Девять мифов про ГБО

10.06.2020 г. в 15:50, avtomir

Девять мифов про ГБО
Девять мифов про ГБО

Установка на автомобили газобаллонного оборудования (ГБО), наряду с явными достоинствами имеет и ряд недостатков. Но в то же время далеко не все из достоинств и изъянов, приписываемых ГБО, являются таковыми на самом деле. В правдивости десяти наиболее распространенных мифов о ГБО разбирался Владимир ШЛЯХОВОЙ.

1. Хороший мастер может отрегулировать ГБО так, что расход газа будет равен расходу бензина.

На самом деле это не так. Мощность, развиваемая двигателем внутреннего сгорания, зависит от количества тепла, выделенного при сгорании топлива. Удельная теплота сгорания бензина составляет порядка 10,5 Мкал/кг, а пропан-бутана — 11,9 Мкал/кг. Но так как их удельный вес составляет соответственно 0,75 и 0,55, то для того, чтобы выделилось такое же количество тепла, как при сгорании 1 л бензина, необходимо сжечь 1,2 л пропан-бутана. Таким образом, для выполнения той же работы (при движении в аналогичных условиях) двигателю потребуется пропан-бутана примерно на 20% больше, чем бензина.

2. Газ опаснее бензина, так как он легче возгорается, а баллон может взорваться.

Утечки газа менее пожароопасны, чем утечки бензина. Жидкое топливо испаряется медленнее и дольше создает взрывоопасную смесь с воздухом. К тому же смесь бензина с воздухом воспламеняется в большем диапазоне концентраций (как более низких, так и более высоких), чем газо-воздушая смесь. В случае же возгорания автомобиля огонь обычно очень быстро перекидывается на бензобак, имеющий пластиковые или резиновые соединения, тогда как баллон гораздо легче выдерживает высокую температуру. К тому же газ, вышедший из баллона после срабатывания клапана избыточного давления, поднимается вверх, тогда как бензин из бензобака стекает на дорогу, что только усугубляет ситуацию. При этом автомобили, работающие на газе, менее пожароопасны при аварии, ведь газовые баллоны гораздо прочнее, чем бензобаки, а поэтому вероятность их разгерметизации существенно меньше.

3. При наличии ГБО в машине и возле нее всегда пахнет газом.

При правильной установке ГБО и использовании специальных шлангов запаха газа быть не должно ни в машине, ни возле нее. Если запах возник сразу же после монтажа ГБО, это может говорить о низкой квалификации установщиков, если в процессе эксплуатации — необходимо обратиться на специализированное СТО, где «обмылят» систему, найдут утечку и устранят ее. Если же запах газа исходит из выхлопной трубы, это может свидетельствовать о неправильной регулировке газобаллонного оборудования.

4. При работе на газе ресурс двигателя уменьшается, поскольку при использовании газа поршни движутся «на сухую», тогда как пары бензина смазывают стенки цилиндров.

Совсем наоборот! Смазку между стенками цилиндра и поршнем (кольцами) обеспечивает не бензин, а масляная пленка. Бензин же, поступающий в цилиндры (особенно на непрогретом двигателе) в виде капель, эту пленку смывает и разжижает масло в картере. Тогда как пропан-бутан всегда поступает в двигатель только в газообразной фазе, благодаря чему масляная пленка со стенок цилиндров не смывается, и обеспечивается скольжение трущихся частей по пленке масла. В результате при использовании газа уменьшается износ цилиндропоршневой группы, а также других трущихся пар, особенно при непрогретом двигателе.

Пропан-бутановая смесь имеет высокое октановое число, что исключает детонацию в двигателе при любых режимах работы. Кроме того, она горит медленнее бензина, благодаря чему снижается нагрузка на цилиндропоршневую группу и коленвал, вследствие чего двигатель работает мягче. Смесь не содержит вредных примесей (свинец, сера), твердых частиц и несгораемых веществ, которые присутствуют в бензине. Поэтому при использовании газа вместо бензина повышается срок службы моторного масла, каталитического нейтрализатора и лямбда-зонда, а на поршнях, клапанах и свечах зажигания не образуются отложения нагара и смол.

5. При работе двигателя на газе гарантировано быстрое прогорание клапанов.

Из-за того, что пропан-бутановая смесь горит медленнее бензина, в некоторых случаях процесс сгорания может продолжаться даже после открытия выпускного клапана. Из-за этого выпускные клапаны, их седла, лямбда-зонд и катализатор перегреваются и действительно могут прогореть. Однако подобные проблемы могут возникнуть только при активной езде, когда мотор постоянно раскручивается выше 4500 об/мин. При этом от перегрева «уходят» тепловые зазоры клапанов и могут подгореть кромки клапанов и седел. Решить данную проблему позволяет модернизация головки блока цилиндров с заменой седел и клапанов на более жаропрочные, изготовленные специально для моторов, работающих на газе. Минимизировать риск перегрева выпускных клапанов также поможет увеличение угла опережения зажигания на 5–7°.

6. ГБО неприемлемо для любителей агрессивной езды.

Некоторые производители ГБО (например, Zenit или King) предусматривают такой алгоритм работы ЭБУ, при котором в случае раскручивания мотора свыше 4000 об/мин он автоматически переключается на бензин. В результате полностью используются все преимущества и газа, и бензина без какого-либо вреда для двигателя и без потери мощности.

7. Конденсат образуется не только в редукторе, но и в баллоне, где за год его может накопиться 10 л и даже больше, поэтому сливать конденсат нужно как из редуктора, так и из баллона с газом, а это дело сложное и грязное.

Поскольку отбор газа из баллона производится снизу, конденсат там образоваться не может в принципе. И даже если предположить, что в баллоне образуется какое-то количество конденсата, он сразу же поступит в редуктор, откуда его можно будет легко слить.

8. Если двигатель нормально работает на бензине, при правильно отрегулированном ГБО никакие дополнительные регулировки или доработки не нужны.

Как уже упоминалось, во избежание прогорания клапанов и снижения максимальной мощности необходимо увеличить угол опережения зажигания. В инжекторных системах питания для этого существует несколько способов: чип-тюнинг (нежелателен, так как при работе на бензине ухудшаются характеристики и повышается склонность к детонации), установка специального устройства — вариатора (электронный блок под конкретный двигатель) либо установка двухпрограммного (для газа и для бензина) блока управления двигателя. Кроме того, газовоздушная смесь отличается более высоким электрическим сопротивлением, чем бензовоздушная, поэтому при установке ГБО желательно установить и более «холодные» свечи зажигания с уменьшенным на 10–15% межэлектродным зазоро­м.

9. Расход газа больше, чем расход бензина, а поэтому экономия от его использования обманчива.

Расход газа примерно на 20% больше, чем расход бензина. В то же время стоит газ существенно дешевле. Так что даже с учетом большего расхода газа при установке ГБО расходы на топливо в целом снизятся. Не говоря уже об уменьшении расходов на масло и продлении ресурса двигателя.

Интересные автостатьи

«Дружба» с АЗС - лояльность или уловки маркетологов? После серьёзного падения продаж из-за Ковида, обострилась конкурентная борьба за клиента у топливных компаний. А для того, чтобы удержать клиентов и привлечь новых, операторы топливного рынка не только запускают, но и постоянно совершенствуют программы лояльности.
Когда лучше покупать машину? Что нас ждёт в 2021 году? Для того, чтобы сегодня максимально эффективно инвестировать в покупку автомобиля, необходимо понимать, что сейчас происходит на рынке подержанных авто и чего ожидать в будущем. Сегодня мы поговорим о том, что изменилось за период лето-осень 2020-го, а так же сделаем прогноз на зиму-весну 2021-го года. Итак, давайте разбираться по порядку.
Чем новый Range Rover Evoque покорил украинский рынок? В семействе британских внедорожников Evoque называют младшим братом, ведь он меньше всех по габаритам и доступнее по цене. В 2019 году на дорогах Украины появились внедорожники второго поколения, став одними из самых продаваемых в классе.
Встречайте обновленный Jaguar F-Type: рестайлинг 2020 года Jaguar F-Type называют самым красивым автомобилем бренда. Точеные линии кузова в сочетании с невероятной оптикой делают этот спорткар центром внимания на любой дороге.
Эксперты провели масштабное исследование «девяносто пятого» бензина По данным официальной статистики, доля белорусских бензинов в Украине в общем импорте достигла 80 процентов. Как известно, нефтеперерабатывающие заводы нашего соседа основательно модернизированы, и выпускают топливо стандарта Евро 5. Выходит, проблем с качеством быть не должно?
Дизельное топливо – какое качество на дорогих и дешёвых заправках? После кризисного «карантинного» падения, цены на топливо на украинских АЗС уверенно поползли вверх. При этом, что касается дизельного топлива, пока сохраняется весьма солидный разброс, достигающий 5 грн. на литре. А будет ли такой же разница в качестве топлива?
Электрическая революция: от Peugeot VLV – до Peugeot е-2008 Электрические двигатели использовались еще на заре появления автомобиля, однако тогда они уступили борьбу бензиновым моторам. Peugeot одни из первых взялся за изучение электропривода для автомобилей – это было еще в далеком 1902 году.
Ariya - первый 100% электрический кроссовер Nissan Nissan показала продолжателя дела Leaf. Встречайте первый электрический кроссовер марки — Nissan Ariya.
Новый Ford Bronko - «внедорожный воин» 21 века Ford спустя 31 год возродил рамный внедорожник Bronco. И это очень красиво.
Качество автомобильного газа улучшилось, но многие грешат «недоливом» Впервые за 2 года стоимость автомобильного газа достигла 50 процентов стоимости бензина, и продолжает повышаться. В некоторых сетях цена около 12 гривен за литр, что не очень радует владельцев авто с ГБО. Кроме того, некоторые компании лоббируют введение дополнительных пошлин на импортные газ и дизель.
WOG разыгрывает дом на колесах Закрытые границы – не проблема для настоящих путешественников. Наоборот, это прекрасная возможность узнать лучше родную страну.
Что такое «помеха справа» и как правильно пользоваться этим правилом «У тебя помеха справа была!», - такое взаимное обвинение часто можно услышать от водителей, попавших в ДТП на регулируемом перекрестке, при проезде «клумбы» или взаимном перестроении.

Больше новостей