Тромбы киевских артерий. Как в столице предлагают решать проблему пробок

12.12.2019 г. в 10:42, focus.ua

Если представить город как живой организм, Киев предстанет больным старичком: чумазым, с задымлёнными лёгкими, закупоренными артериями, в определённые часы почти парализованным. Градоначальники не раз обещали реанимировать больного, но с пробками им справиться не удаётся. Фокус выяснил, что можно сделать, чтобы Киев поехал, и как столичная власть собирается усложнить жизнь автовладельцам, чтобы те пересели на общественный транспорт.

Каждое утро, направляясь на Печерск, киевлянин Сергей попадает в затор на Голосеевском проспекте. Следующий проблемный участок его поджидает в районе Печерского моста. Вечером Сергей простаивает в пробках на обратном пути: сначала на подступах к станции метро "Печерская", затем на подъезде к метро "Дружбы народов" и напоследок — вновь на Голосеевском проспекте.

Автомобилист должен страдать

Киевский городской совет в ноябре утвердил целевую программу развития транспортной инфраструктуры столицы до 2023 года. На её реализацию потребуется 83,4 млрд грн. Как уверяют в горадминистрации, программа направлена на развитие "устойчивой городской мобильности". В приоритете станут пешеход, велосипедист и общественный транспорт. Кроме этого предусмотрен капитальный ремонт дорог, квоты на парковки в центре столицы и повышение комфорта общественного транспорта, что должно мотивировать киевлян отказываться от использования личных автомобилей.

Максим Бахматов, советник мэра Киева, обещает "большую зачистку" дорог. "В столице огромное количество парковочных мест — 50 тыс., но водители паркуются в неположенном месте, потому что плевать хотели на правила. Именно с такими беспредельщиками надо бороться. Мы впервые начинаем это делать и надеемся, что полиция нам поможет", — говорит Бахматов. Он отмечает, что за последний месяц киевские дороги зачистили от паркующихся в полосе движения общественного транспорта, собрав при этом более 4,6 млн грн штрафов.

По словам советника, главная причина столичных пробок в том, что Киев — транзитный город. Южный мост — одна из немногих автотранспортных артерий, соеди­няющая правобережную и левобережную Украину. Ближайший транзитный мост, по которому могут проехать фуры, находится в Черкассах, в 200 км от столицы. Притом Южный мост, открытый в 1990 году, был рассчитан на проезд 20 тыс. машин в день, а сегодня по нему ежедневно проезжает 100–110 тыс. авто, среди которых множество грузовиков, создающих пробки. Поэтому власти планируют запретить въезд в город грузовых автомобилей в часы пик.

В целом же тактика мэрии нацелена на то, чтобы сделать жизнь автомобилистов максимально неудобной. "Наша задача — увеличить стоимость парковки в центре, увеличить штрафы за неправильную парковку, зачистить полосы для общественного транспорта и параллельно увеличить его количество. Таким образом, мы подсказываем автомобилистам, что нужно пересаживаться на общественный транспорт", — перечисляет Максим Бахматов.

Кнут без пряника

Опрошенные Фокусом эксперты к инициативам мэрии относятся скептически. Александр Кава, экс-замминистра инфраструктуры, рассказывает, что за последние пять лет, несмотря на наработки, сделанные в том числе экспертами Всемирного банка, решить проблему мобильности города местные чиновники не пытались. Он уверен, что лишь кнутом порядок не навести. "Прежде чем карать водителей за нарушения правил движения и парковки, нужно дать им альтернативу — те же парковочные места или перехватывающие стоянки для пересадки в общественный транспорт", — говорит экс-замминистра.

Владимир Караваев, эксперт по вопросам законодательного обеспечения безопасности дорожного движения, считает, что единственный эффективный путь ликвидации пробок — строительство новых дорог, в первую очередь окружной магистрали. Построить её можно над железной дорогой, по которой ездит городская электричка. Проект такой эстакады некогда обсуждался, однако уже более десяти лет о нём не вспоминают. "Прямой запрет на въезд в город или ограничение проезда определённым автомобилям в центр Киева результата не даст. Нужны новые дороги — это первое. Второй пункт — нужно разработать механизмы, которые будут стимулировать людей пользоваться общественным транспортом", — отмечает Караваев.

В мировой практике в этом случае прибегают к строительству перехватывающих парковок: живущий в пригороде либо на окраине человек оставляет свою машину возле ближайшей станции метро и пересаживается в муниципальный транспорт. Но в Киеве возле станций метрополитена слишком плотная застройка, вместительные паркинги втиснуть некуда, поэтому, по мнению эксперта, такой вариант вряд ли подходит для столицы. Владимир Караваев также не уверен в эффективности применения эвакуаторов для наведения порядка на дорогах.

"Эту меру можно применять в исключительных случаях. Но число эвакуаторов ограничено, да и водители стали грамотнее. В законе есть пункт, запрещающий эвакуацию автомобиля, если его владелец находится здесь же. Потому водители, паркуясь в неположенном месте, делают это так, чтобы машина всегда находилась в поле видимости, при появлении эвакуатора они быстро дают о себе знать", — говорит Караваев.

Быстро, комфортно и предсказуемо

Оба эксперта считают, что до тех пор, пока систему общественного транспорта не реформируют, надеяться на избавление от пробок бессмысленно. Транспорт должен быть быстрым, комфортным и предсказуемым: ездить чётко по расписанию с небольшими интервалами движения. Необходимы строительство пересадочных узлов, которые позволят пассажирам быстро переходить с одного вида транспорта на другой, и согласованное расписание, минимизирующее время, требующееся для пересадки.

Александр Кава отмечает, что за пять лет количество общественного муниципального транспорта сократилось на 10% и сейчас по Киеву курсируют всего 913 единиц. Для сравнения Кава приводит в пример Варшаву с населением 1,8 млн человек, где ежедневно на маршруты выезжают 2,8 тыс. единиц транспорта, в том числе большие и сверхбольшие автобусы и 40-метровые трамваи. Притом жители украинской столицы тратят больше денег на поездки, чем жители Варшавы или Праги, хотя в этих городах качество транспортных услуг несравненно выше. "В Варшаве за $28 в месяц житель покупает проездной на неограниченное количество поездок на муниципальном транспорте. В Праге такой же проездной стоит $23. В Киеве проезд на двух видах транспорта в обе стороны обойдётся в 32 грн в день (примерно $1,3), то есть в месяц поездки обходятся минимум в $39, причём это не безлимитный проезд. В итоге мы тратим больше денег, больше своего времени", — говорит Кава.

По его оценкам, улучшить мобильность города можно за два-три года. И хорошо, что на борьбу с транспортным коллапсом готовы выделять деньги. Согласно паспорту программы развития транспортной инфраструктуры столицы, большую её часть — 76,1 млрд грн — профинансирует город, остальную сумму планируют получить из госбюджета, от инвесторов и кредиторов. Уже в нынешнем году на эти цели должны потратить 4,4 млрд грн.

Интересные автостатьи

Как проводить гигиену автомобиля, чтобы уменьшить риск распространения коронавируса Сегодня, чтобы избежать распространения коронавируса на территории Украины, каждому автовладельцу следует тщательно обрабатывать транспортное средство в период его эксплуатации.
Формула-1 проведет серию виртуальних гонок в связи с карантином Формула-1 начинает серию виртуальных гонок с реальными гонщиками F1 (и резервистами), к ним присоединятся лучшие киберспортсмены.
Авто на дизеле ищут чаще, чем на бензине - итоги года по б/у авто в Украине За 2019 украинцы приобрели более 256 тыс. б/у авто. При этом во втором полугодии количество купленных машин увеличилось на 65%. Средняя стоимость б/у авто в Украине - $6 450.
Качество бензина А-95 на украинских АЗС продолжает расти, но… Не все образцы топлива смогли пройти испытания.
Штормовое предупреждение. Как подготовиться к внезапному снегу зимой Прошедший январь оказался самым теплым в Украине после зимы 2007 года. Однако, изменение климата чревато не только заметным потеплением, но и резкой, а подчас радикальной сменой погодных условий.
Что делать, если права или техпаспорт не отображаются в приложении «Дія»? 6 февраля украинцам стали доступны электронные удостоверение водителя и свидетельство о регистрации ТС в мобильном приложении «Дія».
Как крепить телефон в автомобиле: 5 лучших держателей с AliExpress Навигатор «с пробками», музыка через кабель AUX или Bluetooth, ответы на звонки (конечно, с той или иной handsfree) — вопрос о необходимости удобного и надежного крепления телефона на панель автомобиля даже не стоит. Как будем крепить?
Авторынок-2019: больше продаж, меньше «блях» За год украинцы приобрели 557 000+ авто с пробегом. При этом, каждое шестое продано в столичном регионе, а каждое десятое пригнано из-за рубежа.
«Ночной кошмар Tesla»: что известно о производителе электрокаров Rivian Компания привлекла $3,1 млрд инвестиций и поставит 100 тысяч фургонов для службы доставки Amazon.
Как Hyundai видит городской транспорт будущего В рамках выставки потребительской электроники CES-2020 в Лас-Вегасе компания Hyundai Motor представила инновационное видение городской мобильности, которое ляжет в основу создания городов, ориентированных на потребности человека.
Вечная «шестёрка»: почему в Украине до сих пор популярна устаревшая модель «Жигулей» Тридцать лет на конвейере - такой срок может сделать честь даже для популярных моделей именитых автопроизводителей, но кто бы мог подумать, что ВАЗовский долгожитель будет популярен и в XXI столетии?
Как новый пикап Tesla может изменить мировой авторынок — и почему это самый амбициозный проект Илона Маска В ночь с 22 на 23 ноября 2019 года Илон Маск представил Cybertruck — электропикап из той же нержавеющей стали, что и космический корабль SpaceX.

Больше новостей