Украину, но пока сильнее умеренная позиция. Цель – иметь рычаг влияния на Украину, – добавляет Куюн.

Как внедрение пошлины может повлиять на расстановку сил на рынке? Эксперт предполагает, что российский продукт, объем которого на рынке составляет 40 %, может исчезнуть в отдаленных южных регионах, где продажи станут неприбыльными.

Морские поставки способны отвоевать 5 % рынка. Трейдеры могут попробовать диверсифицировать риски и увеличить закупки белорусского продукта. Однако менее 30 % рынка за россиянами не останется в любом случае, – прогнозирует Куюн.

Физкульт-Приват

На согласование деталей и внесения изменений в «санкционное» постановление правительству понадобилось более двух месяцев. С чем связана такая задержка? Накануне на истинные причины пролил свет руководитель Таможенной службы Максим Нефедов. Он заявил, что в течение этого времени шла затяжная борьба в кулуарах.

Есть лоббисты с разных сторон, которые растягивают этот текст на куски и пытаются что-то в него вписать или вычеркнуть, – подчеркнул чиновник за несколько часов до объявления решения о санкциях.

Подтверждает его слова Куюн.

Шла борьба между сторонниками и противниками антироссийских пошлин, – говорит он. По его данным, в июне в процесс вклинилась сторона новоизбранного президента, которая была за ограничительные мероприятия.

Если вспомнить, что группа «Приват» Коломойского не раз пыталась ввести квоты на беспошлинный импорт бензина и дизеля с РФ и Беларуси, то все становится на свои места.

Среди аргументов – «поддержка отечественного производителя», «диверсификация источников», «забота о потребителях», «защита национальных интересов» и «снижение зависимости от топлива из страны-агрессора».

Только в 2018 году таких попыток было две. Первая была безуспешной, по второй окончательное решение еще не принято.

Добивалась введения пошлин группа «Приват» и при Януковиче. В 2011-2012 годах «Укртатнафта» и компания ТНК-ВР инициировали расследование против импорта нефтепродуктов из Беларуси с целью введения пошлин в размере €132 за тонну. Эта попытка тоже не увенчалась успехом: комиссия Минэкономики отказала производителям.

Пошлины действительно способны решить часть проблем группы «Приват». Понимают это и конкуренты «Привата».

За этим решением правительства прослеживается понятный интерес одной бизнес-группы с днепропетровским корнями, – неофициально говорит представитель одной из компаний-импортеров.

Труба жестко конкурировала с морскими и железнодорожными поставками, но здесь важнее именно морские поставки, поскольку до 80 % перевалок контролирует та самая бизнес-группа. Об этом свидетельствует и то, что пошлину могут ввести исключительно на трубопроводные поставки российского дизельного топлива, – добавил собеседник.

Странной формулировка о дискриминации трубопроводных поставок кажется и Куюну. Это открывает простор для юридических фантазий. Однако документ пока не опубликован, и мои источники считают, что возможны сюрпризы, – подытожил он.

Цікаві автомобільні публікації

Новий Opel Mokka: стильний компактний кросовер став ще більш сучасний та ще більш цифровий Продажі нового автомобіля в Європі розпочнуть вже незабаром, в Україні кросовер буде доступний починаючи з 2025 року.
Новий Porsche 911 GT3 вперше доступний одразу у двох версіях: для треку та доріг загального користування 911 GT3, одразу після появи в 1999 році, став взірцем поєднання гоночних характеристик та практичності в повсякденному житті. З нагоди 25-річчя нову модель уперше презентують одночасно у двох версіях: як орієнтований на рух треком спорткар із заднім крилом, та більш стриману версію з пакетом Touring.
Особенности летних шин для легковых автомобилей Когда температура стабильно поднимается выше +7°C, возникает необходимость замены зимних покрышек на легковые летние шины.
Гідравлічне обладнання в сільському господарстві Гідравлічне обладнання відіграє важливу роль у сучасному сільському господарстві, значно підвищуючи ефективність і продуктивність сільськогосподарських робіт. Завдяки гідравлічним системам аграрії отримують можливість автоматизувати процеси, підвищити точність виконання робіт і знизити трудовитрати.
Грузовое такси недорого во всех областях Украины Вам нужно организовать переезд из дома, квартиры, офиса или любого другого помещения, но в распоряжении нет достаточно вместительного транспорта?
Як підібрати підходящий дорожній мотоцикл для туриста. Вибір правильного дорожнього мотоцикла для подорожей є важливим кроком, який може значно вплинути на ваш досвід та безпеку. Існує багато факторів, які слід враховувати при виборі мотоцикла для туристичних поїздок. 
Преимущества мотоцикла как средства передвижения Мотоцикл, символ свободы и скорости, также является непревзойденным средством передвижения в городской суете. Его компактные размеры позволяют уверенно маневрировать даже в самых загруженных уличных пробках, обходя заторы и экономя драгоценное время.
Як правильно обрати СТО для вантажних авто Власники транспортних компаній часто звертаються до різних станцій технічного обслуговування (СТО), адже це зручно та звільняє від необхідності самостійно обслуговувати вантажівки. У кожному місті є свої СТО, що пропонують різноманітні послуги.
Нова Toyota Corolla Hybrid - на чолі ефективності та інновацій У світі постійної еволюції автомобільної індустрії, Toyota знову визначає нові стандарти з випуском свого останнього джерела піонерства - седану Corolla з гібридною силовою установкою. Цей автомобіль, здатний перетворити ідею ефективності та екологічності на реальність, вразить навіть найвимогливіших любителів автомобілів.
Руководство при выборе кондиционера для автосалона от компании «Кондиціонери України» Автосалоны, дилерские автоцентры относятся к числу объектов, на которых необходимо поддерживать температурно-влажностный режим в соответствии с нормативными требованиями. Это важная составляющая охраны труда сотрудников и заботы о комфорте клиентов. Так что без установки кондиционера не обойтись.
Особенности выбора и ухода за шинами и дисками При эксплуатации автомобиля одним из важных аспектов безопасности и производительности являются шины и диски. Эти два элемента несут на себе ответственность за сцепление с дорогой и комфорт вождения. При выборе шин необходимо обращать внимание на их тип, размер, сезонность и индексы нагрузки и скорости
Автовыкуп: почему это выгодно, что нужно знать Самое основное преимущество услуг по выкупу авто компаниями - это скорость продажи, при том, что владелец авто может получить за машину 95-97% от рыночной стоимости.

Більше новин